Профессиональные велосипедные гонки требуют от райдеров наличия особой тактики. Кросс-кантри, фрирайд и даунхилл имеют особые тонкости, способные существенно повысить эффективность тренировок. В сегодняшней статье мы поговорим о том, для чего необходимо выбирать траектории на трассе и как это делать.
Для чего необходима траектория. Обычно о траекториях задумываются при переходе от начального уровня тренировок к более осознанным. Новичков, как правило, волнует лишь вопрос о том, как бы в целости и сохранности добраться до финиша.
При обретении контроля над прохождением трассы велосипедист совершает первые попытки выработки тактики и естественно задумывается о траектории поворота или полета относительно земли, например, при перепрыгивании через препятствия. Оцениваются движения колеса, путь торможения, возможность нахождения нужного упора, частота оборотов педалей и так далее.
Выбор правильной траектории при езде на велосипеде: техника преодоления препятствий
Профессиональные трассы для горного катания
или кросс-кантри имеют ширину, достаточную для выбора нескольких возможных траекторий.
Для объездов сложных технических участков составляются так называемые чикенлайны. Они представляют собой запланированные траектории объезда. Но в случае, когда райдер выбирает легкий вариант, он, как правило, теряет время и скорость.
Анализ трассы
Опытные спортсмены рекомендуют перед выходом на трассу всегда совершать пеший обзор местности или проезжать тренировочный круг для просмотра рельефа и препятствий. Обращайте внимание на наиболее труднопроходимые участки дороги и составляйте план их преодоления. Отмечайте для себя ориентиры, которые могут вам помочь в преодолении препятствий. Это могут быть камни, деревья или бревна, а также знаки разметки. Все это поможет вам сориентироваться на трассе и вовремя выбрать необходимую траекторию для того, чтобы вписаться в виражи и повороты.
Правильная траектория может быть двух видов: легкая и быстрая.
Легкая траектория
Если вы пока что не вполне владеете навыками прохождения сложных трасс, следует держать концентрацию не на скорости, а на стабильности движения. Безопасное преодоление препятствий в итоге положительно скажется и на вашем общем результате.
Следует выбирать траектории, имеющие в большом количестве контруклоны и упоры. Избегайте слишком большого уклона. В случае, если выбор стоит между прямым выкатом на большом уклоне и поворотом на меньшем уклоне, специалисты советуют выбирать преодоление участка трассы по прямой линии.
Объезжайте камни, корни деревьев, скользкие или песчаные участки дороги.
Как правило наиболее простая траектория на треке является самой накатанной.
Быстрая траектория
Как мы уже отметили ранее, самая накатанная траектория почти всегда не совпадает с самой быстрой. Для того чтобы сэкономить время, следует выбирать сложные маршруты. Это может быть или антиуклон, или просто резкий спуск, или маршрут, проходящий через каменистые участки или корни деревьев и так далее. Например, если вы видите, что дорога резко идет вниз, а посередине ее находится большой валун или коряга, обычная траектория будет идти в объезд препятствия. Быстрая — через ее преодоление путем исполнения банни-хопа.
Если же на пути встречаются косые корни деревьев, после которых необходимо вписаться в поворот, простая и медленная траектория пройдет в объезд корней, а быстрая — по корням. Такой маршрут имеет свои риски, но при успешном его прохождении, вы здорово выиграете во времени.
Советы по выбору подходящей траектории
Давайте сформулируем главные правила выбора подходящей траектории.
- Прямая траектория возможна не во всех случаях. Все зависит от уровня ваших навыков. Иногда езда по прямой означает встречу с небольшим антиуклоном, но в некоторых случаях райдеру придется совершить прыжок через несколько крупных бревен, при этом еще и удачно попасть в небольшой упор.
Такой вид траектории самый рисованный, но и самый выигрышный при успешном выполнении виража.
- Широкая траектория. Обыкновенно, чем шире ваша траектория при входе в вираж, тем большую скорость вам удастся сохранить на выходе из него. Специалисты советуют заходить в повороты широко. Так вам не придется замедлять ход для того, чтобы вписаться в радиус. Влетание в середину поворота, а также другие тактики возможны только при наличии у гонщика большого опыта.
- Держите в голове перспективу. При выборе прямой траектории вы можете оказаться перед резким поворотом. Логично, что в таком случае вам придется резко затормозить и скинуть скорость практически до нуля для того, чтобы вписаться в вираж. В этой ситуации лучше притормозить чуть заранее, на подходе в препятствию, чем останавливаться уже в процессе его преодоления.
- При входе в поворот оценивайте его радиус. Этот навык приходит с опытом. От данного параметра зависит скорость, с которой следует войти в вираж. Если вы не видите окончания поворота, не выбирайте рискованных маршрутов. Держите в голове возможность появления на выходе из него препятствия. Помните о том, что тормозить безопаснее перед поворотом, чем во время его прохождения. Оценивайте наклон велосипеда.
- Камни и корни преодолеваются по перпендикулярной траектории. В противном случае вы рискуете соскользнуть с них и упасть. При катании по каменистым участкам следует придерживаться траектории, проходящей по наиболее ровным маршрутам.
Езда через крупные камни довольно непредсказуема и не позволяет заранее прогнозировать траекторию. Если вы можете безопасно перепрыгнуть через несколько крупных камней, обязательно воспользуйтесь такой возможностью.
- Преодоление грязевых участков следует осуществлять по траектории, позволяющей максимальный зацеп. Выбирайте наиболее стабильные участки дороги. Особенно ответственно стоит отнестись к зонам притормаживания: на них легко уйти в трудно контролируемый занос.
- При прыжках с трамплинов выбирается или прямой низкий вылет над землей, или радиусный вылет, предполагающий полет в высоту. Оценивайте геометрию трассы, а также место приземления.
Заключение
Выбор тактики прохождения препятствий зависит, прежде всего, от навыков райдера. Идеальная траектория позволит преодолеть сложные участки максимально эффективно и быстро. Правильный стиль катания вырабатывается только путем активной практики. При выборе маршрута обращайте внимание на разметку трассы, выезд за которую грозит дисквалификацией. Перед выходом на соревнования в обязательном порядке сделайте тестовый заезд, ознакомьтесь с особенностями маршрута и составьте план преодоления сложных участков.