Как правильно переключать скорости велосипеда: советы специалистов

далеко не каждый райдер умеет переключать скорости правильноПрактически все современные модели байков оснащены многоскоростной трансмиссией. Правильное переключение передач на велосипеде исключает чрезмерную нагрузку на механизм и позволяет продлить срок эксплуатации деталей. В сегодняшней статье мы рассмотрим советы по выбору оптимальной передачи, а также рассмотрим вопрос о правильной технике переключения скоростей.

Как переключать скорости правильно

По сравнению с односкоростным велосипедом байки с несколькими режимами скоростей позволяют подобрать оптимальную частоту вращения педалей на любой дороге. Особенно выигрывают они на участках бездорожья и при подъемах в гору.

Статистика показывает, что далеко не каждый райдер умеет переключать скорости правильно. Многие владельцы велосипедов использую лишь ограниченный набор режимов работы, а кто-то и вовсе ездит «по-старинке», на одной и той же скорости.

Для того чтобы полностью раскрыть все возможности велосипеда, следует освоить управление системой передач. Переключать механизм на новый режим работы следует с соблюдением важных правил.

Рекомендации

Стандартным набором современного велосипеда являются три передние звезды (системы) и 6-9 ведомых звезд. Современные модели имеют 18, 21, 24 или 27 скоростей.

Переключение скоростей производится или путем прокручивания манетки, или при помощи особых рычагов.

Не стоит перескакивать через несколько скоростей. Передачи переключаются плавно и последовательно.

Не переключайте скорости под большой нагрузкой или во время остановки. В состоянии покоя можно переключать скорости только в планетарных втулках.

При изменении наклона дороги стоит позаботиться о переключении скоростей заранее. Если вы уже поднимаетесь в гору, переключайте только задние звезды. Делайте это в момент наименьшей нагрузки на трансмиссию, например, на более пологом участке.

Правильное положение цепи

Особое внимание стоит уделить положению цепи велосипеда. Чем больше скоростей имеет велосипед, тем большему перекосу подвержена цепь и тем меньше ее ширина.

Правильным считается положение цепи, когда элемент расположен без перегибов. Для оценки положения стоит произвести визуальный осмотр. Передняя и задняя части должны лежать или параллельно, или с небольшим изгибом.

Если цепь имеет резкий изгиб, это говорит о том, что комбинация звезд выбрана неправильно. Она может повредить механизм и привести к ускоренному износу звезд и цепи.

Правильные комбинации звезд

Для примера рассмотрим трансмиссию с 3 звездами в системе и 9 ведомыми звездочками.

Передние звезды, называемые системой, позволяют выставлять основные режимы работы, исходя из параметров трассы:

  • Самая маленькая звезда выбирается при катании по бездорожью, песку или грязи. Преодоление каменистых трасс и подъемов в гору также проходит в этом режиме.
  • Средняя звезда идеально подходит для катания по нервным дорогам, с обилием ухабов и поворотов.
  • Самая большая звезда выбирается для катания по ровной трассе. Она позволяет развить самые крупные скорости.

Для каждой передней звезды существуют рекомендации по выбору задних звезд. Задние звезды (кассетные) позволяют точнее подстроиться под реалии определенной дороги. По сравнению с передними звездами, их нумерация идет в обратном порядке, от самой большой к самой маленькой.

Формула подбора звезд

Существует общепринятая формула, позволяющая рассчитать правильное переключение скоростей. Для подбора нужной комбинации звезд следует разделить количество задних звезд на количество звезд системы. Для стандартного набора 3*9 формула будет выглядеть следующим образом:

9:3=3

На этом примере легко разобраться с режимами работы.

для ровной дороги рекомендуется использовать третью

Так, для ровной дороги рекомендуется использовать третью (самую большую) звезду системы с 7, 8 или 9-й задней.

Для катания по неровной дороге выбирается средняя звезды системы и 4, 5 или 6-я задняя звезда.

Для подъема в гору или преодоления бездорожья выбирается первая звезда системы и 1, 2 или 3-я ведомая звезда.

Такое положение цепи является самым удачным. Однако на практике возможны отступления. Так, к комплекту задних звезд можно смело прибавлять по еще одной звездочке. Например, для первой звезды системы использовать 1, 2, 3 или 4-ю ведомую звезду.

Как подобрать скорость

Специалисты советуют начать освоение трансмиссии с катания на средней передней звезде. Это — универсальный вариант, подходящий для большинства умеренных дорог.

Старт с третьей звезды системы будет чрезмерно тугим, а с первой — затруднительным с точки зрения удержания равновесия.

Набрав скорость и оценив параметры трассы, вы можете перейти к экспериментированию. Трансмиссия осваивается опытным путем.

Специалисты советуют начать

Если качество дороги ухудшается или вы приближаетесь к подъему, стоит плавно отрегулировать задние звезды до минимальной (для второй передней звезды это будут 4-я или 3-я ведомая). Затем переднюю звезду переключают на первую. После преодоления трудного участка дороги при необходимости выставляется вторая передняя звезда, а то и третья (при ровном асфальте).

Важно помнить о том, что передняя средняя звездочка является основной. На ней начинают движение и на ней же останавливаются.

Переключение скоростей стоит производить только в движении. Исключение составляет лишь планетарная втулка.

В момент переключения скоростей стоит замедлить педалирование. Движение должно быть по инерции, без резкого вдавливания педалей.

При изменении наклона дороги переключение стоит производить заранее, за несколько метров.

Чего необходимо избегать

В завершение давайте поговорим о том, чего следует избегать:

  • Нельзя переключать скорости резко, а также выставлять передачи без соблюдения рекомендаций по выбору правильного сочетания звезд.
  • Стоит избегать крайне противоположных звезд, ведущих к искривлению цепи.
  • Запрещено переключать скорости под нагрузкой, по время усиленного педалирования.
  • Избегайте загрязнения трансмиссии. Не пренебрегайте регулярной чисткой элементов и смазыванием компонентов трансмиссии.

Заключение

Освоить правильное переключение скоростей довольно просто. Стоит лишь запомнить необходимую теорию, после чего следует перейти к практике.

Грамотное использование скоростей поможет вам в выборе оптимального каденса (частоты педалирования), а также раскроет все возможности велосипеда и позволит вам комфортно преодолевать сложные участки дороги.

Со временем переключение скоростей дойдет до автоматизма, и подбор оптимального положения цепи будет успешно производиться интуитивно. Вы сможете не задумываясь подбирать необходимую передачу, исходя из параметров дороги.

Михаил Ерофеев

Привет, являюсь профессиональным механиком велосипедов со стажем более 10 лет, произвожу ремонт и обслуживание профессиональных велосипедов! Выполняю ремонт практически любой сложности. За плечами огромный опыт работы в профессиональных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга. Также огромный опыт эксплуатации велосипедов в профессиональном спортивном прошлом. Произвожу обслуживание вилок, сборку колёс и подбор спиц, гидравлику, трансмиссию и т.д. На этом сайте делюсь опытом и веду блог в интересной для меня теме, сохраняйте в закладки сайт, пишите комментарий, будем общаться!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий