Все о велосипедной цепи: уход, проверка износа, замена

Все о велосипедной цепи: уход, проверка износа, заменаЦепь велосипеда является ключевой составляющей трансмиссии. Не нее приходится основная нагрузка при катании. В сегодняшней статье мы обсудим все, что нужно знать о велосипедных цепях. Поговорим об устройстве элемента, видах моделей, маркировке, размерах, возможных материалах, а также обсудим уход и сроки, в которые рекомендуется менять цепь на новую.

Все о велосипедной цепи: уход, проверка износа, замена

Устройство цепи велосипеда

Велосипедная цепь состоит из звеньев, соединенных при помощи пинов. Внутри звеньев располагаются так называемые стаканы. Они защищают зубья звездочек от повреждений.

Размер стандартного полузвена составляет 0.5 дюйма. Размер классической цепи составляет 108 звеньев. Элемент такого типа устанавливается на односкоростные велосипеды. В данной модификации цепь довольно плотно прилегает к звездам. Стоит отметить, что велосипедная цепь для синглспидов отличается повышенной прочностью и хорошим сроком эксплуатации.

Для механического переключения режимов работы в многоскоростных велосипедах применяются более длинные цепи: от 110 до 126 звеньев. Запас в данном случае необходим для полного обхвата всех звездочек трансмиссии.

По конструкции такая цепь отличается от синглспидовых меньшей шириной и повышенной предрасположенностью к перекосам и износу. В конструкции трансмиссии присутствует особый подпружиненный ролик, направляющий цепь и придающий ей необходимое натяжение.

Виды моделей

Изделия делятся на односкоростные и многоскоростные.

Цепи, предназначенные для использования на синглспидах

Цепи, предназначенные для использования на синглспидах, изготавливаются из толстой стали. Это объясняется, прежде всего, присутствием в кассете всего одной звезды.

Цепь такого вида отличается повышенной устойчивостью. Данные модификации устанавливались на «вечные» советские модели, которые служили ни одно десятилетие.

Современные производители советуют регулярно обрабатывать цепь подходящими составами. При должном уходе цепь синглспида проработает до 10000 километров. Она практически не растягивается и равномерно принимает на себя нагрузку от педалирования.

Модификация устанавливается на женские модели, круизеры и городские велосипеды, а также на подростковые и детские байки.

Такая цепь отличается предельно простой конструкцией звеньев. Имеются внутренние и внешние пластины, стаканы (ролики) и пины. Ширина цепи составляет от 8 до 11 миллиметров. Модификация имеет самую высокую эффективность педалирования.

Многоскоростные велосипеды имеют более узкую цепь. Это обусловлено наличием в трансмиссии нескольких звездочек. При замене цепи следует обращать внимание на рекомендации производителей. Если поставить односкоростную цепь на многоскоростной велосипед, получится ездить только на самых крупных звездах. При попытке переключения скоростей элемент будет слетать.

Узкая многоскоростная цепь допускает наличие технологического изгиба. Не стоит, однако, злоупотреблять этим свойством и выбирать для катания крайне противоположные звезды. Модели изготовлены из достаточно тонкой стали, поэтому изнашиваются гораздо быстрее односкоростных. Цепь такого типа следует менять каждые несколько тысяч километров. Ширина цепи от 6.5 до 8 миллиметров.

По конструкции велосипедные цепи также делятся на облегченные и полузвенные.

Облегченные модели отличаются пустотелыми пинами. В пластинах звеньев при этом делаются специальные отверстия. Так достигается уменьшение веса изделия. Конструкция актуальная для использования на гоночных моделях, предназначенных для топовых соревнований. Минусом конструкции такого типа является высокая неустойчивость к поломкам.

Полузвенные цепи носят название Half-Link. Они состоят из одинаковых звеньев,  легко позволяющих подбор оптимальной длины цепи. Пластины имеют резко выраженные спуски. Они проигрывают по прочности стандартным двухуровневым цепям, однако способны прослужить без проблем несколько тысяч километров. Цепь такого типа может устанавливаться как на синглспиды, так и на многоскоростные модели.

!Важно:

При замене полузвенной цепи важно соблюдать правильность установки элемента. Широкая часть звена должна быть направлена к рулю велосипеда.

Размеры и маркировка

Производители качественных моделей указывают на упаковке всю необходимую информацию. Как пример давайте рассмотрим параметры модели

½» х3/16» – 120 links Pinlength 7,3 mm.

Полученную информацию можно расшифровать следующим образом:

  • ½ – обозначает расстояние между пинами или так называемый шаг звена. Размер стандартный и составляет 0.5 дюйма или 12.7 мм.
  • 3/16 представляет собой обозначение расстояния между пинами внутри звеньев. Размер 1/8 устанавливается на односкоростные велосипеды, а также модели для трюков. Размер 3/16 является устаревшим, на сегодняшний день его практически невозможно встретить. Размер 3/32 устанавливается на байки с 6-8 скоростными трансмиссиями. Размер 11/128 применяется на кассетах с 9-11 звездами.
  • 120 links. Параметр обозначает количество звеньев цепи.
  • Pinlength 7,3 mm обозначает длину пина. Чрезмерно короткие пины не подойдут для широкой цепи.

Помимо вышеописанных параметров на упаковке современных моделей часто указывается усилие на разрыв. Многоскоростные варианты имеют от 500 до 700 допустимой тяги. Односкоростные модели отличаются тягой в 900-1100 килограмм. Фактически такие цепи способны поднять небольшой автомобиль.

Также встречаются надписи типа 11S, где параметр отвечает за количество скоростей в кассете (в данном случае — 11).

Материалы

Современный велосипедный рынок представляет большое разнообразие моделей из различных материалов.

Каленая цепь имеет темно-серый цвет. Сталь такого типа используется для изготовления деталей повышенной прочности. Из каленой стали также выполнены большинство отверток и наконечников для шуруповертов.

Золотистая окраска цепи как правило указывает на наличие специального атикоррозийного покрытия. Достигается эффект благодаря добавлению в сталь легирующей добавки, например, кобальта. Сталь такого типа применяется для изготовления сверел и других инструментов, требующих повышенной прочности. Стоит учитывать, что антикоррозийные покрытия цепи стираются максимум за несколько сотен километров.

Алюминий для изготовления цепи не применяется. Также не используется для цепей и цветной металл. Материалы отличаются низким уровнем прочности. Для велосипедных цепей чаще всего применяется сталь разной степени обработки.

Усиленные цепи как правило представляют собой односкоростные модели. Они изготавливаются из частично или полностью нержавеющей стали, а также из закаленного материала.

Крайне редко встречаются титановые варианты. Сам по себе титан отличается высокой стоимостью. Велосипедная цепь из титана стоит крайне дорого и применяется только на топовых моделях, там, где оправдано применение материала.

Замки для цепей

Модели различных компаний отличаются между собой по типу соединений. Варианты от Campagnolo или Shimano как правило представляют собой цельное цепи, без замка. Продукция брендов KMC и SRAM оснащена специальными замками, существенно облегчающими работу с цепью. Цепи с замком можно разъединить без выжимки.

Замки можно установить и на цельные цепи. Устройства продаются отдельно. При выборе важно обратить внимание на ширину модели. Она должна совпадать с шириной самой цепи.

Модели замков отличаются и по типам блокировки. В модификациях, предназначенных для использования в многоскоростных моделях, замок не должен выходить за габариты боковых пластин.

Уход за цепью

Производители рекомендуют смазывать велосипедную цепь подходящими составами. При активной эксплуатации обработку следует производить хотя бы раз в неделю или один раз на 100 километров пробега.

Модификация устанавливается на женские модели

Подбирайте для обработки масла проверенных производителей. Помните о том, что качественное масло расходуется экономно, что оправдывает повышенную стоимость фирменного состава. Чистка велосипедной цепи производится путем полоскания элемента в подходящем составе.

Обзор лучших производителей

Качественные велосипедные цепи производятся многими всемирно известными брендами. Ниже мы составили для вас список проверенных производителей. Купить модели можно в любом крупном велосипедном магазине.

  • Японская компания по производству навесного оборудования выпускает качественные аксессуары различных ценовых уровней.
  • Представляет собой известный итальянский бренд.
  • Американская велосипедная компания. Товары идеальны по соотношению цена-качество.
  • Бренд из Тайваня. Продукция широко доступна на отечественном рынке и продается по всех веломагазинах.
  • Немецкий бренд. Продукция отличается высоким уровнем качества. Стоимость моделей, однако, довольно высокая, по сравнению с аналогами.
  • Тяжмаш. Отечественный бренд, специализирующийся на выпуске велосипедных цепей повышенной прочности. Модели завода устанавливались на советские дорожные велосипеды. На сегодняшний день предприятие поставляет качественные варианты цепей для односкоростных велосипедов. Цены на модели — одни из самых низких среди аналогов.

Советы по выбору

Для того чтобы выбрать подходящую модель велосипедной цепи, следует учитывать характеристики, указанные на маркировке. Изучите количество звезд, данные по длине, подберите наиболее устойчивый к износу материал. Выберите качественное средство для ухода за цепью.

Антикоррозийное покрытие многие специалисты считают необязательным. Оно довольно неустойчиво на практике и стирается за несколько сотен километров. Переплачивать за него не стоит. Защитные свойства такого покрытия легко заменяет обработка обычным маслом.

Приобретайте только качественные модели цепи. Избегайте подделок или покупки вариантов от безымянных производителей, часто изготавливаемых из некачественной стали. Помните о том, что от состояния цепи зависит уровень безопасности при катании.

Регулярно проверяйте состояние велосипедной цепи. Оценивайте натяжение элемента и степень износа. Своевременно заменяйте цепь на новую. Это поможет избежать дорого ремонта в случае повреждения соседних механизмов, вызванных чрезмерной деформацией цепи.

Как установить цепь

Для того чтобы заменить цепь на новую, необходимо демонтировать элемент при помощи выжимки.

Алгоритм работы:

  • Переверните велосипед и поставьте его вверх ногами.
  • Открутите гайки или ослабьте эксцентриковые крепления заднего колеса.
  • Открутите болт, удерживающий лапку втулки.
  • Демонтируйте заднее колесо, втулку и кассету.
  • Снимите велосипедную цепь с кассеты. Работа проводится при помощи специального инструмента — выжимки цепи.
  • Разомкните новую цепь и поставьте на переднюю крупную звезду.
  • Разместите цепь на задней большой звезде.
  • Отрегулируйте натяжение и установите назад колесо велосипеда.
  • Затяните крепления и болты.
  • Проверьте, есть ли на новой цепи смазка. В случае ее отсутствия или при недостаточном ее количестве, нанесите на цепь новый состав.
  • Прокрутите педали. Проверьте переключение скоростей, разгон и торможение.
  • Если все хорошо, переверните велосипед.

Заключение

От состояния цепи велосипеда зависит правильность работы трансмиссии. Регулярно смазывайте цепь и проверяйте уровень ее натяжения. Своевременно заменяйте элемент на новый. Покупайте цепи проверенных производителей. Используйте для работы с цепью выжимку и фирменные составы для ухода.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий