Амортизационные вилки для велосипеда представлены самыми разными механизмами. Модели отличаются по функционалу, цене и предназначению. В сегодняшней статье мы поговорим о разновидностях и особенностях вилок, а также затронем вопросы выбора, установки и обслуживания механизмов.
Назначение вилки и ее устройство. Вилка велосипеда выполняет отвечает за крепление колеса, влияет на маневренность велосипеда, может иметь амортизационные свойства или быть жесткой.
Амовилки представлены довольно широко. Их устанавливают на базовые модели, а также байки среднего и высокого сегмента.
Амортизационные вилки для велосипеда
Механизмы, их плюсы и минусы
Преимущества амортизационных вилок
- Качественный механизм существенно снижает ударную и вибрационную нагрузку. Это позволяет продлить срок эксплуатации велосипеда и увеличивает комфорт при катании.
- Вилка максимально сохраняет скорость байка на трудных участках дороги. При наезде колеса на препятствие возникает тормозящий эффект, который сглаживается амортизацией.
- Хорошая амортизация повышает уровень контроля за транспортным средством, улучшает его маневренность и делают торможение более эффективным.
- Наличие качественной амортизации положительно влияет на здоровье райдера. Тряски и подскоки не только утомляют спортсмена, но и способны нанести вред позвоночнику и суставам. Амовилка уменьшает ударное воздействие и эффективно гасит вибрацию.
- Амовилка позволяет райдеру экономить силы при прохождении препятствий.
- Амортизация может применяться для выполнения трюков при экстремальном катании. Райдер может научиться использовать силу отскока механизма в своих целях, например при выполнении прыжка.
Недостатки амортизационных вилок:
- Топовые вилки, имеющие множество функций настроек, как правило, весят больше. Вес некоторых моделей доходит до 3 килограмм, что составляет одну треть веса стандартного горного байка.
- Чем сложнее механизм, тем больше вероятность поломки.
- Для ухода за сложными вилками требуется больше ресурсов.
Особенности конструкции
Практически любая модель амортизационной вилки состоит из перечисленных ниже компонентов:
- Рулевая труба. Также носит название штока. Деталь соединяет вилку с рулем и компонентами рамы. Имеются подвиды: труба бывает конусовидная и прямая.
- Коронка. Соединяет трубы и штаны. Амортизационная вилка может иметь одну или две короны. Для изготовления детали используются самые прочные материалы. Коронка принимает на себя большую часть нагрузки, особенно в моделях без предусмотренной амортизации.
- Внутренней трубы или ноги. Иногда деталь зазывается поршнем. Компонент соединяется с коронкой.
- Механизм настройки обычно располагается на головках ног. Через них также производится накачивание воздухом некоторых моделей вилок.
- Сальники устанавливаются на стыке внутренних труб и штанов. Их еще называют манжетами. Детали защищают механизм амортизации от попадания влаги и грязи.
- Штаны вилки представляют собой внешний корпус устройства. Их диаметр превышает диаметр поршня. Внизу штанов имеются дропауты для установки и фиксации оси колесной втулки. Сверху находятся так называемые гориллы, соединяющие штаны наподобие короны.
- Бустеры или, так называемые, гориллы имеются не во всех моделях амовилок и вилок типа ригид. Их функция заключается в равномерном распределении нагрузки от штанов.
- Многие модели имеют демпфер, представляющей собой наполнение ноги.
Виды велосипедных вилок
Механизмы делятся на несколько видов, в зависимости от технического устройства.
По конструкции вилки могут быть фиксированными (жесткими), амортизационными, одноногими, двухкоронными и перевернутыми.
Каждый вид ориентирован на определенный стиль катания, вид велосипеда или особенности дороги.
Фиксированная (жесткая) вилка
Данные модели отличаются самым простым устройством и невысокой стоимостью. Такой тип вилок устанавливается на шоссейные и прогулочные модели, а также детские велосипеды. Жесткая вилка также популярна, как и амортизационная. Она находит свое применение в простых базовых моделях, а также в велосипедах, ориентированных на длительное катание по ровным дорогам.
Преимуществами жесткой вилки являются:
- Малый вес. Параметр достигается за счет простоты устройства механизма.
- Прочность конструкции. Монолитная структура способствует высокой устойчивости к механическим нагрузкам.
- Невысокая стоимость. Цена жестких вилок, как правило, гораздо дешевле амортизационных моделей.
- Простота эксплуатации и обслуживания. Монтаж и демонтаж вилки производится без проблем. Вилка требует минимального ухода.
Специалисты советуют приобретать жесткие вилки для катания по ровным поверхностям: асфальту или хорошо утрамбованному парковому грунту. Жесткие вилки не подходят для катания по пересеченной местности.
Амортизационная вилка
Механизм амортизации моделей содержит пружину, масло или воздух. Существуют как одинарные варианты (только пружина), так и смешанные (воздушно-масляные).
Тип устройства амортизационного механизма влияет на стоимость модели и качество работы.
Пружинные вилки являются наиболее распространенными. Они отличаются простой конструкцией по сравнению с аналогами, более пригодны для ремонта, не требуют особых навыков при установке и обслуживании.
Преимущества и недостатки подобных механизмов были описаны ранее в настоящей статье.
Двухкоронная амортизационная вилка отличается повышенной устойчивостью к нагрузкам и используется в экстремальном катании. Механизм состоит из двух отдельных коронок, фиксирующих ноги.
Среди преимуществ моделей можно отметить высокую прочность и долговечность. Минусами является достаточно большой вес, высокая стоимость и длинные ноги, позволяющие монтаж вилки далеко не на каждый байк.
Одноногая вилка появилась на отечественных прилавках относительно недавно. Изначально вилка такого типа являлась маркетинговым ходом, однако со временем механизм отделился в самостоятельный вариант, имеющий как плюсы, так и недостатки.
Конструкция предусматривает наличие одной ноги, удерживающей колесную ось. Модели могут иметь амортизационные элементы, снижающие нагрузку на ногу.
Преимуществом механизма является малый вес. В качественных моделях достигается приемлемый уровень надежности, благодаря использованию прочных и дорогих материалов.
Перевернутая вилка отличается высокой эффективностью и максимально низкой нагрузкой на компоненты механизма. Внутренние ноги или трубы используются для усиления дропаутов. Штаны соединены короной и располагаются сверху механизма.
Вилки пользуются большой популярностью благодаря большому выбору настроек. Плюсом механизма является также открытый доступ к внутренним частям амортизатора. Среди недостатков можно назвать необходимость проведения частого технического обслуживания и высокую цену моделей.
По типу амортизирующего элемента вилки делятся на пружинные, воздушные, масляные и смешанные.
- Пружинные вилки не имеют демпфера и устанавливаются на базовые модели.
- Пружинно-эластомерные вилки имеют стальную пружину, дополненную эластомерным стержнем. Минусом данного варианта является необходимость замены стержня при его износе. Данный вариант часто применяется для задней амортизации велосипеда.
- Воздушные вилки. Также называются пневматическими. В данных механизмах воздух реализует задачи пружины и демпфера одновременно. Модели отличаются необходимостью подкачки воздуха при помощи насоса высокого давления. Воздушные вилки не подходят для использования в агрессивных направлениях спорта. При сильных нагрузках они быстро теряют свои свойства.
- Гидравлические или масляно-воздушные вилки. В механизмах имеется капсула с маслом, выступающая в качестве демпфера. Данный тип используется на топовых моделях велосипедов, так как выдерживает повышенные нагрузки.
- Масляно-пружинные варианты считаются наиболее качественными. Механизм содержит стальную пружину, роль демпфера выполняет масло. Устройства отличаются плавным ходом и пригодны для использования во всех направлениях велоспорта.
Размеры вилок
Размеры велосипедных вилок варьируются, в зависимости от вида модели и ее предназначения.
Общая длина амовилки может составлять от 20 до 26 дюймов. Отдельные модели имеют размеры до 29 дюймов.
Вилки отличаются по длине хода:
- в гибридных моделях — 50-70 мм.
- в кросс-кантри — 80-100 мм.
- в дёрте — 80-100 мм.
- в моделях для соревнований — 120-150 мм.
- во фрирайде — 180-250 мм.
- в даунхилле — 170-200 мм.
- в хардкор фрирайде — 250-300 мм.
Варьируются и размеры ног вилок. Для велотуризма используются 28-миллиметровые варианты. Для экстремального фрирайда популярны модели с ногами до 42 мм.
Как выбрать амовилку
Специалисты советуют ориентироваться при выборе модели на стиль катания, особенности велосипеда, параметры райдера, а также стоимость механизма и его происхождение.
Следует отдать предпочтение качественным вариантам проверенных производителей.
Для райдера стандартного телосложения подойдут облегченные модели. Для райдеров весом от 100 кг. следует выбрать топовые варианты повышенной прочности. Брендовые модели в обязательном порядке содержат в описании указания максимально допустимой нагрузки.
Выбор модели зависит и от стиля катания. Для городского прогулочного катания покупка двухкоронного варианта не обоснованна ни с экономической, ни с технической точки зрения.
Новичку вполне подойдет эластомерная вилка, простая воздушная или пружинно-масляная вилка. Для катания по ровным дорогам специалисты советуют купить простую амовилку или вилку типа ригид.
Переход на более дорогие и сложные модели должен производиться по мере роста опыта райдера и его профессиональных запросов.
Чем более активно вы занимаетесь велосипедным спортом, тем более качественной должна быть вилка. Опытные райдеры советуют не экономить на амовилке при активном занятии спортом. Дешевый вариант быстро придет в негодность и потребует замены.
Обзор производителей
Следует отдать предпочтение качественной продукции проверенных велосипедных брендов:
- Fox. Бренд характеризуется механизмами высокого качества. Модели имеют долгий срок эксплуатации.
- SR Suntour. Модели относятся к бюджетным, однако по прочности и функционалу конкурируют с многими дорогими аналогами. С недавнего времени в линейке компании появились также продвинутые титановые модели.
- Zoom. Вилки данного бренда отличаются невысокой стоимостью и хорошим качеством. В продаже имеются пружинные и воздушно-масляные варианты.
- Manitou. Продукция компании пользуется большим успехом на европейском и американском рынках. Бренд производит качественные вилки. Цена довольно высокая. В линейке товаров присутствуют перевернутые варианты и топовые пружинно-масляные варианты, применяемые для создания шоссейных велосипедов для большого спорта.
Правила установки
Специалисты советуют доверить работу профессионалам. Данное правило имеет исключение только в случае установки вилки типа ригид.
Жесткая вилка отличается простой конструкцией, поэтому ее монтаж не потребует каких-либо сложных навыков.
Основные настройки
Продвинутые вилки имеет несколько вариантов настроек. Все они призваны улучшить работу механизма и довести уровень амортизации до оптимального.
- Локаут или блокировка используется при переходе с бездорожья на шоссе. Отключение амовилки позволяет избежать раскачки велосипеда при скоростном катании по ровному асфальту.
- Опция выставления преднагрузки используется в вариантах со стальной пружиной. Настройка производится путем откручивания или закручивания регулятора на ноге вилки. Воздушные варианты реализуют данный вариант путем изменения давления внутри вилки. Работа производится при помощи насоса высокого давления.
- Регулировка низкоскоростной компрессии делает вилку более устойчивой, однако при этом снижается эффективность отработки мелких неровностей дороги.
- Настойки высокоскоростной компрессии минимизируют риск пробития вилки. При этом сжатие становится довольно упругим.
- Регулировка скорости отскока позволяет отрегулировать скорость возврата конструкции в исходное положение.
- Настройка гейта. Используется на моделях Rock Shox. Функция позволяет отрегулировать усилие, при котором блокированная вилка будет начинать отработку неровностей. Данный механизм реализован для минимизации раскачки велосипеда при педалировании. Опция актуальная при катании по шоссе или подъеме в гору. Бренд Specialized имеет аналог системы: Brain. Модели отличаются сложным устройством, однако имеют существенные преимущества в комфорте и эффективности работы.
Обслуживание вилки
Частота проведения технического обслуживания зависит от типа механизма, интенсивности и условий эксплуатации.
Вилка эластомерного типа требует ухода раз в сезон. Воздушные вилки для экстремального катания при активном катании требуют обслуживания раз в 20-30 часов наката. Для работы потребуются специальные масла и инструменты.
Обслуживание вилки напрямую зависит от сложности механизма. Чем больше функций и настроек имеет вилка, тем больше времени и сил потребуется для ухода за ней.
Заключение
Амортизационные вилки для велосипеда при правильной настройке существенно увеличивают комфорт при катании. Выбор вилки должен осуществляться, исходя из потребностей райдера, его параметров, стиля катания и уровня сложности тренировок.