Устройство заднего колеса велосипеда и пути устранения поломок

Устройство заднего колеса велосипеда и пути устранения поломокУстройство заднего колеса велосипеда довольно непростое. Заднее колесо практически всех моделей является ведущим. Оно приводится в движение передачей крутящего момента велосипедной цепью.

Понимание конструкции механизма поможет в правильном обслуживании велосипеда, а также будет способствовать своевременному обнаружению и устранению поломок.

Устройство заднего колеса велосипеда и пути устранения поломок

Параметры колес и их частей

Колеса

В конструкцию колеса входят обода, спицы, втулка, покрышки и камеры. В современных моделях часто встречается вариант, когда покрышка и камера объединены в бескамерную шину. Втулка заднего колеса соединяется с ободом посредством спиц. Количество элементов существенно различается от типа модели велосипеда и может варьироваться от 12 до 48.

Топовые модели велосипедов иногда комплектуются колесами с карбоновыми спицами. Как правило, рамы в них сделаны из композитных материалов высокого качества.

Размер колеса представляет собой диаметр его обода. Параметр измеряется в дюймах. Стандартными размерами колеса являются 12-29 дюймов. При чем 29-й размер достаточно условный. Он — единственный из всех, что принимает в расчет покрышку велосипеда. По сути — это 28-й размер, оснащенный толстой шиной.

Традиционно горные велосипеды оснащаются 26-дюймовыми вариантами колес. Гибридные или туристические модели имеют 28-дюймовые колеса. Найнеры оснащены самыми крупными 29-дюймовыми колесами.

Часто колеса спортивных трековых моделей не имеют спиц. Вместо них на колесо устанавливается литой диск. Делается это из соображений улучшения аэродинамических показателей. Недостатком конструкции является большая парусность при боковом ветре, а также низкая устойчивость к механическому воздействию. При возникновении деформации или трещины также колесо, в отличие от спицевого, не подлежит ремонту, а заменяется целиком.

Новейшие разработки позволяют напылить на тормозную поверхность ободов керамику

Обода

Долговечность колеса в значительной степени зависит от конструкции обода. Современные модели практически все имеют обода, напоминающие коробку в поперечном сечении. Такая форма эффективно предотвращает обод от деформаций при интенсивном катании.

Обычные обода большинства моделей имеют одностенные обода. Их профиль можно сравнить с буквой U.

Спортивные и профессиональные модели часто имеют усиленные, двойные обода, имеющие перемычку. Обод такого типа крепче, чем одностенный.

Самым крепким и устойчивым является трехстенный обод, имеющий внутри себя две перемычки.

Почти все обода колес сегодня изготавливаются из алюминиевых сплавов или стали. Стальные обода являются самыми дешевыми. Они достаточно прочные, но у них есть и существенный недостаток: большой вес. Кроме того они подвержены коррозии. Современные модели все чаще оснащаются ободами из композитных материалов: ударопрочного пластика и карбона.

Новейшие разработки позволяют напылить на тормозную поверхность ободов керамику. Это делается не только для сокращения тормозного пути транспортного средства в сырую погоду, но и для продления срока эксплуатации колеса.

Спицы

Велосипедная спица представляет собой довольно хрупкий элемент. Она не только подвергается нагрузке от веса велосипедиста, но и берет на себя удары при прохождении препятствий на дороге. Элемент фиксируется в ободе колеса при помощи специального ниппеля.

Почти все спицы современных моделей изготавливаются из алюминия или стали. Стальные варианты в обязательном порядке хромируются. Существуют также модификации из нержавеющей стали. Они хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации. Их труднее сломать, они не поддаются коррозии.

Любая спица велосипеда состоит из 4 элементов:

  1. Головки, размещенной на втулке.
  2. Тела.
  3. Резьбы, на которую надевается ниппель.
  4. Ниппеля, закрепляющего спицу на ободе колеса.

Ниппель в обязательном порядке делается из того же материала, что и сама спица. Иначе из-за электрохимической коррозии может возникнуть риск затруднительной подтяжки или замены спиц.

!Важно:

Натяжение спиц выполняется только при помощи особого спицевого ключа. Ни в коем случае не следует пытаться отрегулировать спицы велосипеда при помощи пассатижей, клещей или других подручных средств.

Чтобы нагрузка распределялась равномерно, и колесо не имело люфтов, натяжение всех спиц должно быть одинаковым.

Основными типами спиц являются:

  1. Катаная спица. Такой вариант является самым бюджетным.
  2. Тянутая спица. Данный вид стоит дороже и имеет меньший вес.
  3. Плоская спица. Является самой дорогой их всех вариантов. Она значительно превосходит аналоги как по весу, так и по уровню аэродинамики.

Спицовка

Спицовка представляет собой порядок взаимного соединения спиц, обода и крепления втулки колеса. Существуют два основных типа спицовки: крестовое и радиальное.

В радиальной модификации спицы не пересекаются друг с другом. При крестовой сборке спица перекрещивается с другими в несколько раз. Количество перекрещиваний зависит от типа модели велосипеда. Классические 26-дюймовые колеса часто имеют тройную спицовку.

Виды втулок заднего колеса

Самым крепким и устойчивым является трехстенный обод

Втулка представляет собой несущую основу колеса. От ее параметров зависит накат велосипеда, а, значит, и эффективность усилий велосипедиста во время кручения педалей.

Втулки отличаются друг от друга по многим параметрам: по прочности, уровню защиты от климатических и погодных условий, наличию вспомогательных деталей.

Втулка находится в центральной части колеса. Ее вращение осуществляется при помощи подшипников. Применяются либо разборные шариковые варианты, либо универсальные заводские подшипники закрытого типа.

Подшипник берет на себя основную нагрузку при кручении колеса, поэтому его качество должно в обязательном порядке быть высоким. Колесная втулка соединяется с ободом при помощи спиц. Старые модели втулок типа «Торпедо» оснащены внутренним тормозным барабаном. При помощи него райдер тормозит путем вращения педалей в обратном направлении.

Современная втулка заднего колеса почти всегда имеет храповый механизм. Кассета со звездами в них надевается на барабан.

Втулки с трещоткой отличаются подшипниками, размещенными ближе к центру. Нагрузка в них распределяется довольно неравномерно. Втулки такого типа чаще всего устанавливаются на бюджетные подростковые или базовые взрослые модели.

Еще одним вариантом задней велосипедной втулки является кассетный вариант. Такой механизм оснащен шлицами, на которые насаживается кассета вместе со звездочками. Фиксируется конструкция гайкой кассеты. Такой вариант предпочтителен по своей надежности. Так как подшипники в них находятся на большем расстоянии от центра, байк, оснащенный такой втулкой, рассчитан на вес райдера до 120 кг.

Третьим типом механизма является втулка с планетарной системой переключения скоростей. Такой вариант сочетает в себе функции обычной втулки с переключателем скоростей трансмиссии. Механизм встроен во втулку и надежно защищен от любых погодных условий. Цепь велосипеда при этом имеет больший срок службы по сравнению с моделями, оснащенными обычными втулками.

Давайте возьмем для примера 3-скоростную планетарную втулку от компании SRAM. По сравнению с 5-ти и 7-ми скоростными вариантами ее конструкция очень проста. Стоит, однако, отметить, что планетарные шестеренки в механизме невозможно разобрать без специального инструмента.

Помимо вышеописанной классификации, существует деление втулок по из сочетаемости с задним тормозом. Наиболее сложным вариантом тормозной системы по конструкции являются дисковые модификации. Они встречается также на ободных тормозах. При этом обратное применение недопустимо. Роторы крепятся на втулку двумя способами: при помощи шлицев (Centerlock) или 6 болтов (6Bolt).

Поломки втулки заднего колеса и пути их устранения

Самыми распространенными ситуациями, требующими ремонта, являются поломки, вызванные или чрезмерным ослаблением конуса, или его слишком сильной затяжкой. Ослабление конуса способствует появлению люфта колесной оси. В противоположной ситуации велосипед имеет неестественно тугой ход. При сильной перетяжке также может наблюдаться хруст в подшипниках.

Стоит отметить, что обе описанные выше ситуации требуют немедленного ремонта велосипеда. Катание на велосипеде в подобном состоянии почти гарантировано приведет к повреждению других деталей трансмиссии. Может потребоваться дорогостоящий ремонт с заменой практически всех ее частей.

Для устранения любых поломок втулки необходимо в обязательном порядке демонтировать заднее колесо. Если модель велосипеда оснащена современными эксцентриковыми креплениями, для работы не понадобятся даже гаечные ключи. Бюджетные модели и детские велосипеды предусматривают фиксацию колеса при помощи двух гаек.

Для того, чтобы устранить люфт или подтянуть конус втулки, потребуются ключ на 17 мм. или 15-миллиметровый ключ. Первым шагом следует ослабить контргайку. Затем стоит или ослабить конусную гайку, или, наоборот, подтянуть ее. При достижении оптимального положения конуса, следует зафиксировать контргайку. При правильной настройке колесо велосипеда крутится свободно, при небольшом усилии.

Стоит обращать особое внимание на качество изготовления втулки. Если детали  механизма имеют невысокое качество, может возникнуть поломка оси. Элемент также может деформироваться. В таком случае спасет положение только замена оси на аналог, изготовленный из более прочного материала.

Если колесо велосипеда вращается туго, это почти всегда указывает на необходимость обслуживания подшипников. Чтобы добраться до элементов, требуется снять звезды. Работа осуществляется при помощи специального съемника. Смазывать подшипники следует только специальной жидкой смазкой. Хорошим вариантом является жидкость на основе тефлона. Она эффективна, универсальна и достаточно недорога. Минусом, однако, является ее быстрое испарение. Для повышения вязкости ее можно смешать с зеленым солидолом.

Обратите внимание на то, что не все смазки хорошо сочетаются друг с другом. При работе с ними следует соблюдать все указанные производителем инструкции.

Если после сборки колеса хруст в подшипниках сохраняется, это указывает или на попадание в механизм песка и пыли, или на возникновение дефектов на трущихся поверхностях. В таком случае подшипники необходимо повторно разобрать, смазать и заменить износившиеся детали на новые.

Итоги

Несмотря на то, что устройство заднего колеса велосипеда довольно сложное, разобраться в нем не так трудно, как это кажется на первый взгляд. Понимание работы механизма позволит вам самостоятельно выставлять необходимые настройки, производить контроль износа элементов, осуществлять техническое обслуживание.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий