MTB трансмиссия- Особенности групсета горных велосипедов

MTB трансмиссия- Особенности групсета горных велосипедовМаунтинбайк велосипеды имеют свои особенности. Направление накладывает определенные ограничения на групсет и другие части байка. Велосипед должен отвечать требованиям дисциплины: иметь крепкую раму и надежное навесное оборудование.

В сегодняшней статье мы поговорим о том, чем отличается МТВ трансмиссия и перечислим все, что нужно знать о механизмах для того, чтобы ориентироваться в современном велорынке.

MTB трансмиссия. Особенности групсета горных велосипедов

Особенности МТВ трансмиссии

Говоря об обвесе велосипеда, часто можно встретить такой термин, как групсет. Под данным названием объединены цепь велосипеда, каретка, звезды, шатуны, кассета или трещотка, манетки и шифтеры. Часто в групсет включают успокоитель цепи и тормоза.

Наиболее распространенными элементами трансмиссии, представленными на отечественном велосипедном рынке, являются модели SRAM и Shimano. Иногда также встречаются варианты от TRP, Box и Rotor.

Если элементы групсета шоссейников чаще всего подбираются из одной линейки, но МТВ байки, как правило, сочетают в трансмиссии модели разных уровней и производителей. Это обусловлено стремлением к снижению стоимости байка. Ведь именно низкая цена и максимально эффективный обвес делают велосипед привлекательным для покупателей.

Производители комбинируют продукцию разных брендов для создания гармоничной и недорогой комплектации.

Компоненты трансмиссии

Шатуны велосипеда изготавливаются из различных материалов

Шатуны и звезды системы

Шатуны велосипеда изготавливаются из различных материалов. Простые стальные модели отличаются прочностью и чуть большим весом, по сравнению с алюминием. Чаще всего сталь применяется на недорогих взрослых моделях и детских байках.

Алюминий является наиболее распространенным материалом. Он универсален по цене и техническим параметрам. Иногда материал комбинируется с титаном.

Премиальные велосипеды используют карбон. Из него изготавливаются как шатуны, так и звезды системы.

Можно встретить шатуны, имеющие встроенные измерители мощности. Такие модели подойдут профессиональным спортсменам, тщательно следящим за своими показателями. Если любители при катании выдают около 200-300 Ватт, то показатели профессиональных спортсменов доходят до 3000 Ватт.

Виды трансмиссии

По конструкции шатуны делятся на:

  • Тройные системы — 3х

Три звезды когда-то являлись классикой, однако с появлением новых технологий все чаще количество звезд в системе минимизируется. В тройной системе самая крупная звезда имеет 42-44 зуба. Она позволяет велосипедисту развивать максимальную скорость. Данный режим педалирования подходит для ровного дорожного покрытия.

Средняя звезда системы имеет 32-34 зуба. Данный режим педалирования используется чаще всего. Он универсален и позволяет легко трогаться с места. Данная звезда удобна в плане подбора подходящего положения цепи на задних звездах, так как минимизирует перекос цепи.

Самая маленькая звезда имеет 22-24 зуба. Она используется для катания в гору и позволяет подобрать оптимальный каденс в условиях повышенной нагрузки.

Тройная система выгодна большим диапазоном скоростей. Однако данный вариант имеет и свои минусы. Чем больше звезд, тем тоньше, а, значит, менее устойчивее цепь. Райдеру приходится тщательно подбирать корректные сочетания звездочек.

Механизм такого типа существенно утяжеляет велосипед и является более склонным к загрязнениям. К тому же многие режимы практически повторяют друг друга. Вместо 27 скоростей выходит 21.

Тройные системы постепенно заменяются более простыми механизмами. Тенденция прослеживается не только в топовом и среднем сегментах, но и в начальном.

  • Двойные системы — 2х

На сегодняшний день данный вариант является самым популярным в МТВ нише. Замена традиционной тройной системы стала возможным после изобретения кассет с 10 звездами.

Большая звезда имеет 34-36 зубьев. Маленькая — 22-28.

Специалисты прогнозируют, что в ближайшее время двойные системы уступят первенство одинарным.

  • Одинарные системы — 1х

Данные модификации становятся все более популярными. Они хорошо переключаются под нагрузкой, например, на склоне. Последние годы инженеры компаний работают над увеличением звезд в кассете. Долгое время одинарные системы можно было встретить только на велосипедах для даунхилла, однако уже сейчас подобные механизмы устанавливаются на горные, прогулочные и городские велосипеды.

Популярность одинарных вариантов возросла с выходом качественной линейки XX1 от SRAM. Модели имеют 11 или 12 звезд в системе. Модели групсетов SX Eagle и NX Eagle стали признанными фаворитами. Райдеры всего мира отметили, что одинарные варианты могут быть удобнее стандартных.

Размер звезды такого групсета может быть от 26 до 38 зубьев. Наиболее часто встречаются варианты на 30-32. Особенностью звезд являются высокие зубья с переменной толщиной. Они называются narrow-wide и чередуют узкие и широкие элементы. Их народное название — «неспадайка».

Райдеры предпочитают одинарные варианты из соображений экономии веса, надежной фиксации цепи, простоты управления. Механизмы весят в среднем на 500 грамм меньше стандартных аналогов. Пользоваться такой трансмиссией просто и удобно. Многие новички предпочитают именно такие варианты.

Каретка

Основными видами кареток являются резьбовые (они вкручиваются в раму) и пресс-фит (модификации запрессовываются в посадочные места). Данные виды делятся на многочисленные подвиды.

В каретке размещаются подшипники. Они могут быть насыпными или промышленными. Подшипники могут быть внутренними, расположенными в раме или каретке, и выносными, расположенными снаружи рамы.

Каретки с насыпными подшипниками весят около 300 грамм. Выносные варианты гораздо легче, их вес составляет 100 грамм.

Кассеты

Кассеты отличаются по материалу и габаритам. Выбор параметров зависит от стиля катания, а также от бюджета.

Кассета имеет от 7 до 12 звезд. В редких случаях — до 13, как у Rotor. Маркировка практически всегда указывает количество зубьев на крайних звездах: 11-32 или 10-50.

Даунхилл модели обычно имеют малый диапазон передач. Кросс-кантри варианты имеют емкие кассеты с широкими возможностями настройки скоростей.

Трансмиссии с одной звездой системы обычно комбинируют с емкими вариантами кассет. Так, бренд SRAM известен моделью Eagle со звездами 10-50 или 11-50 в вариантах SX и NX Eagle.

Компания Shimano предлагает варианты 11-46 (модели SLX и XT с 11 звездами), 10-51 (модели XTR, XT и SLX на 12 звездах).

Цепи

Тип цепи зависит от количества звезд. Топовые варианты цепей имеют полые пины и отличаются малым весом. Цепи могут иметь антикоррозийное покрытие.

Стоит учитывать, что цепь должна полностью соответствовать трансмиссии велосипеда.

Чем больше звезд имеется в групсете, тем тоньше сама цепь. Тонкая цепь, рассчитанная на 11 скоростей, будет некорректно работать в кассете с девятью звездами.

Переключатели

Давайте рассмотрим компоненты, переключающие цепь между звездами. Они уникальны у каждой компании, однако совпадают по принципу работы.

Задний переключатель имеет рычаг на манетке, при помощи которого контролируется натяжение тросика. Так осуществляется перемещение цепи с одной звезды на другую.

Стоит отметить, что тросики постепенно уходят из топовых моделей. Их заменяют японские электронные переключатели XTR и XT, имеющие приставку Di2. В таких вариантах для переброса цепи достаточно просто нажать кнопку на руле. Модели отличаются высокой скоростью работы и большой точностью. Электроника полностью контролирует процесс, отсутствует необходимость ручной настройки.

Манетки

Варианты от SRAM и Shimano имеют некоторые особенности, однако принцип работы у них схож. Рычаг перемещается большим пальцем руки. Старые модели предполагали управление двумя пальцами, однако новая техника полностью позволила освободить указательный палец для контролирования торможения.

Наиболее популярными и манетками от SRAM являются Trigger и Grip Shift. Триггерные варианты имеют два рычага. Один ответственен за понижение передачи, другой — за повышение.

Вариант Grip Shift работает по аналогии с ручной газа на мотоцикле. Механизм используется редко и применяется, как правило, на гоночных моделях. Он позволяет переключать скорости быстро, без задержек на передаче.

Триггерные варианты имеют два рычага

Новейшей разработкой является манетка AXS, имеющая три кнопки управления. Настройка назначений производится при помощи специального приложения. Вариант Di2 от Shimano имеет тот же принцип работы. Для его настройки необходимо скачать брендовое приложение. В данном варианте использована технология Synchro Shift. Передняя и задняя перекидки управляются при помощи одного и того же рычага. Для сохранения постоянного каденса система автоматически подбирает лучшую комбинацию звезд.

Цена

Стоимость модели зависит от качества. Топовые варианты отличаются малым весом, долговечностью, наличием дополнительных функций.

Маловесные трансмиссии положительно влияют на скорость разгона велосипеда. Топовый групсет позволяет сэкономить около 500 грамм. Для его изготовления используются титан, карбон или легкие сплавы алюминия. Также могут применяться керамические компоненты.

Дорогие модели, как правило, отличаются повышенным сроком службы. Исключения встречаются. Так, XT от Shimano и XO1 от SRAM обгоняют своих более дорогих собратьев. Это объясняется тем, что премиальные модели разработаны для участия в соревнованиях. Они имеют прекрасные технические показатели, но обладают малым ресурсом.

Кассеты и цепи в недорогих моделях изготавливаются из стали. Материал прочный, но тяжелый. Облегченные варианты используют титан и алюминий. Они выигрывают в весе, но являются не такими износостойкими.

Дорогие модели рассчитаны на большую производительность. Они обеспечивают быстрое и четкое переключение передач. Особенно отличаются в этом плане электронные варианты. Автоматическая трансмиссия превосходит ручные аналоги.

В топовых моделях присутствует и повышение жесткости шатунов, что положительно влияет на КПД педалирования и прочность самой системы.

Среди дополнительных функций можно отметить наличие муфт повышенного трения. Ими оснащаются модели от SRAM и Shimano, начиная со среднего ценового сегмента. Данные элементы поддерживают натяжение цепи при катании по сложному рельефу, что минимизирует риск ее спадания и сохраняет целостность задних перьев.

Дорогие модели не имеют индикаторов переключения скоростей. В профессиональном катании гонщики ориентируются на ощущения, так как не могут позволить себе потерять концентрацию и отвлечься от дороги.

Даже если вы можете позволить себе купить самую дорогую трансмиссию, стоит внимательно взвесить все «за» и «против». Не исключено, что групсет классом ниже подойдет для ежедневного катания лучше, чем топовые модели.

Заключение

Мы рассмотрели с вами ключевые особенности трансмиссий для MTB велосипедов. Стоит отметить, что данная информация является далеко не исчерпывающей. Каждый пункт при пристальном рассмотрении достоин отдельной публикации.

При выборе групсета главное соотнести параметры модели с характеристиками велосипеда. Контролируйте совпадение размеров и стандартов, обратите внимание соответствие цепи количеству звезд. Учитывайте предназначение модели (соревнования или ежедневные тренировки).

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий