Все о шоссейных групсетах: обзор лучших моделей, совместимость деталей от различных производителей

Все о шоссейных групсетах: обзор лучших моделей, совместимость деталей от различных производителейГрупсет представляет собой набор комплектующих для велосипеда. В него входят каретка, шатуны, цепь, переключатели и тормозная система. В сегодняшней статье мы рассмотрим особенности трансмиссий и совместимость шоссейных групсетов в рамках одного бренда и между различными производителями.

Что входит в групсет шоссейного велосипеда? Для начала давайте ознакомимся с полным списком элементов, входящих в групсет.

Все о шоссейных групсетах

Совместимость деталей от различных производителей

  • Шатуны и звезды системы.

Детали представляют собой самую массивную часть групсета. Система может иметь одну, две или три звезды. Одинарные варианты набирают популярность не только в горном катании, но и в фитнес направлении, а также в шоссейном спорте.

  • Комборучки или пистолеты.

Элементы используются всеми ведущими производителями велотехники: Sram, Shimano и Campagnolo. Большинство моделей оснащено комборучками, имеющими лепестки, интегрированные в ручки тормозов. Модели от разных производителей имеют свои технические особенности. Так, у Shimano лепестки монтированы в тормозную ручку, вариант от Campagnolo имеет переключатель, расположенный на комборучке.

  • Переключатели.

Задача элементов представляет собой переключение скоростей при помощи набрасывания цепи на подходящую звезду. Передний переключатель отвечает за положение цепи в системе, задний — в кассете. Элементы различаются между собой по конструкции, однако выполняют схожие функции. Различия в строении ограничиваются длиной лапки и способами проведения троса.

  • Кассета (задние звезды).

Кассета имеет несколько звезд и расположена на задней втулке колеса. В трансмиссиях с односкоростной системой именно звезды кассеты отвечают за подбор оптимальной передачи. Кассета может иметь до 13 звездочек. Плавный переход от одной звезды к другой помогает сохранить каденс.

Механизм монтируется на велосипедную раму

  • Цепь велосипеда.

Элемент требует ухода и регулярного проведения технического обслуживания. От состояния цепи зависит исправность прилежащих деталей. Необходимо следить за длиной цепи и уровнем ее износа. Следует регулярно чистить цепь и обновлять смазочные составы.

  • Каретка.

Механизм монтируется на велосипедную раму и содержит подшипники. Именно каретка обеспечивает плавность вращения шатунов во время педалирования. Механизмы отличаются по типу и размерам. Каретки могут быть нарезные и пресс-фит. Чаши в пресс-фит вариантах впрессованы в раму и не предполагают замены. Нарезные модели вкручиваются в запрессованные чашки и поэтому легко подлежат замене или ремонту.

Список производителей

В настоящей статье мы рассматриваем только фирменные групсеты, заслуживающие доверия. Не стоит покупать элементы от безымянных производителей. Качественные варианты поставляют следующие бренды:

Shimano

Японская компания известна своей надежной техникой. Бренд был основан в 1921 году. На сегодняшний день компания уверенно занимает лидирующее место по количеству продаж. В линейке товаров встречается комплектации начального, среднего и продвинутого уровней.

Варианты начального уровня представлены следующими групсетами:

  • Shimano Claris. Он представляет собой 8-скоростную кассету, объединенную с одинарной или двойной системой.
  • Shimano Sora имеет 9 скоростей. Система представлена двойными и тройными вариантами.
  • Shimano Tiagra имеет кренксет с четырьмя лапками. Кассета представлена 10-скоростным вариантом.

В комплектации среднего уровня входят:

  • Shimano 105. Модель имеет 11 скоростей и подходит для гоночных моделей. Данный вариант считается многими специалистами оптимальным по цене/качеству.
  • Shimano Ultegra представляет собой 11-скоростной вариант. Модель во многом схожа с профессиональной модификацией Dura-Ace, однако отличается тем, что тяжелее на 258 грамм.

Профессиональные групсеты:

  • Shimano Dura-Ace. Модель считается лучшей в линейке компании. Детали изготовлены из титана и других легковесных сплавов. Имеется 11 скоростей.

Особого внимания заслуживает система электронного переключения Shimano Di2. Она входит в наборы Dura-Ace и Ultegra. Варианты, оснащенные системой имеют в своем названии Di2, причем сами комплектующие одинаковые как у электроники, так и у механики. Ultegra Di2 имеет те же элементы, что и модель Ultegra.

SRAM

Ведущий американский производитель велосипедной техники предлагает качественные обвесы. Компания появилась в 1980-е годы. Визитной карточной бренда стали легковесные шифтеры GripShift.

Товары компании имеют четыре основные линейки:

  • Apex (самые недорогие).
  • Rival (дороже по цене).
  • Force (дорогие).
  • Red (топовые варианты).

Групсеты SRAM отличаются самым малым весом среди аналогов.

Варианты представлены следующими моделями:

  • SRAM Apex. Представляет собой шоссейный групсет начального уровня. Вариант имеет 10 скоростей и оснащен системой WiFli. Размеры звезд кассеты варьируются от 11 до 32 зубьев. Система предполагает 1-3 звезды.
  • SRAM Rival 22. Вариант является главным конкурентом Shimano 105. Здесь также имеется WiFli. Данная модификация легче Apex. Имеется 11 скоростей. Система представлена одинарным или двойным вариантами.
  • Force конкурирует с Ultegra. Используются легкие сплавы. Имеется 11-скоростная кассета. Могут использоваться системы с одной или двумя звездами.
  • SRAM Red 22 является профессиональной комплектацией. Данный вариант самый легкий среди аналогов. Его вес всего 1747 грамм. Имеются 11 скоростей. Групсет устанавливается на профессиональные велосипеды. Модель ни раз занимала первые места на Тур де Франс. Конкурентом является Dura-Ace от Shimano.

Модель SRAM Red использует самые легкие материалы: керамику, титан, углеродное волокно. Имеется WiFli.

  • SRAM Red eTap имеет электронное переключение eTap. В механизме отсутствуют кабели. Управление осуществляется дистанционно. Технология eTap вышла на рынок в 2015 году.

Campagnolo

Итальянский производитель велосипедного оборудования занимает лидирующие позиции по продажам. Бренд существует с 1933 года и связан с именами многих профессиональных спортсменов. Групсеты компании устанавливаются на топовые байки, предназначенные для участия в соревнованиях. Модели являются самыми дорогими среди аналогов. Велосипеды бреда стоят не меньше 1000 долларов.

Среди моделей компании можно выделить:

  • Veloce представляет собой начальный групсет. Аналогом модели можно считать SRAM Rival или Tiagra/105-й от Shimano. В качестве материалов используются легкие сплавы. Кассета имеет 10 скоростей.
  • Элементы модели изготавливаются из углепластика. Аналогами считаются SRAM Force и Shimano Ultegra. Комплектация представлена вариантами 2х11 и 3х11.
  • Potenza была представлена в 2016 году. Его аналогом считается Ultegra. Вариант выходит в сборке 2х11. Шатуны имеют четыре лапки.
  • Модель имеет одну скорость. Детали изготовлены из титана и углеродного волокна. По уровню модель соответствует Ultegra/Dura-Ace от Shimano, или Force/Red о Sram.
  • Профессиональный групсет является классикой шоссейного спорта. Он изготовлен из углеродного волокна топового качества, титана и легких сплавов. Имеются 11 скоростей. Модель устанавливается на профессиональные модели. Ее не встретишь на байке, стоимостью ниже 3800 долларов.
  • Super Record являются улучшенной версией Record. Она обладает еще более низким весом. Данная модификация стоит выше всего, предлагаемого конкурентами. Она применяется только на профессиональных гоночных велосипедах.
  • Super Record EPS имеет электронное управление Electronic Power Shift.

Система EPS устанавливается не только на топовые групсеты компании, но и на средние, например, Chorus.

Совместимость групсетов разных производителей

Итак, являются ли компоненты от Shimano, SRAM и Campagnolo взаимозаменяемыми? Кроме того, можно ли переходить в рамках одного бренда от модели более низкого уровня к более высокой и наоборот?

Вопросы волнуют многих райдеров, ведь часто случаются ситуации, в которых необходимо сменить не весь групсет, а только его часть.

Если говорить о переключателях скоростей, то все три бренда используют разные стандарты. В SRAM смещение тросика на один миллиметр передвигает сам переключатель на то же расстояние. Проще говоря, используется система 1:1. В Campagnolo и Shimano используются коэффициенты от 1,4:1 до 1,9:1.

Специалисты говорят о том, что любые эксперименты с компонентами неизбежно снизят качество катания. Исключение составляют лишь кассеты и цепи. Практически все варианты могут быть заменены аналогами.

Бренд SRAM вышел на рынок шоссейных товаров в 2006 году. К тому времени лидером продаж были Shimano. SRAM предусмотрительно перенял все стандарты цепей и кассет у лидера, поэтому их детали совместимы между собой.

Совсем по-другому обстоит дело с Campagnolo. Бренд стоит особняком и имеет свои внутренние стандарты. Кассеты компании отличаются от аналогов по размерам. Цепи имеют большую ширину, чем варианты от конкурентов. Увеличенный параметр положительно влияет на срок службы цепи. Размеры шлицов на барабане также отличаются.

При желании совместить кассету от  Campagnolo с групсетом Shimano или SRAM, следует приготовиться к более громкой работе трансмиссии и неспешному переключению скоростей. Вопрос о том, стоит ли затевать такие эксперименты, каждый решает сам. Однако логичным кажется использование стандартных решений в рамках одного бренда.

Массовый переход на 11- и 12-скоростные варианты положительно сказался на совместимости деталей от разных производителей. Цепи и кассеты от SRAM, Shimano и Campagnolo практически всегда являются взаимозаменяемыми. Какие-то варианты подходят друг в другу идеально, какие-то хуже.

С 2012 года компания SRAM применяет стандарт барабана XD. Он отличается от конкурентов по параметрам. Также позднее вышел вариант XDR, ориентированный на шоссейники. Он немного шире по размеру, поэтому кассеты XD встают на барабаны XDR только при использовании 1.8-миллиметровой проставочной шайбы. Они не могут использоваться с вариантами кассет от Shimano и Campagnolo. Здесь может помочь только замена колеса или барабана или установка вариантов от компании SunRac.

Переход с 10-скоростного варианта на 11 скоростей SRAM и Shimano предполагают замену барабана на более широкий. Не каждые колеса выдержат такие эксперименты, должен иметься запас емкости. Хорошим вариантом в этом плане служат французские колеса Mavic.

Компания Campagnolo имеет большую емкость барабана. Переход с меньшего количества скоростей на большее не вызывает проблем.

Итак, давайте кратко подведем итоги:

  • Цепи различных производителей универсальны и взаимозаменяемы. При выборе стоит ориентироваться на количество скоростей. Важно помнить, что ширина цепи варьируется, в зависимости от количества звезд. Не стоит устанавливать 11-скоростные цепи на варианты с 10 режимами работы.
  • SRAM и Shimano имеют взаимозаменяемые кассеты, при условии совпадения количества скоростей. Кассету от Campagnolo возможно установить на Shimano и SRAM, однако потребуется полная или частичная замена колеса. Кассеты Shimano и SRAM можно установить на трансмиссию Campagnolo, при этом придется заменить колесо или барабан.
  • Замена 12-скоростной кассеты одного бренда на аналог другого производителя потребует замены колеса или барабана.

Передние звезды и шатуны легко заменяются аналогами других брендов. Ограничения отсутствуют. Одинаковые шатуны могут применяться как на 10-, так и на 12-скоростных вариантах. В отдельных вариантах замена невозможна из-за различного стандарта кареточных узлов. Вопрос решается установкой новой каретки, стоимость которой обычно совсем небольшая.

Задача элементов представляет собой переключение скоростей

Шифтеры и даулы практически наверняка не являются взаимозаменяемыми. Совместимость между брендами на практике минимальна. Бренды относятся по-разному к опции замены внутри линейки продуктов.

Компания Shimano позволяет дополнение групсетов Dura-Ace переключателями более низкого уровня. Также и базовые модели могут использовать дуалы от продвинутых групсетов. Главным условием считается полное совпадение количества скоростей. Исключение составляет лишь модели Tiagra 4700 в варианте 3х10, они не допускают применения сторонних деталей.

Бренд Shimano имеет удобную таблицу совместимости компонентов. Вы можете найти ее на официальном сайте компании.

У Campagnolo компоненты несовместимы даже в рамках моделей, рассчитанных на одно и то же количество скоростей. Шифтеры могут заменяться только у моделей Super Record, Record и Chorus. Все остальные варианты не подходят друг для друга.

SRAM в этом плане выигрывает. Предусмотрен не только легких переход между моделями внутри компании, но и имеется возможность замены 10-скоростного групсета моделью с 11 скоростями. Для этого придется всего лишь поменять кассету, цепь и шифтеры. Переключатели от 10-скоростной модификации прекрасно справляются с задачей в 11-скоростном варианте.

При переходе с механических систем на гидравлику, придется заменить дуалы. То же актуально и при обратной замене механизма.

Отдельно стоит рассмотреть возможность совмещения электронных систем трансмиссии. Shimano Di2 позволяет смешивать варианты в произвольном порядке. Единственным условием является поддержка технологии e-tube. Не смогут работать переключатели, рассчитанные на разное количество скоростей. Во всем другом наблюдается полное совпадение.

Shimano является единственным брендом, допускающим совместимость механики и электроники внутри товаров компании.

Компания SRAM не предоставляет информации о возможности совместить механику с топовыми технологиями. Прецедентов пока что не было обнаружено.

То же самое касается Campagnolo. Компания не ставит задачей совмещение моделей: зарядки и батареи разные. Официальная информация о взаимозаменяемости отсутствует.

Тормоза от Campagnolo и SRAM имеют самую лучшую сочетаемость. Компания Shimano имеет существенные отличия в длине рычага, поэтому при замене моделей ощущается снижение мощности.

Также на все три компании можно установить тормоза сторонних производителей, например Tektro. Имеются небольшие недостатки в отдельных конструкциях. При желании произвести замену следует ознакомиться с отзывами опытных райдеров. Вполне возможно, что имеются некоторые нюансы, в зависимости от вида моделей.

Все три бренда позволяют замену тормозов на аналоги внутри товаров компании. Следует быть внимательным лишь с Campagnolo. Их внутренние стандарты могут препятствовать совместимости некоторых вариантов. Вопрос стоит уточнить у самого производителя, назвав интересующие вас модели.

Колодки от Shimano и SRAM являются взаимозаменяемыми. Campagnolo стоит особняком во всех вариантах, кроме Potenza, совпадающим с двумя конкурентами.

Имеются и особенности гидравлики. Компания SRAM применяет в моделях тормозную жидкость DOT 5.1, а ее конкуренты используют минеральное масло. Shimano и Campagnolo не совместимы в этом аспекте с SRAM.

Все три производителя также имеют разные по геометрии и размерам колодки. Они совпадают лишь в рамках каждого отдельного бренда и могут заменяться аналогами более высокого или низкого уровней.

Дуалконтролы и суппорты также могут свободно заменяться на аналоги любого уровня.

Заключение

Мы рассмотрели с вами особенности шоссейных групсетов ведущих производителей. Стандарты компаний довольно сложные, однако, при желании, в них все же можно разобраться.

Практика показывает, что эффективнее всего комбинации выглядят в классических вариантах, предусмотренных производителями. Многие модели позволяют заменять детали на аналоги других ценовых категорий. Компания Shimano приводит таблицу соответствия элементов в рамках продукции бренда.

Специалисты советуют приобретать групсеты только у проверенных производителей. При выборе обратите внимание на соответствие модели параметрам вашего велосипеда. Учитывайте количество звезд в системе и кассете, ширину оси заднего колеса, тип переключателей.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий