Виды велосипедных втулок: советы по уходу

Виды велосипедных втулок: советы по уходуКачество велосипедной втулки влияет на ездовые показатели модели. Хорошая втулка увеличивает КПД педалирования и экономит силы спортсмена. В сегодняшней статье мы поговорим о том, какие веловтулки существуют. Перечислим их преимущества и недостатки, а также затронем вопрос ухода за механизмами.

Устройство втулки. Велосипедная втулка является ключевой деталью любой модели. Внутри нее заключены подшипники, благодаря которым элемент вращается вокруг своей оси. Втулка находится в центре колеса и соединяется при помощи спиц с его ободом.

Виды велосипедных втулок: советы по уходу

Виды втулок

Существует множество разновидностей втулок. Все они делятся на несколько групп с учетом различных параметров. Давайте рассмотрим эти классификации.

Прежде всего механизмы делятся на

передние и задние, в зависимости от места монтажа. Передняя втулка устанавливается на переднее колесо велосипеда, задняя — на заднее.

Передние втулки могут быть как классическими, так и с динамо устройством. Динамо-втулки по время движения вырабатывают электричество. Они имеют свои особенности. Подробнее об этих моделях мы поговорим чуть позже в настоящей статье.

Задние втулки устанавливаются на заднее колесо байка. Они отличаются более сложной конструкцией и имеют несколько подклассов. Задние втулки могут быть:

  • Кассетными.
  • Трещоточными.
  • С ножным тормозом.
  • Планетарными.
  • С одной звездочкой. Такие модели устанавливаются на синглспиды.

Планетарная втулка имеет до 14 скоростей и отличается компактностью и удобством в практическом плане. Механизм переключения скоростей в такой втулке спрятан внутри конуса. Модели распространены на городских и прогулочных велосипедах.

Давайте кратко рассмотрим различие трещоточных и кассетных вариантов.

Модели для трещоток оснащены резьбой

Модели для трещоток оснащены резьбой. Кассетные варианты имеют барабан, на котором присутствуют выступы для соединения с кассетой.

Преимуществом кассетных моделей можно назвать то, что их подшипники располагаются близко к дропаутам. Они гораздо более устойчивы к нагрузкам по сравнению с трещоточными вариантами. Их советуется приобретать крупным райдерам. Также отдать предпочтение устройствам такого типа следует при повышенных динамических нагрузках на велосипед, например при перевозке крупного багажа или при сильных ударах на заднее колесо, например, при прыжках и трюках.

В трещоточных вариантах при подобных условиях ось может деформироваться. Модели такого типа имеют подшипник, расположенный под первыми звездочками. При этом край оси принимает на себя давление от дропаутов. В результате повышается нагрузка на ось, что может привести к ее искривлению или даже поломке.

В трещоточных моделях храповый механизм располагается внутри трещотки. Подшипники имеют шарики мелкого размера, способные выдержать меньшую нагрузку, по сравнению с кассетными аналогами.

Кассетные втулки имеют встроенный механизм свободного хода. В данных устройствах больше места, поэтому шарики более крупные. Модели рассчитаны на большие нагрузки и устанавливаются на качественные профессиональные байки.

При выборе модели следует учитывать то, что кассетные шлицы разных производителей отличаются по размерам. Так, продукция Compagnolo несовместима со стандартом брендов Shimano и Sram.

Ширина барабана в кассетных вариантах отличается, в зависимости от количества звезд в механизме. Чем их больше, тем шире сам барабан.

В ситуации, когда втулка имеет слишком широкий барабан, используются специальные проставки, носящие название спейсеров.

Модели втулок различаются между собой и по типу крепления. Они могут быть монтированы на перья рамы или оси вилки. Различают несколько видов крепления:

  • Самым распространенным и бюджетным вариантом является монтаж при помощи гаек. Данный вариант отличается высокой надежностью и жесткостью. Он применяется как на горизонтальных, так и на вертикальных дропаутах.
  • Более продвинутым и дорогим является эксцентрик. Он гораздо удобнее обычного варианта. Такой механизм устанавливается на шоссейные и городские модели велосипедов, однако его применение невозможно в агрессивных направлениях велоспорта. Для них данное крепление является слишком ненадежным и слабым.

Эксцентрик позволяет снять колесо быстро и легко. Механизм предпочтителен для прогулочных моделей байков. Модели рекомендовано использовать только для дропаутов вертикального типа.

  • В экстремальных направления спорта используются особые модели. Они представляют собой гибрид классического и эксцентрикового вариантов. Помимо самого эксцентрика они имеют надежную гайку. Таким образом ось устанавливается на дропаут и зажимается с одной стороны рычагом, а с другой — эксцентриком.
  • Вариант «Thru-bolt» («сквозной болт») также используется на спортивных агрессивных моделях. В них ось втулки крепится к дропауту при помощи ввинчивания в отверстие, имеющее резьбу. С другой стороны используется эксцентриковое крепление.

Механизм такого типа существенно увеличивает торсионную жесткость заднего треугольника или вилки. Модель имеет особый вариант эксцентрика. Зажимные элементы напоминают лепестки и при закручивании плотно обхватывают и фиксируют ось в дропауте.

Втулки различаются между собой и по материалу изготовления:

  • Стальные варианты являются самыми тяжелыми и недорогими. Они подходят для базовых прогулочных моделей.
  • Алюминиевые варианты легче стали, однако отличаются более высокой стоимостью. Модели встречаются довольно часто. Их преимуществом можно назвать отсутствие проблем с ржавением. Минусом является чуть меньшая прочность, по сравнению со стальными аналогами.
  • Вилки из титановых сплавов являются самыми дорогими, прочными и маловесными. Часто модели изготавливаются в смешанном варианте: ось из титана, а втулка — из алюминиевых сплавов. Такой вариант представлен моделью Shimano XTR. Она устанавливается на профессиональные гоночные варианты и кросс-кантри байки.

Втулки также различаются по количеству отверстий для спиц: на сегодняшний день самыми популярными вариантами являются стандарты в 28, 32 или 36 спиц. Редко можно встретить модификации, рассчитанные на другое количество спиц, например, на 24 элемента.

Закономерно, что чем меньше количество спиц, тем более легким, но менее жестким и прочным является колесо. Модели для экстремального катания имеют большее количество спиц. Облегченные скоростные модели — меньшее.

Главным правилом является то, что количество отверстий во втулке должно совпадать с количеством отверстий в ободе колеса.

Модели втулок делятся и по типу спиц:

  • Модификации, рассчитанные на крепление изогнутых спиц, имеют фланцы. Такой вариант является наиболее распространенным. Если втулка не имеет дискового ротора, снять и поменять спицу достаточно легко. В противном случае придется демонтировать не только ротор, но и трещотку или кассету.
  • Также для изогнутых спиц применяются бесфланцевые втулки. Конструкция была разработана компанией Shimano. Данные варианты отличаются меньшим весом, по сравнению с фланцевыми аналогами и имеют более низкую стоимость.

Их основным преимуществом можно назвать то, что при необходимости замены спиц вам не придется демонтировать другие элементы колеса: трещотку, кассету или дисковый ротор. Однако есть и довольно важный недостаток: прорези на корпусе способствуют быстрому загрязнению механизма.

  • Втулки под прямые спицы имеют аналогичное преимущество, как и предыдущий вариант. Они также обеспечивают высокую жесткость колеса. Из недостатков можно назвать высокую стоимость, по сравнению с аналогами для изогнутых спиц.

Втулки делятся и по типу подшипников. Они бывают:

  • На промышленных подшипниках (на промподшипниках).
  • На насыпных подшипниках.

По типу тормозов втулки делятся на:

  • Варианты с роллерным тормозом.
  • Барабанные механизмы, имеющие ножной тормоз.
  • Модели для V-brake вариантов.
  • Модели с 6-болтовым креплением для тормозов дискового типа.
  • Модели с креплением Center Lock для дисковых тормозов.

Помимо всего описанного выше втулки отличаются между собой по размерам. При замене старого механизма на новый следует учесть перечисленные ниже параметры:

  • Ширину втулки.
  • Диаметр фланцев.
  • Расстояние между ними.
  • Диаметр спицевых отверстий.
  • Длину оси.
  • Диаметр оси.

Если параметры фланцев новой модели не совпадают со старой, скорее всего придется заменить и сами спицы колеса.

Втулки отличаются между собой по стандартам осей. Элементы различаются по длине и диаметру. Более массивная ось положительно скажется на надежности механизма, однако приведет к повышению его веса.

На практике встречаются следующие варианты осевого диаметра:

  • 9 мм.
  • 5 мм.
  • 10 мм.
  • 12 мм.
  • 15 мм.
  • 20 мм.

Стандартные горные или кроссовые модели имеют оси диаметром 9 или 10 мм. Для экстремального катания применяются варианты диаметром 15 или даже 20 мм.

Втулки различаются и по длине оси.

Передние втулки имеют следующие стандарты:

  • 9 х 100 мм. Данный вариант является наиболее распространенным. Он применяется как на эксцентриковых вариантах, так и на креплениях при помощи гайки.
  • 9 х 112 мм. Вариант используется для кросс-кантри и трейла.
  • 10 х 135 мм. Стандарт устанавливается на фэтбайки.
  • 15 х 100 мм. и 15 х 110 мм. Представляют собой полые варианты, ориентированные на эксцентриковый зажим. Они встречаются на крос-кантри байках и трейловых велосипедах.
  • 20 х 110 мм. Варианты устанавливаются на модели для экстремального спорта. Модели полые, ориентированы на эксцентрик или крепление с помощью болта. Последний вариант считается специалистами наиболее предпочтительным. Он способен выдерживать более сильные нагрузки.

Задние втулки имеют следующие стандарты:

  • 10 х 130 мм. Вариант устанавливается на шоссейники.
  • 10 х 135 и 12 х 135 мм. Варианты используются повсеместно на всех велосипедах среднего уровня.
  • 10 х 120 мм. Вариант устанавливается на гоночные трековые велосипеды.
  • 10 х 170, 10 х 175 и 10 х 240 мм. Модификации применяются на фэтбайках.
  • 12 х 150 мм. Вариант используется на моделях для экстремального катания.

Учтите то, что в таблицах выше приведены самые распространенные варианты. На практике встречаются также промежуточные размеры. В обязательном порядке сверяйте данные на упаковке с необходимыми вам параметрами.

Динамо-втулки

имеют встроенный механизм свободного хода

Данные механизмы представляют собой передние втулки, имеющие электрогенератор. Они являются прекрасным вариантом для туристических байков и особенно удобны в многодневных велопоходах.

От них можно зарядить камеру, телефон, ноутбук или повербанк. Устройство решает проблему питания фонариков велосипеда.

При покупке стоит учитывать то, что подключить к динамо-втулке любое устройство можно только при помощи конвертера с аккумулятором.

Втулки такого типа совместимы с дисковыми, роллерными или V-brake тормозами.

Уход за веловтулками

Все модели втулок требуют обращать особе внимание на состояние подшипников. Необходимо следить за их исправностью и заменять элементы в случае износа.

Следует регулярно проводить техническое обслуживание механизмов: чистку и смазку.

Необходимо избегать попадания влаги внутрь втулки. Чем более экстремальны условия катания, тем чаще следует перебирать или даже заменять втулки.

Втулки городского велосипеда следует перебирать каждые 5000 километров или раз в сезон. Горные или шоссейные модели требуют более тщательного ухода.

Если в процессе катания вы обнаружили люфт или посторонние звуки, следует немедленно устранить причину проблемы. В противном случае могут повредиться соседние детали механизма, что приведет к необходимости дорогостоящего ремонта.

Наносить новую смазку можно только после полного удаления старого состава и налипшей грязи. Специалисты советуют отдать предпочтение пластичным смазкам, например Литол или ШРУС. Применяйте их в неразбавленном виде: так покрытие прослужит дольше.

Модели, имеющие радиально-упорные варианты подшипников следует разбирать при помощи кассетного съемника и конусных ключей. Если вы не имеете данных инструментов, можно воспользоваться услугами велотехника.

Регулярно проверяйте целостность корпуса втулки. Следите за отсутствием трещин рядом со спицевыми отверстиями.

При работе с механизмами любого типа следует избегать контакта с влагой.

Замена втулки на новую

При покупке модели следует учесть назначение механизма. Изучите параметры втулки, учитывайте вид крепления, материал, количество спицевых отверстий, вид установленных подшипников.

Оцените качество уплотнителей. Сверьте параметры новых делателей с размерами старой втулки.

Оцените уровень качества механизма. Детали должны соответствовать форме друг друга и быть ровными. Изучите отзывы на модель в сети интернет.

Выбирайте подходящую модель с учетом вашего бюджета. Помните о том, что качественная втулка от фирменного производителя прослужит дольше безымянного варианта.

Рекомендуется также купить подходящие материалы для ухода за механизмом. Уточните у консультанта, какие составы подойдут для данного вида втулки.

Заключение

Теперь вы знаете практически все, что может понадобиться вам при выборе велосипедной втулки. Модель от проверенного производителя при должном уходе прослужит долгие годы. Регулярно проверяйте состояние втулки и обновляйте изношенные элементы. Избегайте эксплуатации байка в неблагоприятных условиях. Если вы — любители экстремального катания, приготовьтесь к необходимости более частого ухода за втулками и другими механизмами велосипеда.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий