Виды переключателей скоростей велосипеда и их особенности

Виды переключателей скоростей велосипеда и их особенностиПрактически все современные модели байков имеют многоскоростную трансмиссию, позволяющую райдеру подобрать оптимальную частоту педалирования на любом рельефе. В сегодняшней статье мы поговорим о том, какие бывают переключатели скоростей для велосипеда. Рассмотрим внутренние и внешние системы.

Технические особенности и назначение переключателей. Любая многоскоростная трансмиссия значительно увеличивает комфорт при катании. Пользоваться переключением скоростей приходится при смене дородных условий, при подъеме в гору или спуске.

Переключатели позволяют поддерживать постоянную скорость, что особенно удобно при катании на длительные дистанции.

Виды переключателей скоростей велосипеда и их особенности

Механизм переключения

или дерайлер, известный нам сегодня, был изобретен итальянским велосипедистом в 50-е годы прошлого столетия. Конструкция имеет специальные блоки звезд. Передние звездочки носят название системы, задние называются кассетой. Переключение скоростей осуществляется путем смещения цепи велосипеда, в результате чего цепь накидывается на необходимую звездочку.

Абсолютно все звезды отличаются друг от друга по диаметру. Цепь при этом обладает фиксированной длиной. Для устранения провисания предусмотрена особая пружина натяжения, расположенная на заднем переключателе.

В системе бывает от 1 до 3 звезд, в кассете — от 3 до 12. На сегодняшний день некоторые модели велосипедов имеют более 30 скоростей.

Регулировка скоростей реализуется при помощи передачи усилий через тросики. Настройка натяжения производится через ручки переключения. Манетки, находящиеся на руле, тянут тросик и смещают рамку. Таким образом производится перекидывание цепи на соседнюю звезду.

Стоит отметить, что в механизмах внешнего переключения категорически противопоказан перескок через несколько звезд. Для того чтобы продлить срок эксплуатации деталей, следует переключать скорости плавно и последовательно.

В некоторых моделях переключатель имеет вид барабана. Он прокручивается до нужной отметки.

Нажатием манетки справа перекидываем цепь на самую маленькую звездочку.

Переключение может быть также реализовано через использование комбинированных ручек или триггеров. Самые продвинутые модели имеют электронные переключатели скоростей. Они позволяют перескакивать через звезды.

Давайте рассмотрим подробно особенности классического переключателя скоростей. Так, левая рулевая ручка отвечает за регулировку скоростей системы, правая за кассету.

При переключении следите за чем, чтобы педали вращались плавно и непрерывно. Важно избегать переключения скоростей под нагрузкой, а также при обратном движении педалей в момент переноса цепи.

Задний переключатель отсутствует на всех моделях, предполагающих ножное торможение.

Виды переключателей

Есть несколько видов переключателей, ориентированных на различные направления велосипедов.

Наиболее распространенным является внешний вариант переключателя, при котором имеются система, задние звезды и рамка переброса цепи.

Плюсами такого механизма являются легкость и простота конструкции, большое количество доступных скоростей, высокое КПД.

Минусами можно назвать малую устойчивость к погодным и дорожным условиям, повышенный износ цепи из-за перекоса, невозможность переключения передач в состоянии покоя, необходимость проведения частого технического обслуживания.

Планетарный или внутренний переключатель расположен во внутренней втулке заднего колеса. Большинство моделей, обладающих планетарной втулкой, имеют встроенную систему тормозов.

Преимуществами такого варианта являются высокая устойчивость к погодным условиям, надежность, простота обслуживания, долговечность, возможность переключения скоростей в состоянии покоя.

Минусами можно называть более высокий вес, по сравнению с обычной втулкой и сложность ремонта.

Комбинированные варианты переключателей представляют собой смесь внешних и внутренних моделей. Чаще всего их устанавливают на городские велосипеды. Они сочетают в себе преимущества и недостатки обоих видов механизмов.

Популярные производители

Самым распространенным брендом на сегодня является Shimano. Компания из Японии известна своим надежным навесным оборудованием разного ценового диапазона. Она имеет в линейке товаров модели для городских, шоссейных и горных велосипедов. Варианты «Sora» или «Tiagra» прекрасно подойдут для новичков. Они сочетают в себе невысокую цену и хорошее качество.

Еще одним популярным производителем является Sram. Она предоставляет товары для всех ценовых сегментов. Особенно удачными моделями считаются «Х-3» и «Х-4». Переключатели «Х-7» и «Х-9» отличаются высоким уровнем качества и имеют множество положительных отзывов.

Основным конкурентом бренда является компания Microshift из Тайваня. Она предлагает хорошие комплектующие по достаточно низким ценам. Особую популярность продукция получила в странах Европы. Стоит отметить, что отдельным преимуществом моделей является их совместимость с аксессуарами от Shimano. Детали являются взаимозаменяемыми при ремонте.

Всем, кто предпочитает немецкое эталонное качество, следует обратить внимание на бренд Rohloff. Его планетарные втулки собираются вручную и имеют высокую надежность и хорошие технические показатели. Можно долго перечислять преимущества немецкой техники. Недостаток у нее только один — довольно высокая цена.

Советы по выбору

При покупке модели в обязательном порядке стоит учитывать тип предполагаемого крепления. Существует несколько вариантов:

  • Монтаж к трубе рамы при помощи хомутика.
  • Крепление на специальной площадке.
  • Крепление на велосипедной каретке.

Практически все модели имеют первый тип крепления. Оно ориентировано на толщину трубы рамы велосипеда.

При выборе переключателя учитывайте также тип проводки тросика. Помните о том, что тяга переключателей может быть как верхней, так и нижней.

Также необходимо знать параметры трансмиссии. От количества звезд зависит толщина цепи. Дополнительно учитывайте угол нижних перьев и длину оси каретки.

Монтаж и регулировка переключателей

Установка переключателя скоростей довольно сложна. Для работы новичку потребуется изучение видео или фото инструкции. Вы можете также доверить монтаж специалисту.

Настройку переключателей рекомендуется научиться выполнять самостоятельно. Алгоритм работы предельно прост. Из инструментов понадобятся лишь крестовая отвертка и шестигранник 5-го номера. Для настойки велосипед переворачивается вверх колесами.

Алгоритм регулировки заднего переключателя:

  • Нажатием манетки справа перекидываем цепь на самую маленькую звездочку.
  • Далее необходимо произвести разблокировку переключателя. Для этого стоит немного открутить винт, придерживающий трос. Зажим обозначается буквой «Н».
  • Данный винт применяется и для регулировки звезд, держащих цепь. Необходимо, чтобы звезды находились на одной линии друг с другом.
  • Далее производится вытягивание тросика и его закрепление при помощи винта.
  • Следует оценить правильность работы переключателя. Если требуется коррекция для улучшения перехода на более крупные звезды, следует покутить барашек против часовой стрелки.
  • Теперь важно расположить цепь на самой маленькой звездочке. Это делается при помощи нажатия на манетку на ручке руля.
  • Последним шагом необходимо отрегулировать расположение переключателя. Лапка должна находиться на линии большой задней звезды. Работа осуществляется при помощи регулировки винта, имеющего маркировку «L».

Далее необходимо произвести разблокировку переключателя

Алгоритм регулировки переднего переключателя следующий:

  • Производится кручение педалей. Параллельно следует нажать на манетку и переместить цепь на самую крупную звезду сзади и самую маленькую в системе.
  • При помощи шестигранника следует ослабить винт, держащий трос.
  • Следует отрегулировать рамку винтом с обозначением «L». Между внутренней частью элемента и велосипедной цепью должно быть около 4 мм. расстояния.
  • Далее следует натянуть трос и закрутить фиксирующий его винт.
  • Для настройки другой звездочки важно перенести велосипедную цепь сзади на наименьшую звездочку. Спереди цепь также остается на наименьшей звезде.
  • В случае затрагивания цепью рамки возникает необходимость регулировки положения троса при помощи барашка, расположенного на левой стороне руля. Барашек в таком случае закручивается против часовой стрелки.
  • Регулировка третьей звезды осуществляется при помощи винта с маркировкой «Н».

Особенности эксплуатации

Как и любой другой механизм, устройство переключателей на велосипеде требует правильной эксплуатации и своевременного ухода.

Переключение скоростей должно производиться только в подходящих условиях. Следует избегать чрезмерного давления на педали или малой скорости кручения в момент переброса цепи.

В случае подъема в гору переключение стоит осуществить заранее. Если вы уже начали подъем, следует избегать смены звезд системы. Можно регулировать лишь задние звезды, переключаясь на моментах с минимальной нагрузкой.

Ни в коем случае при использовании внешнего переключателя нельзя перепрыгивать через несколько скоростей сразу. Следует переключатся последовательно.

Необходимо избегать использования противоположных положений звезд. Так минимизируется перекос цепи.

При длительном путешествии на велосипеде берите с собой запасные тросики и набор дорожных инструментов. Купить все необходимое для велоаптечки можно в любом специализированном магазине.

Замена тросиков не представляет особого труда при наличии инструкции. В случае необходимости алгоритм работы можно найти в интернете в виде статьей, фото или видео.

Заключение

Мы рассмотрели с вами разновидности переключателей скоростей велосипеда и их ключевые особенности. Для того чтобы механизмы работали максимально долго, соблюдайте все правила эксплуатации, описанные в нашей статье. Регулярно производите техническое обслуживание.

Опытные велосипедисты рекомендуют каждому владельцу байка научиться самостоятельно регулировать переключатель скоростей. Так вы сможете контролировать состояние трансмиссии и научитесь оперативно корректировать работу механизма при возникновении неполадок.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий