Шатуны велосипеда: особенности системы и виды крепления

Шатуны велосипеда: особенности системы и виды крепленияШатуны передают мышечные усилия колесам байка, то есть участвуют в его движении при кручении педалей.

Для проведения ремонта или технического обслуживания шатуны необходимо время от времени снимать, а затем монтировать на место.

Многих байкеров интересует вопрос: как крепятся шатуны на велосипед? Есть несколько систем крепежа. Именно о них мы поговорим в нашей статье.

Шатуны велосипеда: особенности системы и виды крепления

Технические характеристики

Работа с шатунами осложняется тем, что существует множество стандартов и разновидностей конструкции и крепления. Недорогие байки обычно имеют шлицевое крепление или крепление под квадрат. Байки среднего уровня могут иметь шатуны, оснащенные встроенными осями. Давайте рассмотрим все виды креплений подробнее.

Клиновидный штифт

Это — стандарт, применяемый на самый старых велосипедах. Шатун такой конструкции монтируется на ось каретки. Каретка обладает особой усеченной цилиндрической секцией, куда вкладывается металлический штифт. Этот тип крепления шатунов массово использовался в велосипедах, выпущенных во времена СССР.

Под квадрат

Клиновидный штифт со временем был заменен системой под квадрат. Посадочное место в кареточной оси здесь имеет квадратную форму. Шатун, соответственно, имеет квадратное отверстие. При соединении деталей фиксация производится путем закручивания винта. Соединение при этом получается крепким и надежным: такие шатуны практически не изнашиваются при эксплуатации.

Шлицевые соединения

посадочное место не квадратной, а более сложной формы

Принцип крепления здесь напоминает предыдущий, разница лишь в том, что посадочное место не квадратной, а более сложной формы. Такая конструкция позволяет шатунам выдерживать большие нагрузки. Крепление необычайно долговечно и хорошо показало себя в эксплуатации.

Как пример популярных моделей этого вида можно привести Shimano Octalink V2. Их оппонент из США, бренд SRAM популяризирует ISIS, вид крепления, разработанный самой компанией.

Системы со встроенной осью

Инженеры разработали и литой стандарт, повышающий жесткость и улучшающий эффективность передачи усилия. Шатуны здесь соединены с осью. Такой способ крепления позволяет увеличить площадь для расположения подшипников, минимизировать расстояние между шатунами и рамой.

Стандарты производителей

Hollowtech II

Компания Shimano использует в своих механизмах технологию Hollowtech. Особенностями конструкции является наличие полых рычагов с облегченным весом. Механизм облагает большой жесткостью. Доработанная система Hollowtech II объединяет правый шатун и ось. Стоит отметить, что шатуны нижнего ценового сегмента компании, такие как Deore, не имеют облегченных элементов, полых внутри. Их модификация называется Shimano 2-Piece-Crankset.

Truvativ — GXP i Howitzer

Всемирно известный бренд Truvativ разработал стандарт системы, имеющий встроенную ось: GXP. Механизм схож с креплением Hollowtech. Отличается он лишь типом шлица правого рычага и тем, что шатуны производятся из уникального сплава OCT. Механизм отличается легкостью и прочностью.

Еще один стандарт от Truvativ носит название Howitzer. Здесь используются особые подшипники, имеющие большой диаметр. Это обеспечено смещением подшипников к внешней части каретки. Такие шатуны совмещают в себе жесткость стандарта GXP со стабильностью и малым износом ISIS технологии.

Power-Torque и Ultra Torque от Campagnolо

Бренд Campagnolo разработал два вида стандарта:  Ultra Torque и Power-Torque.

Последний напоминает Hollowtech и GXP. Преимущество здесь в легкой установке:  монтаж шатунов не требует никаких специальных ключей и производится быстро и просто.

Решение Ultra Torque бренда Campagnolo не имеет аналогов. Здесь ось каретки делится на две части. Каждая часть вставляется в шатун. При соединении вместе элементы скручиваются винтом и взаимно блокируют друг друга, создавая надежное сцепление.

X-Type от Race Face

Компания Race Face имеет интегрированные шатуны X-Type. Механизм напоминает Hollowtech II. Отличие лишь в том, что материалом оси является  хромомолибденовая сталь. Ось механизма соединена с левым шатуном. Правый шатун оснащен шлицевым крепежом.

MegaExo от компании FSA

Бренд запчастей FSA разработал и продвигает свой стандарт Mega Exo. Механизм также схож с Hollowtech II, ось в конструкции соединена с левым шатуном.

Какое крепление лучше?

Давайте сравним между собой принципы крепления и разберемся, какой и них предпочтительнее.

Тип крепления Плюсы Минусы
Клин ·     Недорогой и простой механизм ·     Низкая надежность соединения
Под квадрат ·     Универсальная недорогая и удобная конструкция, слабый износ элементов ·     Невысокая надежность и малая жесткость
Шлиц ·     Высокая жесткость, длительный срок эксплуатации Не универсальное крепление
Интегрированное с осью ·     Высокие показатели жесткости и передачи усилия ·     Высокая цена, средняя продолжительность эксплуатации

Размеры шатунов

При замене элемента обращайте внимание на длину рычагов шатуна. Стандартное расстояние между осью педали и осью каретки составляет от 165 до 180 мм. Горные велосипеды обычно имеют длину шатунов размером 170 мм. или 175 мм. Профессиональные велосипеды для занятия спортом оснащены шатунами, изготовленными под параметры самого спортсмена и типа соревнования. Длинные шатуны уменьшают каденс и делают конструкцию менее жесткой.

Крепление звездочек

Существуют 4 вида интервалов крепления звезд

Название стандарта Количество винтов Расстояние
Паук на пять  отверстий 5 110 / 74 мм.
Микро 5 94 / 58 мм.
Стандарт  MTB 4 104 / 64 мм.
Стандарт Шоссе 5 130 мм.

Важно запомнить, что кроме стандартных, существует больше количество звезд с нестандартным способам монтажа и уникальными интервалами между отверстиями для крепежа. Это, конечно, усложняет работу с элементами. При покупке новой звезды для замены убедитесь в ее полном совпадении с предыдущей деталью. Замерьте и запишите расстояние между крепежными болтами.

кроме стандартных, существует больше количество звезд с нестандартным способам монтажа

Материал изготовления шатунов

Практически все шатуны изготавливаются из алюминия. Дорогие модели могут использовать невероятное прочное и легкое углеродно-композитное волокно. Также модели высшего сегмента используют алюминиевую ковку. Это повышает жесткость конструкции благодаря улучшению структуры самого материала. Качественные шатуны и звезды изготавливаются с применением числового программного управления. Использование ЧПУ обеспечивает высокий уровень качества готового продукта. Встречаются также модели из стали и карбона.

Шатуны для моделей BMX

Для катания в стиле BMX разработаны особые шатуны, отличающиеся, например, от шатунов горного велосипеда. Примером может служить модель United Supreme v3, изготовленная специально для BMX катания.

Механизмы для такого типа катания имеют нестандартный диаметр каретки. Оси имеют микрошлицы, позволяющие фиксацию рычагов. Звездочка при этом закрепляется при помощи болта. Также встречаются модели с цельной конструкцией обоих шатунов и оси рычага.

Итоги

Мы рассмотрели с вами виды шатунов и основные существующие стандарты. При покупке нового механизма выбирайте модели проверенных велосипедных производителей, подходящие по стандарту для вашего байка.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий