Регулировка руля велосипеда: инструкция

Регулировка руля велосипеда должна производиться с учетом параметров велосипедиста и стиля тренировки. Правильное положение руля существенно влияет не только на комфорт катания, но и на его безопасность, а также на скоростные показатели байка.

В статье мы рассмотрим виды регулировки руля, а также поговорим об оптимальном подборе положения элементов. После прочтения нашей инструкции справится с настройкой даже новичок. Итак, поехали!

Виды положения руля

Регулировку руля следует производить сразу после покупки велосипеда. При настройке модели под рост ребенка, необходимо проверять положение руля хотя бы раз в сезон.

От положения руля зависит нагрузка на мышцы байкера. Неправильное положение способно привести к плохому распределению веса велосипедиста, что увеличит дискомфорт при катании.

Давайте рассмотрим варианты регулировки рулевого механизма. Начнем с типов посадки.

  • Низкая посадка: уровень руля находится на одной линии с седлом. Такая посадка подходит как для неспешного любительского, так и для профессионального спортивного катания.
  • Положение руля ниже линии седла. Такой вид посадки предпочитают профессиональные гонщики. Посадка обладает самыми высокими аэродинамическими показателями: при ней значительно уменьшается сопротивление воздуха и увеличивается обтекаемость.
  • Руль располагается выше сиденья. Такое положение идеально подходит для неспешного катания. Предпочитают высокую посадку женщины, пожилые люди, дети и любители финтеса.
  • Руль располагается перпендикулярно относительно колеса. Такая посадка рекомендована только профессиональным спортсменам.

Стоит дополнительно подчеркнуть, что если велосипедом пользуются несколько людей, при значительной разнице в росте (более 20 сантиметров), рекомендуется перед катанием корректировать и положение руля.

Есть несколько дополнительных ситуаций, когда стоит обратить внимание на рулевой механизм. Среди них:

  • Появление нетипичных звуков при катании.
  • Расшатанное крепление или появление крена.
  • Быстрый рост ребенка. В таком случае может потребоваться более частая регулировка высоты руля детской модели, до нескольких раз в сезон.

Регулировка руля велосипеда: инструкция

Регулировка высоты руля

Любое изменение положения рулевой колонки напрямую влияет на распределение веса велосипедиста между рулем, седлом и педалями, а также на изменение центра тяжести.

Изменение посадки влияет и на ездовые показатели байка. Низкая посадка существенно усиливает тягу и улучшает контроль за телом при катании в гору.

Слишком заниженное положение руля негативно влияет на управляемость велосипедом.

!Важно:

Не стоит мириться с положением руля, установленным в магазине. Оно рассчитано на среднестатистического покупателя. После покупки велосипеда следует в обязательном порядке подогнать положение руля относительно своих параметров.

Положение руля по типам велосипеда

  • Шоссейный велосипед. Почти всегда предполагает низкую посадку. Руль располагается на минимальном уровне. Все, чем можно регулировать посадку в такой модели — это изменение уровня седла.
  • Горный байк. Велосипеды такого типа обладают дополнительным элементом в рулевом механизме — выносом. Для улучшения посадки можно или поменять положение выноса, или заменить его на новый. При этом важно соотносить высоту руля с положением сиденья.
  • Городские модели. Предполагают высокую прогулочную посадку.

Регулировка резьбовой колонки

Механизм такого типа имеют современные бюджетные модели, например, в марках Stern или Stels, а также все советские велосипеды. Конструкция проста и надежна, имеет малый вес. Недостатком ее является лишь невозможность регулировки угла наклона.

Механизм состоит из клина, фиксатора и гайки. Фиксирует положение элементов крепежный болт, расположенный вверху руля.

Алгоритм действий:

  1. Необходимо крепко зажать переднее колесо между ногами.
  2. Подходящим по размеру и форме ключом ослабляется болт выноса.
  3. Поворачиваем руль из стороны в сторону, медленно вытягивая его вверх. В случае если элемент застрял, можно немного постучать по штырю молотком (подложив в качестве защиты ветошь).
  4. Вынимаем из рулевой трубы фиксатор. Протираем элемент ветошью и обновляем смазку.
  5. Устанавливаем оптимальное по высоте положение руля.
  6. Вставляем фиксатор на место.
  7. Закрепляем все детали.

Настройка окончена.

Совет:

Перед выездом на дальнюю прогулку необходимо проверить удобство положения руля в тестовой краткой поездке.

Регулировка безрезьбовой колонки

Расшатанное крепление или появление крена.

Механизм устанавливается практически на все современные модели велосипедов. Уровень высоты руля регулируется при помощи особых проставочных колец шириной от 5 до 30 мм. В зависимости от необходимой задачи, их количество либо добавляется, либо уменьшается.

Алгоритм действий здесь следующий:

  1. Демонтируется крепежная гайка, расположенная на крышке.
  2. Откручиваются крепежные болты, освобождается ось руля.
  3. Вынимается руль вместе с выносом.
  4. Снимаются или добавляются проставочные кольца.
  5. Вынос ставится на место.
  6. Закручиваются и фиксируются крепежные элементы.

!Важно:

При настойке положения руля обратите особое внимание на симметрию. Для этого удобно ориентироваться по переднему колесу. Руль должен быть строго перпендикулярен ему. При необходимости корректировки положения руля следует незначительно ослабить элементы, зажать переднее колесо между ногами и устранить крен руля, после чего зафиксировать крепежи.

Интеграция

Регулировка полуинтегрированной колонки

Механизм такого типа встречается крайне редкою. Конструкция предполагает наличие особой чашки с подшипником. Элементы расположены внутри самой рамы, нет выпирающих элементов. Модель позволяет становить руль на минимальный уровень высоты и используется профессиональными спортсменами для достижения максимальных аэродинамических показателей.

Процесс изготовления такой колонки довольно сложный, поэтому модели, имеющие механизм, отличаются высокой ценой.

Настройка высоты руля производится тем же способом, что и в безрезьбовой колонке.

Регулировка интегрированной колонки

Появление нетипичных звуков при катании.

Модификацию можно назвать улучшенной версией полуинтегрированного варианта. В ней отсутствует чашка, подшипники монтируются прямо в раму. Такой тип колонок на отечественном велосипедном рынке встречается крайне редко. В основном, его устанавливают на некоторые зарубежные модели.

Подшипники устанавливаются промышленные. Элементы предусматривают наличие специальных канавок. Производство колонок такого типа довольно сложное, в силу чего модели рулевых механизмов такого типа встречаются крайне редко.

Плюсом конструкции является возможность установки низкого положения руля. Недостатком является невозможность самостоятельного ремонта механизма из-за его сложности.

Для настройки высоты руля в таком типа колонки следует тот же алгоритм, что и в безрезьбовом варианте.

Угол и вынос

Угол наклона

Настройку угла наклона можно осуществлять только на моделях, не имеющих резьбы на рулевой колонке. Настройка угла существенно влияет на уровень комфорта и правильную посадку.

Алгоритм настройки угла:

  1. Ослабляем крепежные болты.
  2. Подбираем необходимый угол наклона.
  3. Производим фиксацию крепежных элементов.

Настройка выноса руля

Существуют три типа настройки:

  1. Вертикальная. Предполагает описанную выше настройку элементов по высоте.
  2. Горизонтальная. Служит для увеличения расстояния от сиденья до руля велосипеда.
  3. Угловая. Предполагает установку дополнительных элементов или аксессуаров.

Для того, чтобы убедиться в надежности фиксации выноса, необходимо:

  1. Зажать ручку переднего тормоза.
  2. Повернуть вынос руля в разные стороны.
  3. Оценить фиксацию элементов: если шток в колонке приходит в движение, необходимо ослабить боковые крепежные болты и сильнее закрутить центральный болт (якорь). С помощью подобной манипуляции проставочные кольца сядут плотнее, между ними исчезнут зазоры.
  4. Для фиксации необходимо подкрутить обратно боковые болты.

Заключение

Для настройки положения руля необходимо знать тип рулевой колонки. Воспользуйтесь для работы представленной выше инструкцией. Регулировка не требует наличия каких-либо особенных инструментов и отнимет не больше нескольких минут. Правильное положение руля не только повысит уровень комфорта ваших тренировок, но и предотвратит аварийные ситуации, а также положительно повлияет на ездовые показатели велосипеда.

Михаил Ерофеев

Привет, являюсь профессиональным механиком велосипедов со стажем более 10 лет, произвожу ремонт и обслуживание профессиональных велосипедов! Выполняю ремонт практически любой сложности. За плечами огромный опыт работы в профессиональных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга. Также огромный опыт эксплуатации велосипедов в профессиональном спортивном прошлом. Произвожу обслуживание вилок, сборку колёс и подбор спиц, гидравлику, трансмиссию и т.д. На этом сайте делюсь опытом и веду блог в интересной для меня теме, сохраняйте в закладки сайт, пишите комментарий, будем общаться!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий