Велосипедная кассета — набор звездочек на заднем колесе, расположены на ступице. Весь комплект крепится с помощью шлицов (выступов) на внутренней поверхности кассеты.
Звезды расположены одна над другой, в порядке убывания. Ближайшая к втулке большая, а значит самая скоростная. Эта часть велосипедной трансмиссии.
Повысить передачу, значит переключиться на большую звездочку.
Разновидности кассет для велосипеда
Разновидности кассет для велосипедов бывают 4 видов, каждый из них имеет свои преимущества. Кассеты установлены на все современные модели. Но в торговле можно встретить велы с трещотками, это устаревшие модели.
Трещотка
Часть трансмиссии, долго и надежно работала, но постепенно уходит в историю, уступая более современной кассетной системе. Практически та же конструкция из звезд, но объединенный втулкой и храповым механизмом в одно целое. При свободном ходе или движении в обратную сторону, слышен треск, за эту особенность механизм и получил название.
Трещотки до сих устанавливают на бюджетных и старых велосипедах. Она менее практична, содержит меньше передач (всего 5-7), чем кассета. Из-за особенностей конструкции она часто ломается, заменить отдельно каждую звездочку нельзя, приходится менять трещетку полностью.
Кассета
Практически это та же самая трещотка, но более усовершенствованная. Храповик находится внутри барабана, устанавливается на шлицы. Это основная проблема, если решите заменить трещотку на кассету.
Кассеты имеет преимущества перед трещоткой:
- количество звездочек 9-11;
- система весит мало, а это важно для некоторых моделей, которым каждый лишний грамм дает снижение скорости;
- кассету легче снять при ремонте, менять каждую звездочку по отдельности;
- велосипеды более износостойкие, совершают более длительные поездки.
Стоимость кассетной системы выше чем с трещоткой, но это оправдывает упрощенную эксплуатацию велосипеда, да легкость ремонта оправдывает цену.
Виды кассет велосипеда
Общего стандарта по классификации кассет. Многие производители классифицируют одинаково. За основу принимают диапазон и количество звезд. Кассеты шоссейников могут быть совместимы с системами Shimano, Campagnolo.
Классификация регистрируется по нескольким параметрам.
По количестве звезд в комплекте
На велосипед может быть установлено от 7 до 11 звездочек. Самыми оптимальными считаются 8-10. Часто в магазинах спрашивают кассеты велосипедная 9 скоростей, одна из востребованных на рынке.
По типу велосипеда
Кассеты с диапазоном от 11-28Т до 11-36Т устанавливают на горные модели.
Шоссейным устанавливают диапазоны 11(12)-22Т до 11(12)-29Т, для прохождения сложных трасс 13-29.
Одинаковое количество звезд в кассете в горном велосипеде можно заменить на звезды в шоссейном.
Классификация по конструкции
Все кассеты подразделены по весу и соответственно, увеличению цены.
- Разборные, собраны из отдельных звездочек, скрепленных болтами или заклепками. Конструкция тяжелая, но при этом дешевая. При сильной изношенности, можно заменить отдельные звезды;
- Соединение “паук”, все звезды 5-6 собраны в один неразборный узел с помощью лапок-лесенки под каждую. Конструкция облегчена легкосплавным сплавом, что уменьшает вес;
- На нескольких пауках, звезды собраны по 2-3 штуки, замену производят малым комплектом пауков;
- OpenGlide, самая легкая, применяется на шоссейных велосипедах. Монолитная конструкция, в виде усеченной пирамиды, с зубьями и крышкой.
- X-Dome используется на кассете SRAM XX, обеспечивает существенное снижение веса и увеличение цены. Алюминиевая большая звезда имеет шлицы, для установки на барабан. Средние звезды 6-8 выполнены из молибдена, малая звезда также имеет шлицы для установки.
Классификация по материалам изготовления
Вес важная характеристика каждого велосипеда. Все механизмы и детали должны быть легкими, но при этом прочными. Для изготовления звездочек применяются различный виды сплавов:
- Сталь, недорогой, прочный, надежный и на сегодняшний день самый распространенный материал. Дешевые кассеты делают из стали, для покрытия используют хромирование, никелирование и другие виды;
- Титановый сплав применяется в премиальных велах, часто из него производят только большие звезды, достаточно легкие и прочные;
- Алюминиевый сплав, самый дорогой, устанавливается на модели высокого класса, по изнашиванию не намного лучше стальных.
Долговечность кассеты
Замена кассет происходит при большом износе звездочек. У велосипедистов есть правило “3 цепи”. После смены велосипедной цепи 3 раза, необходимо поменять кассету, за это время износ достаточно существенный.
Алюминиевую кассету рекомендуется менять каждую 1000км, из стали 3-7 тыс. км в зависимости от вида эксплуатации велосипеда, титановые можно сменить через 2-3 тыс.км.
Для длительного пользования за кассетами необходимо ухаживать. Промывать от грязи, смазывать звездочки и цепь, эту процедуру необходимо проделывать одновременно, они работают в связке и ухаживать только за одним узлом нет смысла.
Сначала проводят механическую очистку кассеты специальной щеточкой. Предварительно все снимают с велосипеда. Далее промывают, можно использовать все моющие средства, стиральный порошок. После мытья хорошо протереть сухой тряпочкой и смазать все звездочки и цепь.
для смазки использовать специальные составы, пылеотталкивающие. Аккуратно смазать все узлы и собрать все в обратном порядке.
Чистка, смазка и замена поврежденных частей позволит эксплуатировать велосипед без проблем. В пути не будет неприятных остановок, для ремонта и замены комплектующих.
Хочу заметить, что правило «3 цепи» описано совершенно неправильно! Когда первая цепь будет нуждаться в замене, звёзды уже будут в таком состоянии, что замена цепи не будет иметь смысла, потому что новая цепь будет проскакивать на старых звёздах, притёртых к старой растянутой цепи, и в итоге только увеличит износ.
Правило «3 цепи» — это когда при замене трансмиссии вместе с новыми звёздами приобретается 3 новых одинаковых цепи, которые необходимо циклически менять с определённым небольшим интервалом пробега. Таким образом растяжение каждой из трёх цепей будет меньше, чем если то же время пользоваться одной цепью, что сильно уменьшает износ звёзд. Этот способ нужен для увеличения срока службы трансмиссии