Основные размеры велосипедных цепей: как выбрать

Основные размеры велосипедных цепей: как выбратьЦепь велосипеда подвергается большой нагрузке при катании. Производители советуют менять элемент каждые 5-6 тысяч километров. В сегодняшней статье мы рассмотрим основные размеры велосипедной цепи и поговорим о правилах ее эксплуатации.

Устройство велосипедной цепи. Цепь представляет собой часть трансмиссии байка. Она передает усилие от педалей к заднему колесу велосипеда. Состоит она из звеньев, которые, в свою очередь, состоят из полузвеньев, специального ролика и пина.

Шаг между полузвеньями равен у всех моделей цепи. Отличаются они лишь по длине (количеству звеньев) и ширине. Ширина цепи при этом напрямую зависит от количества звезд в трансмиссии.

Основные размеры велосипедных цепей: как выбрать

Общие сведения

Все модели велосипедных цепей, кроме Half-Link, состоят из следующих частей:

  • Внешней стороны звена;
  • Внутренней стороны;
  • Ролика;
  • Втулки или стакана;
  • Пина.

Одно звено цепи состоит из двух полузвеньев. Соединяются они при помощи пина, помещенного во втулку или стакан. Ролик удерживает цепь на зубьях звезды.

Длина звена цепи составляет один дюйм или 25,4 мм. Общая длина цепи зависит от количества звеньев. Взрослый типичный байк с 12-скоростной трансмиссией обычно имеет цепь в 126 звеньев. Встречаются также модели с 110 звеньями. Маунтинбайк модели часто имеют цепи из 106 или 108 звеньев. Ширина звена зависит от количества звезд в трансмиссии.

Если вы хотите сменить велосипедную цепь на новую, следите за тем, чтобы новая модель полностью совпадала по параметрам с трансмиссией вашего байка.

При необходимости любую цепь можно укоротить. Делается это при помощи съемника для цепи. Инструмент помогает разъединить звенья путем выдавливания пина.

Типы велосипедных цепей

Одно звено цепи состоит из двух полузвеньев

Основными типами являются:

  • Цепи для односкоростных моделей (синглспидов). Это — самые простые по конструкции цепи. Обычно модификация устанавливается на бюджетные байки: детские и подростковые модели. Цепи такого типа подходят только для моделей, имеющих на заднем колесе одну звезду. Преимуществом такого механизма является минимальный износ цепи. При должном уходе элемент может прослужить долгие годы. Многоскоростные трансмиссии предполагают изгиб цепи, что приводит к ее растяжению и деформации, особенно при использовании противоположных звезд. Односкоростные цепи изготавливаются из прочной стали. Пластины цепи при этом толстые и устойчивые к механическим повреждениям.
  • Цепи для многоскоростных моделей. Такие элементы устанавливаются на трансмиссии, имеющие несколько режимов работы. Главное их отличие от односкоростных элементов состоит в наличии зазора, благодаря которому цепь может изгибаться и отклоняться в стороны. Ширина цепи зависит от количества звезд. Чем больше скоростей имеет трансмиссия, тем меньшей шириной обладает цепь, и, конечно же, тем скорее она изнашивается. На практике почти всегда цепь при катании находится в перекошенном состоянии. Многоскоростные модели велосипедов требуют более частой замены цепи, по сравнению с синглспидами. Если же элемент не заменить вовремя, могут повредиться звезды системы и сама каретка.
  • Облегченные цепи. Они представляют собой модели как для односкоростных, так и для многоскоростных велосипедов. Свое название они получили благодаря отсутствию в звеньях пинов. Пластины цепи также имеют отверстия, что обеспечивает малый вес элемента. Облегченные цепи весят на 20-25% меньше аналогов. Устанавливаются они на профессиональные спортивные модели, например, байки для гонок. Конечно же, особенности конструкции хоть и позволяют выиграть в весе, но негативно сказываются на прочности элемента. Цепи такого типа изнашиваются гораздо быстрее, их приходится чаще менять. Спектр применения таких цепей также ограничен. Они не предназначены для агрессивных дисциплин, так как запросто могут порваться под нагрузкой.
  • Халф-линк или Half-link цепи. Модели такого типа отличаются по своему строению. Цепи Half-link не имеют типичных внешних или внутренних звеньев. Состоит такая цепь из одних и тех же повторяющихся деталей. Модели устанавливаются как на синглспиды, так и на многоскоростные велосипеды. Цепи такой конструкции удобны тем, что их можно легко подогнать по размерам. Минусом можно назвать их техническое несовершенство. Цепи такого типа изнашиваются и деформируются довольно быстро.

Модели цепей могут иметь соединительный замок или быть цельными (сплошными).

Размеры велосипедной цепи

Велосипедная цепь состоит из звеньев. Стандартными параметрами любой модели являются размеры ее внутреннего и внешнего звеньев, а также их соединения.

Современные модели велосипедных цепей позволяют подобрать элемент практически для любой трансмиссии. Достаточно лишь изучить инструкцию к велосипеду и подобрать цепь, подходящую по параметрам.

При покупке цепи следует внимательно изучить описание на упаковке товара. Брендовые модели в обязательном порядке имеют четкие указания по монтажу, а также информацию по совместимости с трансмиссиями различного вида.

Иногда встречаются модели, имеющие специальные фаски. Цепи такого типа ускоряют процесс переключения скоростей.

При выборе новой цепи для замены старого элемента следует обратить внимание на

  1. Шаг велоцепи.
  2. Ширину цепи.
  3. Общую длину элемента.

Шаг велосипедной цепи представляет собой расстояние между пинами звена (деталями, соединяющими два полузвена).  Стандартным размером является 0,5 дюйма или 12,7 мм.

Ширина цепи определяется по размеру пина. Модели имеют различную ширину, исходя из количества звезд в трансмиссии. Количество звезд в многоскоростной трансмиссии обычно обратно пропорционально ширине пина цепи.

Таблица соотношения количества звезд к ширине цепи.

1 – 7-11 мм.

4-5 – 8.7 мм.

6 – 7.8 мм.

7 – 7.3 мм.

8 – 7.05 мм.

9 – 6.6 мм.

10 – 5.85 мм.

11 – 5.5 мм.

Длина цепи зависит от количества звеньев в элементе. Их среднее количество варьируется от 110 до 112. Для горных велосипедов используются цепи с 106 звеньями. На найнеры, как правило, устанавливаются цепи с 112 звеньями. Шоссейные велосипеды обладают цепями с 126 звеньями.

Маркировка велосипедной цепи

Если вы хотите сменить велосипедную цепь на новую

Упаковка брендовой цепи содержит все необходимые указания для выбора подходящей модели.

Давайте рассмотрим и расшифруем маркировку модели ½”х3/16” – 120 links Pinlength 7,3 mm.

Параметр ½” указывает на так называемый шаг цепочки или расстояние между пинами. Оно всегда равно половине дюйма или 12,7 мм.

Параметр 3/16” указывает на расстояние между внутренними звеньями. С помощью данного показателя можно понять, подойдет ли цепь для широкой звезды или нет.

Всего существует четыре вариации ширины между звеньями:

1/8” – цепи такого типа используются для синглспидов, ВМХ или фристайл байков.

3/16” – ранее устанавливался на прогулочные и односкоростные байки. На сегодняшний день вариант практически не используется в современных моделях.

3/32” – самый популярный тип цепей для велосипедов с 6-8 звездами.

11/128” –  вариант устанавливается на байки с 9+ звездочками.

Параметр 120 links указывает на количество звеньев. Цепи могут иметь от 110 до 126 звеньев.

Параметр Pinlength 7,3 mm. Представляет собой внешнюю ширину пина. По нему можно определить, подойдет ли цепь на толстые звезды. Чем меньше толщина пина (и, соответственно, самой цепи), тем для большего количества скоростей предназначен элемент.

Крайне редко на упаковке может быть указан дополнительный параметр: аббревиатура КГС. К примеру, маркировка 720 кгс указывает на возможный разрыв цепи при воздействии на элемент силы от 720 килограмм. Чем выше число, тем более устойчивой к механическому воздействию является цепь.

Как выбрать цепь

При покупке первым делом стоит обратить внимание на производителя изделия. Известные велосипедные бренды выпускают качественные запчасти. Безымянные и недорогие цепи не сулят ничего хорошего.

Далее стоит рассмотреть маркировку изделия. Помимо вышеописанных показателей, производители часто используют свои уникальные стандарты и градации. Так, бренд из Тайваня КМС окрашивает свои цепи в разные цвета, самыми лучшими при этом являются модели золотистой окраски.

Японский бренд навесного оборудования Shimano использует в моделях цепей уникальную сухую смазку.

Итальянская компания Compagnolo, известная своим сотрудничеством с профессиональными спортсменами, изготавливает качественные запчасти. Цепи Compagnolo отличаются высоким качеством.

Американский велосипедный бренд SRAM является первопроходцем в разработке замков для цепей.

Тайваньский бренд KMC поставляет на рынок качественные недорогие экземпляры, сравнимые с Shimano и SRAM.

Немецкая компания Wipperman также предлагает на выбор самые качественные велосипедные цепи.

Отечественный производитель Тяжмаш вот уже 40 лет производит цепи и другие велосипедные запчасти. Продукция отличается высокой износостойкостью. Цепи бренда способны выдержать нагрузку в 1100 килограмм. Модели изготавливаются из высокоуглеродной стали.

Уход за цепью

Как мы уже упомянули, несвоевременная замена цепи может повлечь за собой повреждение элементов трансмиссии. Для того, чтобы цепь дольше сохраняла свое рабочее состояние, ее необходимо хотя бы раз в сезон чистить и смазывать. Для этого элемент снимается при помощи специального инструмента (выжимки цепи), чистится, сушится и заново смазывается.

Если вы убираете велосипед на длительное хранение, стоит демонтировать цепь и поместить ее в емкость с керосином. Это делается для того, чтобы предупредить растягивание и деформацию цепи во время длительного простоя.

Как определить износ цепи

Прежде всего, износ можно определить визуально. Если вы видите, что цепь провисает, скорее всего, необходима замена. Появление стрекота при катании или нечеткого переключения скоростей также говорит о повреждении элемента.

Стандартным методом проверки износа является замер 24 звеньев цепи при помощи линейки. Длина отрезка должна составлять ровно 12 дюймов или 304,8 мм.

Если же ваш отрезок цепи длиннее на 1,5 мм., такое отклонение является допустимым.

Растяжение на 2,5 миллиметров говорит о том, что необходима замена элемента на новый.

Растяжение на 3 миллиметра указывает на возможные неполадки при переключении передач. Следует срочно произвести замену цепи.

Растяжение на более чем 3 миллиметра говори о том, что следует как можно скорее произвести не только замену цепи, но и близлежащих частей трансмиссии.

Заключение

Цепь велосипеда является хоть и элементарной, но незаменимой частью любого байка. Она представляет собой расходник, который следует менять каждые 5-6 тысяч километров. От состояния цепи зависит слаженная работа всех частей трансмиссии. Замена цепи производится при помощи выжимки. Процесс отнимает несколько минут. Внимательно отслеживайте состояние цепи и других элементов, и тогда байк будет радовать вас прекрасными ходовым показателями.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий