Оптимальный диапазон передач на велосипеде. Обзор видов трансмиссий

Оптимальный диапазон передач на велосипеде. Обзор видов трансмиссийСовременная трансмиссия велосипеда имеет от 1 до 33 скоростей. Еще несколько лет назад считалось, что чем больше скоростей, тем лучше. Одним из признаков продвинутого байка являлось большое количество звезд передач.

Однако сегодня мы видим, что на топовые модели все чаще ставятся трансмиссии с одной звездой в системе. Насколько же оправдано такое решение?! В сегодняшней статье мы ответим на вопрос о том, что представляет собой оптимальный диапазон передач на велосипеде.

Оптимальный диапазон передач на велосипеде. Обзор видов трансмиссий

Параметры современных трансмиссий

Сегодняшние технические решения представляют собой самые различные сочетания: 1×7, 1×9, 1×11, 2×9, 3×10.

Первой цифрой обозначается количество звезд в системе, второй — в кассете. Умножая эти цифры друг на друга вы получаете количество скоростей, доступное для данного велосипеда.

Переключение передачи представляет собой перенос цепи с одной звезды на другую. При этом меняется передаточное соотношение: крутить педали становится легче или тяжелее.

Передачи позволяют подобрать оптимальную частоту вращения педалей или каденс велосипеда. Режим педалирования выбирается с учетом:

  • Качества дорожного полотна.
  • Рельефа местности.
  • Необходимой скорости.
  • Физической подготовки и самочувствия райдера.

Оптимально подобранная передача позволяет:

  • Экономить силы спортсмена.
  • Достичь оптимальных скоростных показателей.
  • Продлить срок эксплуатации деталей трансмиссии.
  • Снизить нагрузку на колени.
  • Эффективнее преодолевать подъемы.

На современных трансмиссиях установлено от 5 до 11 звезд в кассете. Количество звезд в системе варьируется от 1 до 3.

Стремление к минимализму

уменьшение веса велосипеда

Новейшие модели топовых производителей представлены совершенно разным диапазоном передач. Все чаще встречаются байки высокого класса, где привычная нам многоскоростная трансмиссия заменена довольно скромными 10- или 12-скоростными вариантами.

Примером тому могут служить горный байк Author Master 29 или же Author Champion 26, рассчитанный на подростков. Велосипеды имеют, соответственно, 12 и 10 скоростей.

Что же заставило производителей отказаться от привычной гонки за количеством скоростей? Виной тому, как ни странно, развитие технологий. Современные переключатели расширенного диапазона, уникальные звезды Narrow Wide, а также облегченные широкодиапазонные кассеты позволяют сделать байк более легким и универсальным, практически без потери в скоростном диапазоне.

Дело в том, что классический широкий диапазон имеет множество передач, часто дублирующих друг друга. При учете того, что практически все велосипедисты очень редко используют крайние передачи, используемый диапазон сужается.

Кроме того, многоскоростные трансмиссии имеют ряд комбинаций, которые лучше не использовать. В список попадают крайне противоположные звезды. В таком положении сильно растягивается цепь, что приводит к скорому износу деталей.

По сути, можно использовать 12-скоростную трансмиссию, практически полностью избавившись от необходимости подбора правильного сочетания звезд. Задний переключатель по сравнению с передним более устойчив к нагрузкам. Переключение в таких вариантах происходит плавнее, без резких провалов.

Приятным бонусом такой трансмиссии является уменьшение веса велосипеда.

Давайте попробуем кратко обобщить плюсы и минусы классических многоскоростных трансмиссий и современных вариантов с одной звездой в кассете:

Односкоростная трансмиссия

  • Плюсы: малый вес, более плавная работа, простота механизма, удобство на практике, незначительные изменения каденса при переключении скоростей.
  • Минусы: более дорогие комплектующие, немного меньший диапазон скоростей, чуть более быстрый износ деталей.

Трансмиссия и двумя или тремя звездами в системе:

  • Плюсы: доступные и недорогие комплектующие, большой диапазон передач, большая устойчивость к износу.
  • Минусы: больший вес, необходимость грамотного комбинирования передач, сбивание каденса при переключении передних звезд.

Цены

Стоимость трансмиссии зависит не только от количества звезд. Важным параметром является класс механизма. Чем он выше, тем выше цена на модель.

  • 7-9 скоростные механизмы устанавливаются на базовые модели байков.
  • 10-скоростные варианты встречаются на моделях среднего сегмента.
  • 11- и 12-скоростные модификации устанавливаются на профессиональные байки.

Стоит учитывать, что количество звезд в кассете влияет на толщину цепи. Чем больше звезд, тем меньше толщина цепи. Стоимость такой модели будет выше, однако срок эксплуатации меньше. Модели проверенных велосипедных производителей отличаются высоким качеством. Однако и они имеют свой технический предел.

Подробности. Советы. Рекомендации

более плавная работа

Расшифровка маркировки

Давайте поговорим о том, что означают цифры 48х36х26Т на моделях. Данные показатели обозначают количество зубьев в звездочках. Если вы являетесь новичком в велоспорте, эти цифры вряд ли произведут на вас какое-то впечатление.

Однако продвинутые райдеры ориентируются на этот параметр для выбора новой трансмиссии, отвечающей их запросам.

Как правильно переключать скорости

Для того чтобы максимально продлить срок службы трансмиссии, необходимо научиться правильно переключать скорости.

Главным правилом является переключение на минимальной нагрузке. Если вы видите впереди начало подъема в гору, необходимо переключить скорость на максимально легкую заранее. Под незначительной нагрузкой допускается лишь плавное переключение задних передач.

Не допускайте сильного перекоса цепи, если в вашей системе присутствуют две или три звезды.

Техническое обслуживание

  • Следите за состоянием цепи и звездочек. Своевременно очищайте детали и наносите на цепь новую смазку.
  • Контролируйте длину цепи. Слишком сильное натяжение приведет к некорректной работе передач. Слабое натяжение будет способствовать проскакиванию цепи при смене скоростей и может привести к стачиванию зубьев звезд.
  • Регулярно проверяйте состояние тормозного тросика. Подтягивайте элемент при необходимости. Своевременно заменяйте тросик на новый при обнаружении следов износа. Заменяйте рубашку при слишком большом загрязнении детали.
  • Настройте переключатели. Это можно сделать или в домашних условиях, или в мастерской.

Оптимальный каденс

Говоря о скоростях велосипеда, нельзя не упомянуть каденс. Параметр представляет собой частоту вращения педалей.

Каденс важен не только с точки зрения профессиональных достижений, но и для здоровья. Слишком «тугое» педалирование негативно отразится на состоянии суставов, особенно — коленных.

Как правило, новичкам удобен малый каденс, от 60 до 80 оборотов в минуту. Продвинутые райдеры предпочитают каденс в 80-100 оборотов.

Подсчитать показатель довольно просто: необходимо проследить за тем, сколько раз ваша нога за минуту поднимается в самое верхнее положение. Это и будет каденс.

Правильно выставленная передача позволяет экономить силы и крутить педали в комфортном режиме.

Оптимальное количество скоростей

Обобщив описанную выше информацию, можно сделать вывод о том, что оптимальное количество скоростей варьируется, исходя из параметров велосипеда, бюджета райдера, а также рельефа, в котором предполагается катание.

Для городского катания в равнинной местности прекрасно подойдет классический синглспид с одной передачей. Трансмиссии такого типа используются также на трюковых велосипедах: там, где требуется максимально снизить вес велосипеда для выполнения сложных элементов.

Байки для традиционного фитнес катания оснащаются 7-9 скоростями. Такого количества вполне достаточно для нужд среднестатистического райдера.

Современные горные модели часто имеют трансмиссии 1×10 или 1×11. Варианты ориентированы на преодоление сложного рельефа. Данного диапазона хватает для нахождения оптимального каденса на подъеме в гору. Более бюджетная классика  имеет трансмиссии 2×10, 3×7, 3×9. Такие байки прекрасно справляются с задачами и позволяют комфортно кататься по горным и холмистым районам.

Для любительского катания по пересеченной местности хватит 18 скоростей.

Заключение

Мы рассмотрели с вами виды современных трансмиссий. Новейшие технические решения позволяют подобрать качественных вариант, отвечающий всем запросам райдера. При покупке трансмиссии отдайте предпочтение проверенным вариантам от топовых производителей. Соблюдайте правила эксплуатации, регулярно проводите техническое обслуживание механизма, позаботьтесь о правильной настройке переключателей.

Михаил Ерофеев

Привет, являюсь профессиональным механиком велосипедов со стажем более 10 лет, произвожу ремонт и обслуживание профессиональных велосипедов! Выполняю ремонт практически любой сложности. За плечами огромный опыт работы в профессиональных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга. Также огромный опыт эксплуатации велосипедов в профессиональном спортивном прошлом. Произвожу обслуживание вилок, сборку колёс и подбор спиц, гидравлику, трансмиссию и т.д. На этом сайте делюсь опытом и веду блог в интересной для меня теме, сохраняйте в закладки сайт, пишите комментарий, будем общаться!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий