Обслуживание и ремонт каретки: инструкция

Обслуживание и ремонт каретки: инструкцияЛюбой владелец велосипеда со временем приходит к необходимости изучения конструктивных особенностей байка. Детали требуют постоянного ухода, а иногда и совсем выходят из строя и подлежат замене, и вот уже не обойтись без изучения самих технических моментов.

В помощь начинающему байкеру будут статьи-инструкции, составленные специалистами по работе с деталями велосипеда. Сегодня мы поговорим об обслуживании и ремонте каретки. Что такое каретка?

 Прежде чем приступать непосредственно к техническому обслуживанию и ремонту механизма, необходимо разобраться с особенностями элементов и функциями, которые они выполняют. Это позволит сделать ремонтные действия более особенными и эффективными.

Обслуживание и ремонт каретки: инструкция

Кареткой называется узел, расположенный в нижней части рамы. Найти каретку довольно просто: она находится рядом с педалями, звездочками и шатунами. Предназначена каретка для соединения шатунов с основной частью велосипеда, что позволяет передавать крутящий момент.

Состав

Каретка находится в кареточном стакане, куда она или запрессовывается, или ввинчивается. Существует несколько видов каретки. Наибольшим распространением пользуется 69-миллиметровый вариант. Он является универсальным и подходит для многих моделей. Длина кареточного вала может составлять 110 мм., 113 мм. или 122,5 мм.

По типу кареточные узлы делятся на:

  • Разборные. Конструкция удобна для ремонта и обслуживания. Деталь довольно легко разбирается. Такой вариант каретки необходимо периодически открывать, прочищать и смазывать.
  • Одноразовые или картриджные. Плюсом такого типа является низкая стоимость, однако есть и существенный недостаток: при износе элементов или незначительном повреждении вся каретка подлежит полной замене. Преимуществом такого варианта также является герметичность узла. Велосипед, оснащенный такой кареткой гораздо более устойчив к любым погодным условиям.

Проверка сохранности каретки

Давайте поговорим о том, как определить неисправность каретки. Визуально сделать это практически невозможно. Изучить каретку на предмет повреждений можно только во время вращения педалей.

Насторожить владельца велосипеда должны любые посторонние звуки при педалировании. Даже несущественное повреждение каретки способно привести к нарушению функционирования трансмиссии.

Деталь довольно легко разбирается

Повреждают механизм также грязь и несвоевременная смена смазки. Часто отсутствие должного ухода приводит к появлению люфта в механизме. Это указывает на перекос оси и повреждение самих подшипников.

Разбор каретки

Разобрать каретку можно самостоятельно. Потребуется следующие инструменты:

  • Выжимка для шатуна.
  • Набор ключей.
  • Легкий молоток.
  • Съемник для каретки, подходящий для извлечения стакана.
  • Плоская отвертка.

Алгоритм разбора следующий:

  1. Освободите пространство вокруг каретки. Необходимо почистить поверхность велосипеда. При помощи мягкой тряпки или губки проводится удаление пыли и грязи. Этот пункт является обязательным: при разборе конструкции важно избежать попадания пыли в каретку. Даже незначительная песчинка или камушек могут вывести механизм из строя.
  2. Снятие заглушки. С шатуна необходимо снять пластиковую заглушку. Это можно сделать при помощи отвертки.
  3. Откручивание гайки. Находим элемент, способствующий фиксации шатуна на самой каретке и ослабляет его.
  4. Применение выжимки. Надеваем инструмент на элемент крепления.
  5. Снятие шатуна. При помощи прикладывания усилия мы смещаем элемент. Каретка фиксируется при помощи особой чашечки и специальных колец. Легкими движениями и проворачиваниями мы снимаем кольца и чашечку.
  6. Снятие подшипника каретки. Произвести извлечение подшипника можно при помощи обычной отвертки. При этом важно дозировать силу воздействия, чтобы не повредить элемент.
  7. Вытягивание вала кареточного механизма. Это делается при помощи специального инструмента. Без съемника произвести демонтаж довольно затруднительно.

Демонтаж каретки закончен. Теперь можно произвести обслуживание и ремонт механизма или поставить на его место новый узел. Не стоит также забывать о добавлении в зону трения смазывающего вещества. Если проигнорировать этот совет, каретка не проработает долго.

Обслуживание и ремонт каретки

Техническое обслуживание

позволяет продлить жизнь деталей. Уход за кареткой имеет свои особенности. Необходимо помнить о том, что:

  • Состояние кареточного узла напрямую зависит от его чистоты. Даже незначительное загрязнение способно вывести механизм из строя. При уходе за изделием избегайте попадания внутрь песка и пыли. Перед началом разбора тщательно прочищайте поверхности велосипеда, соприкасающиеся с кареточным узлом.
  • При активном катании на велосипеде велик риск износа подшипника, незначительное повреждение которого может привести к плохой работе кареточного механизма. Как правило, подшипники не подлежат восстановлению. Вышедший из строя элемент рекомендуется заменить на новый.
  • Срок службы кареточного механизма составляет от 3 до 5 лет. Данные, указанные производителем, верны только при условии хорошего ухода за узлом. Дорогие модели велосипедов рекомендуется ежегодно подвергать обслуживанию в условиях мастерской. Специалист проведет проверку каретки, а также оценит состояние подшипника.
  • Необходимо регулярно проверять состояние чашечки с фиксатором. Очистить элементы можно при помощи растворителя. Отлично подойдет жидкость WD-40, купить которую можно во всех хозяйственных магазинах. Само пространство внутри каретки прочищается мягкой тряпочкой. Подшипник прочищается при помощи специального раствора или спрея.

Смазка каретки

Конструкция удобна для ремонта и обслуживания

Важным этапом ухода за механизмом является его смазка. Провести процедуру можно следующим образом:

  1. При помощи отвертки необходимо обработать стенку стакана. Применяемый для очищения раствор наносится ровным слоем. В продаже на сегодня вы найдете множество подходящих для этого средств. Особой популярностью пользуются обычное машинное масло или солидол.
  2. Вторым шагом является нанесение смазочного раствора непосредственно на подшипник. Вращение элемента приводит к его повышенному нагреву, поэтому отсутствие смазки отражается на элементе крайне негативно.
  3. Необходимо смазать кареточным вал. Деталь является несущей, на нее приходится большая часть нагрузки при катании.

Сборка кареточного механизма

После тщательной обработки всех частей каретки необходимо приступить к сборке узла. Сбор каретки производится справа налево. Алгоритм работы здесь следующий:

  1. Подшипник необходимо втравить обратной стороной внутрь.
  2. Чашечка при этом смазывается изнутри.
  3. Закручивание производится до того момента, пока не исчезнет люфт.
  4. Вал при этом должен вращаться с натягом.

Далее необходимо перейти к сборке шатунов. На данном этапе работы необходимо проявить особенную внимательность. Надежность конструкции значительно снизится при неправильной установке элементов.

  1. Заглушки ставятся на место.

Необходимо убедиться в правильности сборке каретки. Для этого следует прокрутить педали и изучить узел на предмет отсутствия посторонних звуков.

!Важно:

При сборе каретки особое внимание уделяйте расположению чашечек. Правая чашка имеет левую резьбу, а левый элемент — правую.

Регулировка каретки

Для того, чтобы отрегулировать кареточный механизм, необходимо снять левый шатун и стопорную гайку. Левую чашу следует отвинтить при помощи шлицевого ключа таким образом, чтобы стержень оси каретки крутился свободно, без заеданий и люфтов:

  1. При помощи шлицевого ключа чаша ослабляется на ¼ поворота.
  2. Удерживаем чашу и завинчивает стопорную гайку до упора.
  3. Регулируем вращение элементов: подтягиваем или ослабляем чашу.
  4. При достижении оптимального положения, когда кареточный механизм свободно вращается без помех и люфтов, можно переходить к установке на место шатунов.

!Важно:

Если после всех вышеперечисленных шагов каретка по-прежнему работает неправильно, следует заменить подшипники или весь узел.

Итоги

Работа с кареткой велосипеда требует наличия специальных инструментов. Выполнять снятие и обслуживание каретки необходимо с повышенным вниманием. Важно полностью исключить попадание грязи внутрь кареточного узла. При сборке каретки следует избегать люфтов. Следите также за правильным положением шатунов. Обслуживание каретки не затруднит опытного и внимательного человека. Если же вы чувствуете, что ваших знаний и умений не хватает, следует довериться профессионалам.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий