Нужна ли карбоновая рама для велосипеда? Вопрос волнует многих райдеров. Казалось бы, плюсы карбона очевидны. Но многих останавливает высокая цена материала. В сегодняшней статье мы разберемся, в каких случаях покупка карбоновой модели оправдана, а в каких не несет особенных преимуществ. Отдельно поговорим о том, как отличить качественный карбон он подделки.
Что такое карбон
Материал является одним из самых передовых в велосипедной индустрии. Представлен он в топовых и профессиональных моделях. Название «карбон» представляет собой английский термин, в переводе означающий углерод.
Карбоновый материал состоит их склеенных смолой углеродных волокон. При этом состав самой смолы может быть разным. Все зависит от конечных целей производителя.
Нити волокна очень тонкие. Их толщина составляет от 0,005 до 0,010 мм. в диаметре. Готовое изделие отличается высокой устойчивостью к разрывам. Несомненным плюсом карбоновых моделей является их малый вес. Байки такого типа довольно жесткие и обладают высокой прочностью.
Нужна ли карбоновая рама для велосипеда: советы специалистов
История материала
Первые рамы, изготовленные из карбона, появились в продаже в конце 80-х годов 20-го века. Пионерами их производства выступили такие всемирное известные бренды, как Kestrel, Giant и Colnago.
Первые рамы были сделаны из карбона лишь частично. Технологии того времени были несовершенными, поэтому в ключевых узлах карбон объединялся с алюминием или даже сталью.
Высокого качества и современного вида изделия достигли лишь в 2000-х годах. Сегодня велосипед с карбоновой рамой представляет собой профессиональный байк, как правило, предназначенный для спортивных соревнований или тренировок высокого уровня.
Производство
Карбон обладает различными характеристиками, в зависимости от типа планируемой нагрузки. Он неоднороден и пластичен с точки зрения проектировки функционала.
Производители могут управлять амортизацией, гибкостью, жесткостью на скручивание и другими параметрами при помощи использования различных технологий на производстве.
Для шоссейного велоспорта рама делается наиболее легкой и жесткой. Амортизация отсутствует.
Для трейла или кросс-кантри предусматривается наличие амортизации рамы. Перья в хардтейлах из карбона делают гибкими, способными гасить удары и вибрации при катании по сложному рельефу. Вес рамы при этом увеличивается. Стенки и соединения делаются более толстыми, способными выдержать повышенные нагрузки.
Сборка карбоновых рам даже при наличии новейшего оборудования и сегодня реализуется сугубо вручную. Именно это объясняет высокую стоимость деталей, по сравнению с алюминиевыми или стальными аналогами.
Монокок
Рамы из карбона собираются или из отдельных компонентов, или по технологии монокок.
Производство из отдельных компонентов основано на склеивании отдельно собранных узлов в единую конструкцию.
Монокок (monocoque) технология является более совершенным вариантом. При ней рама делится всего на две части, которые соединяются при помощи запекания. Именно использование данной технологии позволяет существенно увеличить прочность деталей велосипеда, а также реализовать внутреннюю проводку гидролиний и тросов через раму.
Гидроформинг и баттинг
Баттинг (butting) или гидроформингом (hydroforming) в производстве карбона реализуется при помощи определенных свойств углепластика.
Баттинг представляет собой сборку рамы с различной толщиной стенок. В работе с углепластиком используется различное количество слоев волокна.
Гидроформинг в производстве карбоновых деталей реализуется при помощи пластичности углеродного волокна. До запекания и склеивания эпоксидной смолой волокно отличается большой гибкостью, и ему можно придать практически любую форму.
Плюсы и минусы карбона
Среди преимуществ материала выделяют:
- Высокую жесткость на кручение (торсионную жесткость).
- Большую прочность. При правильной технологии производства карбоновая рама по прочности превосходит алюминиевые аналоги.
- Хорошие амортизационные показатели. Продуманная форма и толщина перьев помогает гасить вибрации дороги.
- Технологии позволяют придавать деталям любые необходимые формы. Рамы отличаются продуманной геометрией.
- Карбоновые модели обладают небольшим весом. При прочности, равной или превосходящей алюминиевые варианты, рама имеет гораздо меньшую массу. В среднем карбон легче алюминия на 30%. Для взрослой рамы разница составляет от 400 до 600 грамм.
Недостатки карбона тоже имеются. Среди них:
- Высокая стоимость изделий. Цена обусловлена необходимостью ручной сборки, а также тем, что само углеродное волокно является дорогим материалом.
- Повышенная хрупкость. Рамы такого типа хотя и устойчивы, но боятся точечных ударов.
- Все положительные свойства карбона встречаются только на фирменных моделях, выполненных из качественных материалов с применением современных технологий. На практике довольно легко наткнуться на подделку или модель низкого качества.
Основные мифы
Ниже мы опишем и исследуем основные заблуждения, касающиеся карбоновых рам. Итак, давайте развенчаем популярные мифы об углеволокне.
Ломаются
Существует ошибочное мнение о том, что карбоновые рамы ломаются чаще, чем алюминиевые аналоги. Распространению мифа способствовало использование некачественных безымянных вариантов.
Современные фирменные модели карбона гораздо прочнее алюминиевых аналогов.
Не подлежат починке
Также ошибочно полагать, что карбоновые рамы не пригодны для ремонта. Мнение закрепилось из-за отсутствия специалистов по работе с карбоном. В основном это — проблема регионов и малых городов. В крупном населенном пункте с поиском специалиста по ремонту карбоновых рам вряд ли возникнет проблема.
Если работа доверена мастеру своего дела, то прочность карбоновой рамы после ремонта ничуть не уступит новой модели. Если же мастер работает совместно с аэрографом, то полученный вариант и вовсе будет не отличить от только что выпущенного.
Не накапливают усталость металла
К сожалению, карбоновые варианты все же подвержены усталости металла. Со временем в них так же появляются микроскопические повреждения, просто на молекулярном уровне процесс отличается от алюминиевых рам. Явление происходит гораздо медленнее, чем в других материалах. Проявляется оно образованием микротрещин в эпоксидной смоле, что приводит к расслаиванию материала.
На данный момент нельзя сказать точно, на каком сроке эксплуатации возникает дефект.
Можно купить дешевую раму
Отдельно стоит оговорить возможность покупки бюджетного варианта карбона, например, с Алиэкспресс. Есть несколько вариантов недорогих рам, начиная от просто смешных цен и заканчивая более серьезными моделями.
Самые бюджетные варианты рам стоят от 150 до 200 долларов. Для сравнения стоит упомянуть о том, что брендовый карбоновый руль стоит около 150 долларов.
Качество безымянных рам может быть разным. Покупка чем-то напоминает лотерею. Рама такого типа может треснуть на первой кочке, а может прослужить верой и правдой много сезонов подряд. Гарантий нет никаких.
Часто стоимость моделей уменьшается за счет качества изделия. При производстве экономят на количестве углеродного волокна, используют дешевую эпоксидную смолу. Отзывы на модели встречаются как крайне положительные, так и совсем отрицательные. У кого-то рама вполне себе работает, а кто-то жалеет о потраченных деньгах и занимается ремонтом.
Более серьезные модели рам стоят от 450 до 500 долларов. Вариант подойдет тем, кто хочет попробовать карбоновую раму, но планирует сэкономить, по сравнению с приобретением брендового вариантом.
При покупке стоит понимать, что самые дешевые варианты рамы практически гарантировано не будут обладать всеми заявленными качествами. Более дорогие безымянные варианты хоть и имеют больший процент положительных отзывов, однако также не дают покупателю никаких гарантий.
Специалисты советуют приобретать карбоновые рамы проверенных велосипедных брендов.
Заключение
Физические свойства углеволокна позволяют изготавливать качественные и прочные рамы оптимального уровня жесткости. По сравнению с алюминием, карбон легче и устойчивее к нагрузкам. Стоимость качественного карбона довольно высока. Рамы и детали из него устанавливаются на топовые и профессиональные модели. Приобретать их стоит или для достижения спортивных целей, или при стремлении повысить уровень комфорта при катании, если позволяют финансовые возможности. Для большинства тренировок среднего уровня вполне достаточно качеств недорогих и прочных алюминиевых рам.