Нестандартные амортизационные вилки: перевернутые и одноногие модели. Обзор механизмов

Нестандартные амортизационные вилки: перевернутые и одноногие модели. Обзор механизмовЧем хороши перевернутые амортизационные вилки? Вопрос волнует многих райдеров, следящих за появлением новых технологий. В сегодняшней статье мы поговорим о механизмах такого типа, а также затронем тему одноногой вилки Lefty от компании Cannondale.

История амортизационных вилок. Первые амовилки появились в 1935 году. Модели были представлены компанией  BMW и использовались на мотоциклах. Перевернутые конструкции появились на рынке мотоциклетных товаров в 80-х годах прошлого столетия.

В велосреду перевернутые вилки пришли с началом использования дисковых тормозов. Ранее они не были актуальны, потому как массово применялись V-brake варианты.

Нестандартные амортизационные вилки: перевернутые и одноногие модели

Для чего нужны перевернутые вилки

Многим интересно, для чего необходима перевернутая конструкция. Имеет ли она технические преимущества или является чисто маркетинговым ходом. Наиболее известными моделями перевернутых амовилок являются варианты от Rock Shox. Бренд принадлежит крупному американскому производителю велотехники SRAM занимает лидирующие места по продажам обвеса.

Особенностью перевернутых вилок является большой ход. Модели актуальны для применения в экстремальных дисциплинах: кросс-кантри, даунхилле, фрирайде.

Перевернутые амовилки обладают большей жесткостью, по сравнению с классикой. Конструкция также позволяет увеличить расстояние между башингами. Чем оно больше, чем более равномерно распределяется нагрузка.

Сравнение классических и перевернутых моделей

Башинги требуют постоянной смазки. Именно поэтому опытные райдеры часто переворачивают велосипед с классической вилкой перед выездом на соревнование. Так масло стекает со дна штанов и попадает на башинги. При этом улучшаются параметры страгивания, катание проходит легче, уменьшается трение.

Бренд Fox учел необходимость смазки башингов и разработал специальные дренажные каналы. При работе вилки масло под воздействием сжатого воздуха поступает к башингам.

Следует отметить, что при отсутствии подобных каналов не стоит стремиться переворачивать байк каждый раз перед поездкой. Конструкция штанов предполагает наличие под пыльниками пропитанной маслом поролоновой прокладки. Этой смазки вполне хватит на какое-то время. При своевременном обслуживании велосипеда смазка постоянно обновляется. К тому же замена камер байка или другие манипуляции сами по себе требуют от транспорта перевернутого положения. В общем, при должном уходе за байком, башинги практически никогда не останутся без масла.

!Важно: Масло заливается только в модели вилок, предполагающие его наличие. Ознакомьтесь с инструкцией к вашей амовилке. Тщательно выполняйте все предписания производителя. Некоторые виды механизмов, например, обычные пружинные вилки не требуют доливки масла. Конструкция предполагает пластиковые башинги, требующие смазки густого типа.

Перевернутая вилка выигрывает в плане распределения масла. Оно всегда находится внизу и смазывает ноги, которые с легкостью скользят по башингам.

Преимущества и недостатки перевернутых вилок

Башинги требуют постоянной смазки

Специалисты считают основным минусом вилки перевернутого типа ее низкую торсионную жесткость. При фиксации колеса и при попытке покрутить руль, вы увидите, что такая вилка подвержена скручиваю гораздо больше, по сравнению с классическими аналогами. Не стоит, однако, чрезмерно пугаться. На практике такой вид нагрузки практически не встречается. Рулевое устройство вполне пригодно для использования даже в экстремальных дисциплинах. Однако некоторые райдеры все же считают, что данный минус вполне ощущается при выполнении поворотов. При желании приобрести перевернутую вилку, изучите отзывы покупателей модели.

Давайте перечислим все известные нам плюсы и минусы перевернутых вилок и попробуем определить, кому же подойдут подобные модели. Итак, преимуществами перевернутых амовилок являются:

  • Хорошая смазка башингов.
  • Короткие и крепкие ноги.
  • Большая жесткость на изгиб в верхней части конструкции.
  • Высокая фронтальная жесткость, примерно в 1.5 раза выше по сравнению с классикой.
  • Повышенное расстояние между башингами.

Недостатки амовилок тоже необходимо знать. Среди них:

  • Высокая цена. Стоимость перевернутых вариантов, как правило, вдвое превышает цену классических аналогов.
  • Низкая торсионная жесткость. Показатели обычных вилок в примерно в три раза выше, чем у перевернутых моделей.
  • Необходимость своевременной замены пыльника. Кажется, что недостаток несущественный, однако повременить с заменой элемента можно только на классических вариантах.

Несвоевременное обслуживание перевернутой вилки приводит к тому, что во время работы масло вытекает через изношенный пыльник наружу и может попасть на передний тормоз. Последствия можно легко представить. Принимая во внимание сферу применения вилок , а именно — агрессивное катание, данный минус является довольно крупным. Владелец вилки должен постоянно следить за состоянием пыльников.

С учетом всех описанных выше достоинств и недостатков, мы видим, что такие вилки актуальны для агрессивных маунтинбайк направлений. Для рядового катания их применение неоправдано.

Одноногая вилка Lefty

Следует отметить, что при отсутствии подобных каналов не стоит стремиться переворачивать байк

Наряду с перевернутыми вилками классика при желании может быть заменена одноногими моделями Lefty от компании Cannondale. Данная амортизационная вилка имеет телескопическое устройство и оснащена демпфером и пружиной. Однако на этом сходство с классическими вариантами заканчивается.

Модели  Lefty имеют обеспечивают жесткость и снижают трение нестандартными способами. В классических амовилках трение купируется при помощи башингов. В Lefty данные элементы отсутствуют. Вместо них установлены линейные подшипники с практическим нулевым коэффициентом трения по сравнению с обычными вариантами. Именно поэтому модели имеют фантастически гладкое страгивание.

Парадоксально, что Lefty отличаются и высокой торсионной жесткостью. Нога не может повернуться в штанах за счет квадратного сечения и наличия двойной короны. Вес такой амовилки очень низкий. Объем камеры вилки довольно большой, что обеспечивает плавную кривую сжатия.

Модели имеют высокий функционал, однако массового распространения они не получили. Их существенным недостатком является высокая цена. Lefty приобретаются только профессиональными спортсменами или любителями хай-тек, имеющими достаточный бюджет.

Заключение

Применение перевернутых вилок оправдано в экстремальных велосипедных дисциплинах. Они позволяют достичь лучших спортивных результатов и повысить уровень комфорта и безопасности.

Установка моделей на байки для ежедневного любительского катания не оправдывает себя ни с технической точки зрения, ни с экономической. Модели стоят вдвое дороже обычных амовилок.

Вариант одноногой вилки для велосипеда модели Lefty отличается хорошими техническими показателями, однако высокая цена моделей не позволяет массового применения механизмов. Lefty встречаются крайне редко и применяются только на велосипедах класса люкс.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий