Настройка мягкости вилки на велосипеде: инструкция

Настройка мягкости вилки на велосипеде: инструкцияАмортизационная вилка — важнейшая функциональная деталь байка. От ее параметров зависит уровень комфорта катания по неровной поверхности.

Знания о возможностях регулировки мягкости вилки на велосипеде пригодится каждому владельцу велосипеда.

Давайте поговорим о том, какие типы вилок существуют и как правильно отрегулировать уровень амортизации байка.

Настройка мягкости вилки на велосипеде: инструкция

Что необходимо знать перед работой? Виды вилок

Существует несколько видов передних вилок. Давайте рассмотрим их подробнее.

Пружинные вилки

Бывают также пружинно-эластомерными. Такие вилки часто можно встретить на бюджетных моделях. В целом, вилка не вызывает вопросов. С ней легко разобраться, ее легко ремонтировать. Минусом такой вилки является плохая работа на слабо неровной дороге. Как правило, механизм не предусматривает прицельной настройки. Среди недостатков конструкции можно отметить довольно быстрое попадание песка и пыли в механизм. Ремонт такой вилки сводится к обычной замене пружины. Как пружинные, так и пружинно-эластомерные механизмы очень быстро перестают функционировать при катании в мороз.

Воздушные вилки

Весят мало, просты в настройке и обслуживании, имеют невысокую цену. Работают с помощью сжатого воздуха. Эти вилки предпочтительнее в целом, но имеют свои особенности. При должном уходе они прослужат много лет.

Пружинно-масляные

Это — прекрасный вариант для агрессивного стиля катания. Механизм имеет стальную или титановую пружину в масляном картридже. Данные вилки являются наиболее износостойкими и прочными, их работа более эффективна. Байки для профессионального велоспорта оборудованы именно пружинно-масляными вариантами.

Конструкция

Стандартная вилка состоит из четырех частей:

  • Верхняя часть или «ноги». От плавности хода верхней части зависит сглаживание мелких неровностей.
  • Демпфер. Это — внутренняя часть ног, она обычно имеет несколько степеней регулировки.
  • Шток с короной. Именно на него приходится основная часть нагрузки при катании.
  • Нижняя часть или «штаны». Эта деталь наполняется маслом. Ее также можно отрегулировать.

Правильная настойка жесткости вилки не только добавит комфорта катанию, но и продлит срок жизни велосипеда. Стоит учитывать, что самые недорогие модели вилок не имеют широких возможностей регулировки.

Технологии

  • Негативная пружина

Сжатый воздух — не единственное условие правильной работы вилки. Для ее эффективной работы должна иметься противодействующая сила. Функция негативной пружины заключается в том, чтобы вилка срабатывала и на мелких препятствиях. Механизм можно встретить в нескольких вариациях: это может быть как отдельная воздушная камера, так и дополнительная металлическая пружина.

  • Dual /Solo Air

Качественные вилки почти все имеют технологию Solo Air, где сообщающиеся отделы накачиваются одновременно, имеют общий ниппель и один уровень давления.

Качественные вилки почти все имеют технологию Solo Air

Dual Air технология имеет возможность настройки негативной пружины. Говоря откровенно, технология актуальна только для большого спорта, где каждая секунда на счету. Такая вилка требует большего времени для настройки, в ней сложнее разобраться.

  • Платформа

Полезно знать, что существует еще один вид технологии — платформа. Она балансирует амортизаторы и препятствует их излишней раскачке. Система установлена в топовых велосипедах и имеет большое количество опций по настройке (есть возможность изменить скорость компрессии и отскока).

Виды настроек

Preload

В случае большого веса велосипедиста функция регулировки преднагрузки придется очень кстати. Такая настройка называется Preload.  Конечно, небольшие неровности при этом будут сглаживаться не так  эффективно, тряска или вибрация будут заметнее, зато риск пробития вилки на крупном препятствии станет минимальным.

Чаще всего регулировку функции можно найти в «ногах» вилки. С помощью Preload мы регулируем сэг, о нем поговорим чуть ниже.

!Важно

Метод регулировки preload зависит от вида амортизатора:

  1. На пружинных моделях она осуществляется путем закручивания пружины специальными механическими упорами.
  2. В пружинно-воздушных вариантах мы регулируем уровень давления камеры.
  3. Пневматические модели требуют изменения давления в позитивном отсеке.

Сэг

Сэгом — это то, насколько меняется положение вилки под нагрузкой. Сэг в 15-20% от хода подвески считается идеальным. Если вилка имеет указанный ход в 100 мм, то 15-20 мм уйдет на сэг. Сэг — это процент проседания механизма. Узнать уровень сэга поможет резиновое колечко на одной из ног вилки. Если в комплекте нет такого кольца, его легко можно соорудить самостоятельно.

Недостаточный сэг уменьшит уровень комфорта не мелких неровностях дороги: рукам будет передаваться тряска, вилка не поглотит неровности. Но если превысить допустимые значения сэга, легко пробить вилку на прыжке или наезде на крупную кочку.

Отскок вилки / Rebound

Rebound или отскок невероятно важны для характеристики работы вилки. Не имея масляного демпфера, пружина бы отбивала руки. В обычных моделях вилки сила отскока настраивается с помощью специальной регулировки. На крышке вилки нарисованы плюс и минус. Там же находится регулировка.

!Важно

Хорошим советом для новичков является настройка этого параметра непосредственно на неровной дороге. Руководствуйтесь своими ощущениями при настройке этого параметра. Начните со среднего диапазона значения, сделайте тестовый заезд, затем, если вам некомфортно, подкрутите регулировку на одну четверть. И так далее. Найдите такой момент, когда вилка не отбивает руки, а демпфер моментально срабатывает. Выставление верхнего значения в диапазоне замедлит работу амортизатора, что будет сильно заметно. Вилка не будет успевать отрабатывать неровности дороги.

В недорогих моделях нет демпфера, но есть эластомер, однако важно помнить, что при отрицательных температурах он затвердевает и не выполняет своих функций.

Скорость сжимания или compression

Этот параметр отвечает за скорость сжатия самой вилки после нагрузки. Низкая скорость (Low-compression) является основной регулировкой, позволяющей прицельно настроить вилку для сглаживания мелких неровностей. Высокоскоростное сжатие или high-speed compression влияет отклик вилки на сильную тряску, например, при приземлении после прыжка. Этот вид регулировки встречается в продвинутых моделях, например, для скросс-кантри.

Регулировка длины хода вилки

Является довольно примитивным вариантом регулировки. Однако именно он встречается на всех базовых моделях.

Пружина сжатия или positive spring

В простых моделях находится в «ногах» , там вы увидите пластмассовые «барашки», с помощью которых можно отрегулировать уровень сэга. В моделях с воздушным амортизатором регулировка выполняется путем установки необходимого давления в позитивной камере.

выполняется путем установки необходимого давления в позитивной камере

Блокировка вилки

Данная функция встречается часто даже не среднем ценовом сегменте. Это — прекрасный бонус. Путем блокировки можно получить аналог жесткой вилки при катании по шоссе Сделать жто проще простого: в некоторых моделях для этого необходимо лишь повернуть рычажок на руле.

Параметры идеальной настройки

Жесткость вилки стоит подстроить по вес самого байкера. Пружинные вилки выпускаются с ориентиром на среднестатистический вес в 75-85 кг. Хорошие пружинные модели имеют возможность регулировки мягкости и преднагрузки.

Если вес человека ниже среднего, амортизация работает не в полную силу, а если вес превышает средние показатели, возрастает давление на пружину. При очень высоком весе велосипедиста при резком наезде на крупную неровность, совсем не трудно повредить механизм и даже полностью вывести его из строя.

Воздушные вилки более функциональны и универсальны. Настройку можно отрегулировать под любой вес с помощью специального насоса. Этот инструмент часто идет в комплекте к вилке, но его также можно докупить отдельно.

Можно, конечно же, попробовать накачать вилку обычным велосипедным насосом, но без гарантий. Насосы высокого давления имеют особый накручивающийся шланг и отдельную кнопку для снижения давления путем стравливания воздуха. При наличии этого вида амортизации, мы все же рекомендуем обзавестись и насосом. Он сэкономит ваше время на обслуживании байка.

Оптимальное давление

Давайте поговорим о том, какое давление должно быть в вилке. Информация об этом содержится либо в инструкции к велосипеду, либо вы сможете найти рекомендации по установке оптимального давления на самой вилке. Конечно же, информацию необходимо принять к сведению, но все же в реальных условиях катания можно позволить себе некоторую коррекцию. Часто владельцы накачивают вилку до большего давления, не смотря на ограничения в инструкции. Так вилку сложнее пробить при агрессивном катании. Если же вы — приверженец умеренности, поставьте давление, не выходящее за рамки указанного.

Уход за вилкой

Также как и любая другая деталь, вилка велосипеда требует систематического ухода. Необходимо регулярно чистить механизм, заменять масло и смывать пружину. В разборке механизма нет ничего сложного, необходимо лишь один раз проделать демонтаж, чтобы затем с легкостью осуществлять его.

Когда необходим ремонт

При любом подозрении на неисправность вилки, лучше прекратить катание до выяснения подробностей. Вас должны насторожить любые непонятные щелчки в вилке или нетипичные удары. Своевременное вмешательство позволит предотвратить выход оборудования из строя. На начальном этапе часто требуется обслуживание или замена одной детали, в то время как несвоевременное обращение в сервис может потребовать замены всей вилки.

Итоги

Чем больше вы будете экспериментировать с настройкой вилки, тем лучше. Так вы не только раскроете все возможности своего байка, но и обеспечите себе более комфортный уровень катания.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий