Классификация амортизационных вилок для велосипеда

вилка для велосипедаЧем пружинно-эластомерные вилки отличаются от аналогов? Каково устройство амортизационного механизма? Какие существуют стандарты устройств? Давайте разберемся в данных вопросах.

Мягкие вилки (с амортизацией). В механизмах такого типа амортизатором может быть воздух, масло или пружина. Также данные составляющие могут комбинироваться. Качество вилки напрямую влияет на ее стоимость. Чем выше цена, тем более продуманным является механизм.

Амовилка понижает ударно-вибрационную нагрузку на велосипед и повышает уровень комфорта тренировок. Качественный механизм компенсирует удары и бережет суставы райдера. Повышается управляемость велосипедом. Работу вилки можно использовать в своих целях, к примеру, при выполнении трюков или преодолении препятствий.

Классификация амортизационных вилок для велосипеда

Виды и устройство вилок

Мягкие вилки (с амортизацией)

Среди недостатков конструкции можно отметить снижение скорости велосипеда и эффект раскачки. Во многом решить данные вопросы помогает опция блокировки вилки, имеющаяся во всех топовых моделях.

Жесткие вилки (ригид, без амортизации)

черная и оранжевая веловилки

Механизм представляет собой простую зафиксированную конструкцию. Жесткая вилка имеет свои преимущества:

  • Малый вес. Амортизационные аналоги весят на 1-1.5 кг больше.
  • Более легкий разгон велосипеда, особенно в положении на педалях.
  • Устойчивость к отрицательным температурам. При катании зимой нет необходимости беспокоиться за функциональность механизма.

Из чего состоит амортизационная вилка

  • Пружина. Элемент обеспечивает сжатие и эффективно гасит нагрузку. Деталь может быть изготовлена из титана или стали. Аналогом в пневматическом варианте выступает воздух.
  • Демпфер. Деталь применяется для гашения колебаний. Ее принцип работы заключается в сжатии и последующем медленном возвращении в исходное состояние. Демпфер может быть масляным, эластомерным или воздушным.

Практически все модели амовилок по конструкции напоминают подзорную трубу. Элемент меньшего диаметра находится в более крупном. Так, амортизатор располагается в «штанах» вилки, внутри которых ходят «ноги». Их стыки имеют манжеты, защищающие механизм от попадания влаги и пыли. Ноги могут также закрываться пыльниками. Для усиления конструкции используется «горилла», соединяющая «ноги».

Типы амортизационных вилок

  • Пружинные варианты представлены RST Suntour и аналогами. Данный класс подходит для начинающих. Вилки устанавливаются, преимущественно, на прогулочные модели и рассчитаны на нагрузку до 100 кг. Конструкция характеризуется надежностью и имеет долгих срок эксплуатации. Механизм отличается высокой ремонтопригодностью и достаточно большим весом. Пружинный вариант не рассчитан на экстремальные нагрузки.
  • Пружинно-эластомерные варианты отличаются простотой конструкции. Имеются встроенные эластомеры, прекрасно гасящие удары. Элементы представляют собой стержни из полимерных материалов или детали с воздушными демпферами.

Минусом механизма является малая устойчивость к погодным условиям. При отрицательной температуре эластомеры затвердевают, поэтому кататься на велосипеде с такой вилкой крайне нежелательно.

Эластомер представляет собой алюминиевую, резиновую или композитную трубку, которая препятствует слишком быстрому разжиманию вилки. Конструкция работает за счет трения и практически всегда не имеет опции регулировки. Некоторые модели предполагают настройку преднагрузки (Preload), а также блокировку (LockOut).

  • Воздушные вилки не имеют пружины. Вместо нее используется сжатый воздух. Механизм такого типа близок по уровню к профессиональным амовилкам. Вес устройства небольшой.

Амовилка отличается высоким уровнем надежности. Однако при экстремальном катании из-за снижения плотности манжет может наблюдаться стравливание воздуха. Механизм нуждается в частой регулировке. Следует также своевременно заменять старые сальники на новые.

Устройства такого типа устанавливаются на модели для кросс-кантри. Они имеют возможность настройки преднагрузки, а также скорости отскока. Вилка может иметь и опцию полной блокировки.

  • Воздушно-масляные вилки отличаются тем, что в качестве пружины в механизме используется воздух, а для гашения ударов предусмотрен масляной картридж. Устройство имеет долгий срок службы. Минусом можно назвать необходимость регулярного контроля давления в картридже. Преимуществом механизма является высокая устойчивость к перепадам температур. По ремонту и обслуживанию также вилки похожи на воздушные варианты. Главное, своевременно проводить техническое обслуживание и менять расходники.
  • Масляно-пружинные вилки имеют картридж, наполненный маслом. Применяется стальная пружина. Вилки имеют хорошее качество и отличаются высокой стоимостью. Механизм устойчив к повышенным нагрузкам и отличается долгим сроком эксплуатации. Среди минусов можно назвать большой вес.

Стандарты вилок

3 вида веловилок

Перед тем как купить механизм, стоит изучить подробно стандарты вилок.

Диаметр трубы вилки представлен четырьмя основными размерами:

  • 1″ — данный стандарт присутствует на всех советских байках.
  • 1″ и 1/8″ — вариант является самым распространенным на современных велосипедах.
  • 1″ и 1/4″
  • 1″ и 1/2″

Последние два варианта используются довольно редко. Почти все модели современных байков имеют трубу диаметром 1 и 1/8 дюйма. Данного стандарта практически придерживаются все мирровые производители. Также важным параметром является длина крепежной трубы. Стандартным размером считается 10 дюймов.

На размер вилки влияет также диаметр колеса.

Модели имеют также различное расстояние между перьями. Существуют разные типы креплений для дисковых тормозов и вибрейк вариантов. Они представлены стандартами IS и PM.

Вилки классифицируются и по типу креплений:

  • Резьбовые (headset) варианты используются наиболее часто. Конструкция предполагает подшипник, прижимающийся гайками.
  • Безрезьбовые (aheadset) варианты могут быть как амортизационными, так и жесткими. Конструкция здесь держит рулевой вынос. Труба вилки не имеет резьбы. Монтаж выноса производится при помощи так называемого якоря, представляющего собой расширяющийся стержень. Так как резьбовые варианты постепенно уходят в прошлое, специалисты советуют отдавать предпочтение безрезьбовым механизмам.

Вилки делятся и по ходу механизма:

  • Короткоходные варианты имеют диапазон от 25 до 40 мм. Такие механизмы устанавливаются на гибридные, прогулочные, городские и кроссовые модели.
  • Варианты со средним ходом предполагают диапазон от 50 до 75 мм или от 75 до 100 мм. Такие амовилки устанавливаются на туристические байки, модели для кросс-кантри, а также спортивные велосипеды для активного катания.
  • Длинноходные вилки с диапазоном от 120 до 300 мм и более применяются на двухподвесных моделях для скоростного спуска.

Механизмы делятся по компоновке на:

  • Обычные. Их конструкция напоминает телескоп. Длинноходные механизмы часто представлены двухкоронными вариантами.
  • Перевернутые. Поршни расположены внизу конструкции. Такие механизмы имеют более высокое сцепление с дорогой, а также характеризуются меньшей неподрессоренной массой. Устройства дорогие и довольно увесистые. Специалисты считают такие варианты наилучшими для отработки мелкий неровностей.
  • Специфические. Механизмы оснащены системой с множеством поршней и рычагов. В данную категорию также включены одноногие модели.

Виды настроек

***

  • Preload или преднагрузка. Представляет собой настройку жесткости пружины. В недорогих моделях точность настройки небольшая. Параметр выставляется или при помощи внешнего регулятора, или путем замены пружин. Элементы в таком случае отличаются по силе жесткости и обозначаются специальной маркировкой.
  • Регулировка скорости отскока позволяет настраивать скорость возврата пружины в исходное положение.
  • Compression или скорость сжатия. Параметр представляет собой регулировку скорости сжатия. По сути это — величина, обратная параметру Rebound. Регулятор расположен наверху или внизу вилки. Опция особенно полезна для повышения точности при выполнении прыжков.
  • LockOut или блокиратор. Функция позволяет блокировать ход вилки. Качественная блокировка превращает амовилку в ригид. Данная опция будет полезна при подъеме в гору, а также путешествиях по ровному асфальту.
  • Extension Control или регулировка длины хода. Настройка позволяет блокировать ход для более успешного преодоления крутых подъемов, а также при активном педалировании под нагрузкой. Для катания по ровному асфальту можно заблокировать амортизационный механизм в сжатом положении.

Производители вилок

Топовыми производителями, заслуживающими доверия, являются:

  • Rock Shox
  • Manitou
  • FOX
  • Marzocchi
  • DT
  • SR SunTour
  • RST
  • Magura

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий