На шатуны байка приходится самая большая нагрузка при катании. Современные конструкции шатунов часто изготавливаются из легких и прочных сплавов, что существенно увеличивает срок их службы.
Из композитных материалов возможно даже сделать полые невероятно легкие шатуны. Но что делать со старыми шатунами при их поломке и необходимости замены? Не спешите обращаться к мастерам.
При должном уровне подготовки снятие и замену шатунов можно произвести самостоятельно. Мы расскажем вам, как.
Как снять шатуны с велосипеда: пошаговая инструкция
Особенности конструкции
На старых моделях для крепления рычагов использовались клиновидные механизмы. Демонтаж кривошипа на которых был практически невозможен без риска повреждения детали. Сегодня на смену им пришли квадратные валы, позволяющие при минимальных усилиях безопасно демонтировать деталь.
Стоит отметить, что некоторые модели велосипедов имеют неразборный блок с шатунами. Снимать его приходится целиком. Если вы заменяете старые шатуны велосипеда на новые, имеет смысл приобрести удобный механизм, имеющий разъемное соединение звезд и шатуна. Монтаж и демонтаж такой конструкции при необходимости не составит особого труда.
Когда может понадобится снятие шатунов
Сам по себе шатун не предполагает никакого ухода или технического обслуживания. Его замена может понадобиться в следствие механического повреждения, например, после падения. Также демонтаж может понадобиться, если мы хотим добраться до каретки велосипеда. Например, для ее регулировки, промывки или смазки.
Возможным «показанием» к снятию шатуна может быть и скрип механизма при попадании в него песка или пыли. Тогда конструкция подлежит разбору и чистке.
!Важно
Механизм снятия шатуна довольно непростой, демонтаж невозможно провести без некоторой подготовки. Необходимо иметь особый инструмент или знать нюансы, о которых мы поговорим далее.
Демонтаж со съемником
Существует специальное приспособление, именуемое съемником. Есть различные виды съемников. Каждая трудная деталь имеет свой вариант съемника. Нам же понадобится съемник для вала каретки байка.
Конструкция съемника для шатунов
Съемник подходит также для снятия педалей велосипеда. Шатун на валу оснащен удерживающим болтом с размером головки 8 мм, который необходимо отвинтить. Это не составляет особого труда. Однако стоит обратить внимание, что шатун имеет конусообразную посадку, он сидит на валу достаточно крепко. При катании в мокрую погоду часто грязь и вода проникают в место соединения шатуна с валом. Со временем грязь настолько слипается с деталями, что становится практически невозможно снять шатун.
Инструмент для снятия шатунов — это сложная токарная деталь в форме винта со специальной головкой. Двухуровневый винт подходит под гнездовой или рожковый ключ. На винт накручена гайка, имеющая наружную или внутреннюю резьбу. Объяснять можно долго, лучше один раз увидеть.
Алгоритм демонтажа
Перед началом работы необходимо обработать стык шатуна и вала «вэдэшкой» — универсальным раствором WD-40, продающимся в авто-, вело- и хозяйственных магазинах. Он смажет механизм, эффективно растворит остатки грязи, существенно облегчит сам процесс демонтажа. Можно также использовать вместо WD-40 тормозную БСК жидкость. Эти два варианта можно использовать как для прикипевшего шатуна, так и для любых трудно откручивающихся болтов велосипеда.
Если в велосипеде установлена система «под квадрат», алгоритм здесь следующий:
- Если байк укомплектован пластиковыми заглушками, снимаем их.
- Прочно фиксируем байк, например, на подставке.
- Проверяем соответствие размеров съемника и четырехгранного вала.
!Важно
Необходимо убедиться, что диаметр четырехгранника, на который надет сам шатун, больше штока съемника. В противном случае мы просто сорвем резьбу, и наша попытка аккуратного демонтажа провалится.
- Отвинчиваем болт на креплении.
- Завинчиваем съемник в шатун до его предела. При этом смотрим, чтобы съемник был вывинчен на максимум.
- Плавно и аккуратно, без рывков, закручиваем болт. При манипуляции есть большой риск повреждения резьбы. Необходимо выдавить об шатуна с вала.
Демонтаж без съемника
Здесь, надо отметить, есть ограниченное количество вариантов.
- В первом варианте снятие шатуна возможно примерно в 2% случаев. Манипуляция выполняется молотком или кувалдой, для погашения удара используется старая ветошь. При этом есть большой риск повреждения подшипников каретки. Конечно, и их можно заменить, но лучше все же не ломать лишнего.
- Во втором варианте нам снова понадобится старая добрая «вэдэшка». Вариант успешен примерно в 35% случаев. Берем раствор WD-40 и тщательно обрабатываем места стыков со всех сторон. Теперь на безопасной трассе прогуливаем наш велосипед с наполовину открученными болтами. Можно попробовать поскакать на педалях для большей нагрузки шатунов.
- Вариант радикальный, зато срабатывает 100%. С помощью болгарки надпиливаем втулку шатуна. Молотком окончательно сшибаем деталь. Этот вариант можно использовать при 100% уверенности в неисправности конструкции, при четком плане ее замены.
- Самый надежный и безболезненный вариант. Эффективен на 100%. Если не удалось снять шатуны самостоятельно, садимся на байк и едем в ближайший магазин велосипедов. Покупаем съемник или просим механика произвести манипуляцию.
Итоги
Необходимость снятия шатунов на практике возникает довольно редко. Если же механизм требует замены и ремонта, воспользуйтесь приведенными выше советами.