Как измерить износ цепи велосипеда: методы проверки

Как измерить износ цепи велосипеда: методы проверкиЦепь велосипеда, как и любые другие механизмы и детали байка, требует регулярного технического обслуживания.

Производителями установлены рекомендации по смене цепи по достижении определенного пробега транспортным средством.

Помимо этого, следует регулярно осматривать части трансмиссии для выявления повреждений элементов. В статье мы поговорим о том, как проверить степень износа велосипедной цепи.

Важная теория

Цепь велосипеда является частью трансмиссии. Она представляет собой конструкцию, передающую крутящий момент с звезды системы на заднюю, ведомую звездочку. При катании средняя частота педалирования достигает 90 оборотов в минуту. Естественно, что на элементы привода при этом ложится повышенная нагрузка.

Часто износу способствуют использование «противоположных» передач. В таком положении цепь сильно перекошена, и растягивается быстрее.

Следует помнить о том, что износ цепи не только негативно влияет на КПД педалирования: у нового элемента он значительно выше. Отражается состояние цепи и на близлежащих элементах. Если не обращать внимание на износ, следом за цепью могут повредиться сами звезды, подшипники и другие элементы трансмиссии. К тому же старая цепь работает некорректно, что может привести к аварийной ситуации на дороге.

Изношенная цепь просто неспособна выполнять свою работу качественно, что негативно сказывается на качестве катания. Скорости переключаются нечетко, цепь заклинивает или она проскальзывает, присутствуют посторонние звуки в виде стрекота или щелчков. Чтобы избежать неприятных ситуаций, необходимо проводить регулярное техническое обслуживание велосипеда. Цепь следует чистить и смазывать, осматривать на предмет растяжения и повреждений.

Цепь велосипеда может растянуться в длину и/или ширину, может деформироваться, истончиться или вовсе порваться. Старая цепь очень часто повреждает саму кассету: идет неправильная нагрузка на звенья цепи. Наиболее подвержены стачиванию средние звезды трансмиссии. Запоздалая смена одной лишь цепи не решит проблему: соседние элементы будут уже настолько повреждены, что спасти положение сможет только дополнительная полная замена кассеты.

Как измерить износ цепи велосипеда: методы проверки

Параметры цепи велосипеда

При покупке нового элемента следует обращать внимание на данные, указанные на упаковке. Цепи отличаются друг от друга как под длине, так и по ширине. Каждая цепь рассчитана на определенное количество передач трансмиссии, поэтому выбирать элемент при покупке следует внимательно.

Внешняя ширина цепи колеблется от 5.5 до 7 мм. Длина одного звена при этом почти одинакова во всех моделях. Она составляет 12.7 мм.

Методы проверки

Проверка линейкой

Проверка линейкой

Степень допустимого растяжения варьируется и зависит от количества зубьев звезды. Чем меньше зубьев имеет звезда, тем выше допустимое значение. Указанные в таблице параметры верны практически для всех моделей велосипедов. Исключением являются лишь байки, имеющие 10-скоростную трансмиссию.

Многоскоростные велосипеды имеют допустимый предел, равный 1% от общей длины цепи. Для проверки износа следует замерить участок из 24 звеньев цепи. Стандартная длина будет соответствовать 1 футу или 304.8 мм. После чего следует оценить степень растяжения.

Таблица допустимого растяжения цепи

Количество зубьев звездочки: Допустимое удлинение (%)
До 60 1,5
61-80 1,2
80-100 1
101-110 0,8

Замеры производятся обычной линейкой.

Проверка штангенциркулем

Для проверки следует выставить на инструменте 119 мм. Губки при этом  просовываются в звенья цепи, а затем раздвигаются до упора. Обычно в таком положении инструмент захватывает 10 звеньев.

Полученный результат расскажет о состоянии велосипедной цепи:

  • Результат от 119.7 до 120.6 мм. показывает хорошее состояние цепи.
  • Результат от 120.6 до 120.9 мм. свидетельствует об износе цепи. Необходима замена элемента.
  • Результат более 120.9 мм. говорит о сильном износе, при котором повреждаются соседние элементы. Необходимо менять и цепь, и саму кассету.

Проверка при помощи калибров

Степень износа цепи можно проверить при помощи калибров или цепеметра. Индикатор износа при этом указывается в процентах. 0, от 0.5 до 0.75 или 1.

Для замера стороны калибра помещаются в полые оси.

  • Результат от 0.5 до 0.75 говорит о том, что цепь новая или находится в хорошем состоянии. Замены элемента не требуется.
  • Если шаблон, рассчитанные на результат от 0.5 до 0.75 беспрепятственно входит в промежуток, это говорит о сильном износе элемента и о том, что необходима скорейшая замена цепи.
  • В случае, если скобы, предназначенные для результата от 0.75 до 1 полностью вставляются в просвет, это говорит о крайне сильном износе элемента. В таком случае необходимо произвести не только замену велосипедной цепи, но и звезд трансмиссии.

Цена цепеметра составляет около 80 рублей. Инструмент имеет высокую точность, его рекомендуется иметь каждому байкеру.

Другие виды проверки

Состояние цепи можно проверить визуально. Для этого цепь следует расположить на самой большой звезде системы. Новая цепь достаточно плотно облегает звезду. Растянутая цепь при натяжении создает довольно большой видимый зазор.

Стоит отметить, что и излишне натянутая цепь не сулит ничего хорошего. Цепь должна оптимально подходить по размеру. Если вы корректируете длину цепи путем удаления звеньев, обращайте внимание на то, чтобы не снять лишнего.

О плохом состоянии цепи будут также говорить нечетное переключение скоростей, провисание элемента или его трение о посторонние детали.

Советы по уходу за цепью

Состояние элементов трансмиссии

Состояние элементов трансмиссии следует регулярно проверять. Ресурс передних звезд (системы) рассчитан на 15000 километров. Задние звезды способны прослужить до 10000 км. Производители указывают средний лимит велосипедной цепи в 3 000 – 4 000 км. Чем меньше звезд в передаче, тем, как правило, больше срок жизни цепи.

Многие владельцы советских байков могут возразить, что раньше цепи служили столько же, сколько сам велосипед и при этом не требовали замены. Действительно, советские модели, имеющие одну передачу, были оснащены надежными цепями, конструкция которых при этом отличалась от современных многоскоростных трансмиссий. Цепи байков СССР никогда не работали в условиях перекоса. Звенья современных звезд отличаются от старых.

Своевременно не смененная цепь многоскоростного велосипеда деформирует зубья кассетных звезд, поэтому установка нового элемента не представляется возможным: придется менять и кассету. Регулярная проверка износа цепи поможет вам избежать ненужного ремонта и замены механизмов и сэкономит деньги. Новую цепь установить проще и дешевле, чем подергать ремонту всю трансмиссию.

Чтобы почистить цепь, необходимо ее снять. Для этого используется специальный инструмент — выжимка. Стоит он недорого и приобретается в любом веломагазине. Демонтаж цепи без выжимки произвести можно, но трудно. Лучше воспользоваться достижением технической науки и свести риски повреждения цепи к нулю.

После снятия цепи, следует промыть ее при помои специального раствора, просушить и смазать.

Регулярно проводите техническое обслуживание элементов велосипеда. Своевременная замена вышедших из строя деталей поможет поддерживать велосипед в хорошем рабочем состоянии.

Если вы — активный байкер и предпочитаете кататься по бездорожью, следует чистить цепь чаще. Налипшая грязь действует наподобие абразива, что приводит к излишнему износу механизмов.

Итоги

Заботливый владелец велосипеда регулярно осматривает байк и изучает состояние систем и узлов. Пределом службы цепи являются 3000-4000 км. пробега. Проверять состояние элемента необходимо хотя бы раз в сезон. Техническое обслуживание цепи включает в себя чистку и смазку. Хорошее состояние деталей трансмиссии значительно повышает КПД педалирования и комфорт тренировок.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий