Гайд по выбору заднего амортизатора велосипеда

Гайд по выбору заднего амортизатора велосипедаАмортизатор повышает уровень комфорта при катании на велосипеде. Устройства бывают различных видов. Делятся амортизаторы на передние (вилка) и задние. В хардтейлах присутствует только амовилка. В двухподвесах установлены как передний, а так и задний амортизаторы. Для того чтобы разобраться в типах механизмов, читайте наш гайд по выбору заднего амортизатора.

Сегодня мы поговорим об особенностях задних амортизаторов. Устанавливаются они на байки, предназначенные для активного катания по бездорожью, например, на модели для кросс-кантри и фрирайда.

Если вы задумываетесь об апгрейде своего велосипеда и хотите иметь возможность подгонки настроек под свои нужды, внимательно ознакомьтесь с содержанием нашей статьи. Важно не только купить подходящую модель, но и уметь выставить точные настройки.

Гайд по выбору заднего амортизатора велосипеда

Устройство амортизатора

По конструкции задний амортизатор байка практически копирует автомобильный аналог. Он состоит из пары телескопических трубок, входящих одна в другую, демпфера и двух монтажных проушин. Башинги вставляются в проушины и надежно скрепляют устройство с частями подвески велосипеда.

Каждый амортизатор воздушного типа оснащен механизмом, эффективно поглощающим энергию от работающей подвески. Он носит название демпфера. С его помощью контролируется скорость сжатия и отскока пружины.

Амортизатор с пружиной представляет собой недорогой и простой в эксплуатации вариант. В нем также имеется демпфер масляного типа. Вместо воздушной камеры применяется внешняя пружина, выполненная из стали.

Амортизатор воздушного типа оснащен камерой с азотом, специальный клапан которой регулирует скорость передвижения масла.

Размеры

Брендовые модели амортизаторов в обязательном порядке содержат указания по установке. В документации описаны совместимые модели, размеры, способы настроек.

Велосипедные компании имеют и внутренние стандарты амортизаторов. Например, серию MAESTRO от Giant или BRAIN от Specialized. Все они заточены под определенные размеры байков компании.

Если же амортизатор подобран не четко, размер меньше или больше необходимого, работа механизма будет некорректной. Поменяется поведение байка на треке, изменится сама геометрия подвески.

Брендовые модели амортизаторов

После того как вы определились с брендом, второе, на что стоит обратить внимание, это ход амортизатора. Он варьируется, исходя из направления велоспорта.

Для кросс-кантри стандартом является ход от 80 до 100 мм. Для эндуро параметр составляет от 110 до 160 мм. В даунхилле встречаются варианты от 180 мм. и выше.

Следует в обязательном порядке учитывать размер модели. Внимательно выбирайте варианты, сопоставимые с параметрами вашего велосипеда.

Механизм выбирается, исходя из расстояния между проушинами. Учитывайте, что современные модели зачастую имеют комбинированную конструкцию. Масляной цилиндр в них находится отдельно.

Следите за тем, чтобы амортизатор подходил к раме велосипеда. Подвески во время эксплуатации не должны задевать ее.

Пружина или воздух

Амортизаторы можно условно разделить на два типа: воздушные и пружинные. Выбор модели зависит от вида дисциплины, стиля катания, геометрии байка. В кросс-кантри почти всегда используются амортизаторы воздушного типа. Для эндуро выбираются как воздушные (наиболее часто), так и пружинные варианты (реже). Для даунхилла практически во всех случаях устанавливаются модели с пружинами. Однако встречаются и аналоги воздушного типа.

Пружинные модели амортизаторов имеют внешнее расположение пружины. Многие считают стальные пружины дешевыми вариантами, непригодными для использования на профессиональных моделях. Однако именно они устанавливаются на байки для фрирайда и даунхилла. Сталь прекрасно показывает себя в деле, так как имеет ровную и корректную работу на всех уровнях сжатия. Резкий удар в таком случае отсутствует даже при элементе, сжатом до максимума. Пружина работает мягко даже на большой скорости.

Настройка пружинного варианта практически всегда осуществляется при помощи особой регулировочной гайки, расположенной на корпусе амортизатора. При ее затягивании пружина сжимается и становится более жесткой. При ослаблении амортизатор работает мягче. При необходимости пружину можно заменить на аналог с другими параметрами. Можно регулировать длину и жесткость элемента. Наиболее дорогим вариантом является пружина из титана.

Цена пружинных вариантов ниже, чем на воздушные аналоги. Именно поэтому модификации не теряют своей актуальности несмотря на то, что проигрывают конкурентам по многим техническим параметрам.

Воздушные амортизаторы отличаются по конструкции. Картридж в них размещается внутри тела амортизатора. Модели весят меньше пружинных аналогов. Бюджетными воздушными вариантами оснащают базовые модели двухподвесов.

Воздушные варианты имеют опцию более тонкой настойки. Она осуществляется путем прокачки картриджа. Для работы используется специальный насос высокого давления. Модификации имеют и дополнительные настройки по отскоку, называемые в среде райдеров «черепашка» или «зайчик». Они отвечают за скорость сжатия демпфера.

Недостатком воздушных амортизаторов является их неровная работа при разной степени сжатия. При последовательном заезде на несколько неровностей повышается риск стэкдауна, который может вывести систему из строя. Конечно же, производители механизмов знают о подобных проблемах и делают все необходимое, для их устранения. Однако современные технологии пока что не решили вопрос на 100%.

Амортизаторы для разных направлений спорта

Для кросс-кантри выбираются недорогие и легкие однокамерные варианты. Они обеспечивают эффективное педалирование и хорошее сцепление на спуске. Практически всегда имеются две основные опции настройки: несколько уровней компрессии и регулировка отскока. Так, всемирно известный бренд FOX предлагает три режима работы: для подъема, трейла и спуска. При этом меняется уровень сжатия, исходя из параметров спортсмена.

Переключатель для настройки режимов как правило устанавливается на доступное место. Последние модификации имеют удаленное управление, реализуемое через гидролинию или трос. Современные модели часто имеют опцию полной блокировки амортизатора. В таком режиме байк превращается в полноценный хардтейл.

Для эндуро чаще всего предъявляются повышенные требования по настройкам. Изменение геометрии подвески и увеличенный ход создают необходимость более детальной подгонки системы.

Большой популярностью на сегодняшний день пользуются комбинированные варианты, оснащенные дополнительным масляным резервуаром. Элемент позволяет существенно повысить эффективность работы амортизатора, особенно в случае повторяющихся на трассе препятствий. В таком случае более четко регулируются отскок и скорость сжатия.

Детальная настройка такого амортизатора потребует от райдера наличия некоторых технических знаний. Работа отнимает довольно много времени на начальном этапе. Однако результат стоит потраченных усилий.

Для даунхилла требования к амортизаторам невероятно высокие. Скорость спуска сопоставима с автомобильной. Механизмы должны быть устойчивы к самым высоким нагрузкам. Требуется максимально четкая работа, в том числе при быстром прохождении ряда крупных неровностей, а также при осуществлении жестких приземлений. При этом необходимо удерживать высокий уровень сцепления с любыми типами поверхности при любой погоде.

Пружинные варианты рассчитаны на средние параметры гонщика. Не всем райдерам подходят такие модели. Если вы обладаете нестандартными параметрами, обязательно изучите рекомендации производителей перед покупкой. Не забывайте и о правильной настройке механизма. Только в таком случае амортизатор и вилка будут гармонично работать.

Комбинированные варианты стоят дороже пружинных аналогов и требуют более детальной настройки. Они подходят для продвинутых пользователей.

Типы настроек: сэг, антискват и прелоад

При покупке новой модели амортизатора в обязательном порядке после установки механизма производится настройка. В случае обычного воздушного амортизатора, к примеру, для использования в кросс-кантри, требуется накачать воздухом саму камеру. Необходимое давление как правило указано на самом амортизаторе. Райдер может сделать точную подгонку под свои параметры, исходя из диапазона возможных настроек.

Пружина или воздух

Сэг представляет собой настройку давления воздуха. Внешний шток модели оснащен цветной резинкой, которая является ориентиром при выставлении параметра. Необходимо сдвинуть элемент как можно ближе к корпусу велосипеда, после чего плавно сесть на байк, а затем плавно спешиться. При этом следует избегать резких движений, прыжков или раскачки. Длина, на которую переместилась резинка и представляет собой сэг. Средним параметром считается сдвиг на 10-15 процентов от всей длины штока. Сэг по сути является просадкой под нагрузкой.

Преднагрузка или прелоад выставляется для настройки жесткости амортизатора. Он регулируется посредством установки оптимального сжатия воздуха. Для жесткой работы требуется подкачать воздух, для более мягкой — спустить. Чем большая нагрузка планируется на велосипед, тем меньшей жесткостью должна обладать пружина. Механизм, имеющий малую жесткость, быстрее и легче откликается на неровности дороги.

В пружинных амортизаторах функция настройки прелоада осуществляется посредством специальной гайки, размещенной на корпусе велосипеда. Механизм оснащен масляным демпфером, отвечающим за скорость отскока пружины. Тело штока имеет специальный клапан, отвечающих за перетекание масла. При помощи регулировки запорного клапана создается возможность настройки скорости срабатывания и отскока амортизатора.

Антискват представляет собой силу срабатывания механизма при педалировании. Параметр является одним из ключевых при выборе новой модели амортизаторов.

Раскачка подвески является серьезной проблемой двухподвесов. В настоящее время инженерами найдено несколько вариантов ее решения.

Первым путем решения является работа над самой геометрией подвески. В таком случае механизм должен быть сконструирован таким образом, чтобы подвеска не раскачивалась и амортизационную систему не было бы необходимости блокировать. Примером такой подвески может быть MAESTRO от компании GIANT.

Вторым путем является конструирование системы, блокирующей амортизатор при педалировании. Модель носит название BRAIN и устанавливается на байки SPECIALIZED. Клапан в такой системе открывается лишь под действием ударов при прохождении препятствий. В остальных случаях он находится в закрытом положении, что эффективно блокирует работу механизма.

Третьим путем является реализация специальных режимов работы амортизационного механизма и возможность настроек жесткости, в том числе опция полной блокировки амортизатора.

Заключение

Мы рассмотрели с вами виды задних амортизаторов велосипеда и коснулись вопроса самых необходимых настроек. При выборе модели стоит учитывать параметры райдера, геометрию байка, а также стиль тренировок. Приобретайте амортизаторы только проверенных велосипедных брендов. После покупки в обязательном порядке изучите документацию и детально настройте систему. Качественный и правильно настроенный амортизатор значительно повысит уровень комфорта при катании и, при грамотном уходе, прослужит долгие годы.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий