Тормоз — одна из самых важных деталей любого велосипеда, он отвечает за безопасность велосипедиста, поэтому к его выбору стоит подходить с особой щепетильностью. На рынке предоставлено большое разнообразие тормозных систем, начиная от ножных тормозов и заканчивая современными системами.
Покупая тормоз для своего велобайка нужно опираться на такие критерии как долговечность, возможность отремонтировать систему в случае ее поломки и качество торможения. Одним из современных видов тормозов, является роллерный тормоз для велосипеда. Давайте разберемся, что это такое и как работает?
Роллерный тормоз используется достаточно редко, его можно отнести к барабанному типу тормозов. Производители хотели создать механизм, в котором бы сочетались все преимущества барабанных тормозов и полностью исключить их недостатки — так был создан роллерный тормоз.
Устройство и принцип действия роллерных тормозов
Роллерные тормоза представляют собой усовершенствованную барабанную тормозную систему, соответственно и принцип его действия такой же. Главное их отличие — это то, что обычный барабанный тормоз срабатывает за счет обратного вращения педалей, а роллерный — за счет нажатия на тормозную ручку. В этот момент тросик вращает эксцентрик, который в свою очередь оказывает давление на ролики, они упираются в тормозной барабан, а он в втулку колеса.
Для того что бы охлаждать метал барабана при трении, на него установили радиатор, а сама система находится на внешней стороне колеса.
Важно! Роллерные тормоза обязательно необходимо смазывать, иначе от сильного давления барабана на ролики, они будут быстро изнашиваться. Смазка никак не влияет на тормозные способности системы, так как из-за сильного давления во время торможения, большая часть смазки выдавливается, а потом возвращается обратно.
Главные плюсы роллерного тормоза
- Такие тормозные системы хорошо защищены от грязи, пыли и воды, за счет своего герметичного корпуса. Благодаря этому техническое обслуживание роллерным тормозам требуется нечасто, примерно раз в год необходимо разбирать, чистить и смазывать систему.
- Роллерные тормоза весьма долговечны, обязательным условиям для этого является своевременная смазка барабана и роликов. На корпусе, которым прикрыта тормозная система, есть специальное отверстие, в него нужно заливать смазку, оно прикрыто небольшим колпачком. И действительно, многие велосипедисты говорят о том, что такая тормозная система не требует замены на протяжении долгих лет.
- При деформации обода колеса, тормоза не теряют своих свойств, эффективность торможения остается на том же уровне, даже если колесо встало “восьмеркой”.
- Такие тормоза хорошо выдерживают большой вес и будут исправно работать даже если общая масса велосипеда достигает более 100 килограмм.
- Тормоз срабатывает моментально, что позволяет экстренно остановить велосипед, сохраняя при этом баланс.
- Обод велосипеда не повреждается от постоянного трения, так как не участвует в процессе торможения.
- Конструкция тормоза позволяет установить его на любой велосипед, при условии, что втулка подходит для такого тормоза, в противном случае ее нужно поменять на специальную втулку под роллерный тормоз.
- После установки, тормоз не требует регулировки.
Минусы роллерного тормоза
- Такие тормоза имеют большой вес, для пользователей которым важна скорость велосипеда, это является существенным минусом.
- Цена на роллерные тормоза достаточно высокая.
- В России такие тормоза не пользуются популярностью, поэтому в обычных веломагазинах их выбор совсем небольшой.
- Не подходят для стандартных велосипедных втулок, вместе с тормозной системой придется купить и специальную втулку.
- Невозможно установить на рамы с амортизационной системой, так как не будет постоянного натяжения тросиков.
Важно! Некоторые виды специальных втулок для установки роллерных тормозов, обладают антиблокировочной системой, которая улучшает качество торможения при резкой остановки.
Установка роллерного тормоза
Как уже говорилось, чтобы установить роллерный тормоз на велосипед, сначала на него нужно будет установить специальную втулку. Для этого необходимо будет разобрать колесо, что потянет за собой полную переспицовку колеса с последующей его балансировкой и настройкой.
Такой тормоз можно поместить как на переднее, так и на заднее колесо. Для этого его необходимо поместить в пазы, которые находятся в центре втулки. После этого корпус тормоза, с помощью металлических креплений прикрепляют к ноге вилке или заднему перу.
Далее на руль устанавливается рычаг тормоза и протягивается тросик.
Важно! Что бы тросик не болтался и не мешал во время езды, его необходимо закрепить к рулю, раме и вилке зажимами.
Пользователи рекомендуют устанавливать на велосипед задний роллерный тормоз.
Чем и как лучше смазывать роллерный тормоз
Несмотря на то, что роллерный тормоз не требует особого ухода, все же примерно один раз в год его необходимо разбирать и вычищать старое масло. Для этого можно воспользоваться растворителем, зубной щеткой и водой.
Разобрать роллерный тормоз не составит труда, его конструкция достаточно простая и не требует особых знаний в этой области.
После того как тормозная система будет вычищена, ее необходимо высушить и хорошо смазать, для этого лучше использовать специальные смазки, которые предназначены именно для роллерных тормозов. Или воспользоваться качественной густой смазкой, например на основе графита.
При чистке внутренних деталей тормоза, стоит обращать внимание на их состояние, иногда они требуют замены. Чаще всего сильному износу подвергаются тормозные колодки. Определить это можно, повернув до упора эксцентрик, если между тормозными колодками и барабаном образовался зазор — значит колодки пора менять.
Кроме капитальной читки тормоза, его необходимо регулярно смазывать, примерно один раз в сезон. Для этого на защитном корпусе есть небольшое отверстие, которое прикрыто заглушкой, открыв ее нужно капнуть немного масла внутрь тормозной системы — вот и вся процедура. Такие незамысловатые действия обеспечат долгую и бесперебойную работу тормоза.
Роллерные тормоза устанавливают на велосипеды любого типа: прогулочные, спортивные, профессиональные, велосипеды с электроприводом и другие. В России роллерный тормоз не очень популярен. На форумах велолюбителей встречаются негативные отзывы об этой тормозной системе, пользователи жалуются на то, что детали быстро изнашиваются или ломаются, но стоить заметить, что это зависит еще и от производителя тормоза, к тому же, необходимо обязательно вовремя смазывать детали тормоза.
Также велосипедистам не нравится, что дополнительно необходимо покупать специальную втулку, ведь ее замена — процесс достаточно трудоемкий и если пользователь не специалист в этом деле, то необходимо обращаться за помощью к веломастерам, а это дополнительные затраты.
В целом же, роллерный тормоз хороший вариант, потратившись один раз, он будет служить долгое время, к тому же он неприхотлив в обслуживании и имеет высокую мощность.