Что такое рулевая колонка велосипеда: особенности конструкции

Что такое рулевая колонка велосипеда: особенности конструкцииРулевой узел является важнейшей деталью, влияющей на безопасность управления велосипедом.

Многие даже опытные велосипедисты путают рулевой механизм с самой вилкой руля, рулевую колонку со стаканом и т.д.

В статье мы подробно поговорим о строении рулевого узла и разберемся в том, что такое рулевая колонка велосипеда.

Что такое рулевая колонка велосипеда

Терминология

Рулевой механизм — это объединяющее общее название нескольких ключевых деталей велосипеда.

Схема строения механизма руля:

  1. Руль и точки хвата. То есть сама перекладина, за которую держится велосипедист и посредством вращения которой управляет велосипедом.
  2. Вынос руля. Это — короткая труба, имеющую крепления для рулевой вилки и руля. Крепеж осуществляется с помощью болтов.
  3. Рулевая труба. Расположена между выносом руля и самой короной вилки байка. Входит в стакан или колонку велосипеда.
  4. Рулевая колонка — Headset. Имеет две чашки, два подшипника (вверху и внизу), некоторые модификации имеют также несколько колец, с помощью которых механизм поворачивается в рулевом стакане. Сверху расположен якорь для распорки.
  5. Рулевой стакан или Headtub Это — небольшой отрезок трубы рамы, внутри имеет фаски. Фаски при монтаже вставляются в подшипники или чашки колонки.

Для совместимости деталей между собой были введены определенные стандарты. При замене частей механизма обязательно обращайте внимание на то, к какому стандарту принадлежит оборудование вашего велосипеда.

Виды колонок

Теперь рассмотрим, какие колонки существуют.

Для начала рассмотрим классическую резьбовую колонку. Именно она повсеместно встречается на недорогих моделях. Такая конструкция на деле очень неприхотлива, она недорогая и сравнительно легкая. Резьбовые модификации массово устанавливаются на велосипеды уже несколько десятилетий. Минусами такого механизма является сложность настройки и их невысокая надежность.

В резьбовой колонке верхняя чашка оснащена резьбой

В резьбовой колонке верхняя чашка оснащена резьбой, рулевая труба при этом имеет крепежную контргайку.

Безрезьбовая колонка — современный вариант. Такой стандарт имеет название Aheadset. Именно этот бренд впервые представил механизм. Как понятно из самого названия, в колонке нет резьбы.

Сверху и снизу имеется по чашке. На механизм отсутствует нагрузка от фиксации самой вилки. Каждая из чашек запрессовывается особым образом в рулевой стакан. В чашке находится подшипник, прикрытый кольцом качения. Устройство рассчитано на предварительный монтаж выноса и простановочных колец. Лишь после их установки закрепляется сама рулевая трубка.

Стандартная конструкция называется неинтегрированной. Давайте рассмотрим, что представляет собой интегрированная колонка и другие модификации.

Помимо неинтегрированной колонки или Aheadset, существуют полуинтегрированная и интегрированная.

Полуинтегрированная колонка

Колонка на подшипниках. Обычно устанавливаются промподшипники, иногда встречаются и другие варианты. Конструкция также имеет чашки, расположенные в стакане. Снаружи конструкции можно увидеть лишь торчащие пыльники. Не смотря на высокую стоимость и технологическую сложность, такая модификация считается одной из самых предпочтительных: она имеет функцию регулировки высоты руля и не выступает за габариты стакана.

Интегрированная колонка

Интегрированные безрезьбовые варианты не имеют чашек. Подшипники в них закрепляются на раму путем прессования. Механизм предполагает только использование промподшипников, отсутствуют канавки качения. Конструкция является простой и легкой, однако в ремонте все не так просто. Имеется большой разброс размеров, порой трудно найти нужную деталь. К тому же ремонт с трудом осуществляется в домашних условиях.

Стандарты производителей

Мы рассмотрели технические различия конструкций, однако путаницу вносит и то, что колонки отличаются по стандартам. Есть большое количество стандартов, установленных самими производителями.

Иногда это — попытка запатентовать конструкцию во избежании копирования, иногда — действительно стоящий вариант, достойный отдельного стандарта. Так или иначе, вариантов здесь множество. Интегрированные варианты колонок редко имеют стандарты. Различия касаются, в основном, классических колонок.

Campagnolo – полуинтегрированный стандарт колонок. Имеет конусный подшипник и такую же чашу. Рама для такой конструкции подвергается специальной обработке.

Perdido – еще один полуинтегрированный стандарт. Отличается от других, например, ZeroStack, по размерам.

Columbus – это классический вариант колонки Aheadset, обладает уникальным размером.

Onepointfive Standard – неинтегрированный стандарт, рассчитанный на широкую  рулевую трубку. Стандарт разработан производителями байков для экстремального катания.

!Важно

Перед тем, как купить запчасти в рулевой колонке, обязательно изучите информацию о совместимости стандартов.

Стаканы

Каждому виду колонки соответствует определенный рулевой стакан. Ни один из типов при этом не является взаимозаменяемым.

Безрезьбовая колонка - современный вариант

Существуют следующие варианты конструкций стаканов:

  • Интегрированные стаканы имеют загнутую внутрь поверхность, оснащены усеченными фасками. Есть 4 варианта размеров: 1 ” или 26.35 мм., 1 и 1/8 ” или 41.1 мм., 1 и 1/8” Italian или 41.95 мм., 1 и 1.8” FSA Standard или 41.6 мм;
  • Полуинтегрированные. Не имеют ни выпуклостей, ни вогнутостей. Форма конструкции ровная. По сути — это отрезок прямой трубки. Фаска прямая, угол под 90 градусов. Глубина составляет не менее 15 мм. Здесь также встречаются несколько стандартных размеров: 1 ” или 41.35 мм, 1 и 1/8” или 43.95 мм., 1.5 ”а или 55.9 мм;
  • Стандартные. По форме и размерам они близки к полуинтегрированным, но зачастую отличаются еще меньшими размерами. Детали при этом более узкие. Стандарты такие же, но размеры имеют следующие: 1 ” или 30.05 мм., 1 и 1/8” или 33.9 мм., 1.5 ”а или 49.57 мм.

!Важно

Все размеры оставляют допуски для манипуляций. Обычно это — 0,5 — 1 мм. Чтобы избежать люфта вилки, старайтесь выбирать детали четко по размеру, без зазора. Неправильно подобранная деталь скажется негативно на управлении велосипедом.

Сборка и ремонт рулевого механизма

Необходимость ремонта рулевого механизма возникает довольно редко. Конструкция является надежной и прочной. При необходимости демонтаж, замену и установку деталей можно выполнить самостоятельно.

!Важно

Стоит отметить, что любой рулевой механизм подлежит ежегодному обслуживанию: чистке и смазке деталей. Необходимо разобрать конструкцию, очистить от грязи, проверить состояние подшипников и других мелких частей.

Для настойки высоты рулевого механизма безрезьбовые конструкции предполагают наличие простановочных колец. Резьбовые варианты часто оснащены специальными удлинителями руля.

Демонтаж колонки не представляет особой сложности. Главное полностью придерживаться алгоритма работы и соблюдать последовательность шагов. Для работы пригодится особый инструмент, обеспечивающий ровную запрессовку, без перекосов.

Если же специального инструмента нет, можно воспользоваться обычным молотком или киянкой. Здесь важно внимательно подбирать силу воздействия. Неаккуратный удар может повредить подшипник или чашку, и даже деформировать раму. Лучше положить на деталь ветощь. Это поможет смягчить удар и избежать повреждения металла.

После работы необходимо убедиться в правильности сборки конструкции. Проверьте колесо на отсутствие люфта, убедитесь, что все детали поставлены на место.

Итоги

При работе с рулевой колонкой необходимо учитывать особенности конструкции и большое разнообразие существующих стандартов. Детали, относящиеся к разным стандартам и подходящие под один и тот же вид колонок, не являются взаимозаменяемыми. Рулевая колонка редко требует ремонта, но если такая необходимость возникла, соблюдайте правила, описанные ваше.

Михаил Ерофеев

Привет, являюсь профессиональным механиком велосипедов со стажем более 10 лет, произвожу ремонт и обслуживание профессиональных велосипедов! Выполняю ремонт практически любой сложности. За плечами огромный опыт работы в профессиональных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга. Также огромный опыт эксплуатации велосипедов в профессиональном спортивном прошлом. Произвожу обслуживание вилок, сборку колёс и подбор спиц, гидравлику, трансмиссию и т.д. На этом сайте делюсь опытом и веду блог в интересной для меня теме, сохраняйте в закладки сайт, пишите комментарий, будем общаться!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий