Спуск с горы на велосипеде: что необходимо знать

Спуск с горы на велосипеде: что необходимо знатьК спуску с горы на велосипеде стоит подготовиться заранее. Необходимо не только изучить теорию, но и подготовиться на практике.

Хорошая физическая форма, надежна экипировка, исправные тормоза обеспечат вам максимально безопасный спуск.

Давайте поговорим о технике катания и о том, что важно знать перед началом тренировок.

Спуск с горы на велосипеде: что необходимо знать

Правильная посадка

На наклонной дороге огромную роль играет правильно распределение веса байкера. Без правильной посадки невозможно удержать равновесие на спуске. От чрезмерно сильного захвата руля заболят руки, неправильное положение спины также приведет к болевым ощущениям.

От чрезмерно сильного захвата руля заболят руки

Безопасная посадка для спуска имеет следующие критерии:

  • положение корпуса и тела байкера
  • центр тяжести
  • постановка ног на педали

При наклонной дороге центр тяжести байкера смещается вперед, поэтому возникает необходимость перераспределения веса. Таз лучше разместить на задней части сиденья. Если переднее колесо вихляет из стороны в сторону, необходимо, напротив, чуть придвинуться вперед.

Тормоза

От исправности тормозов зависит ваша безопасность. На любом спуске и особенно скоростном велик риск перегрева и отказа тормозного механизма. Использовать передний тормоз крайне не рекомендуется: легко попросту перелететь через руль и получить травму.

Наилучшим вариантом является комплексная работа обоих тормозов. При спуске с горы нагрузка на переднее колесо возрастает, поэтому использование только заднего тормоза будет неэффективным: нет плотного контакта с грунтом. Правильная связка переднего и заднего торможения поможет вам регулировать скорость на спуске.

Особенности торможения на спуске

Здесь важно учитывать некоторые моменты. Следует

  • максимально перенести центр тяжести назад
  • зажать ручку заднего тормоза при этом мягко дополняя торможение передним
  • тормозить лучше перед поворотом, а не при его прохождении
  • при достижении желаемой скорости и завершении торможения необходимо плавно привести тело в исходное положение
  • пользоваться тормозами лучше как можно реже во избежание их перегрева (это особенно касается даунхилла, трассы среднего уровня не способны перенапрячь гидравлические тормоза)

!Важно

При торможении на спуске необходимо прислушиваться к звукам. Если слышится шипение, это означает, что колеса скользят по грунту без прокручивания: они плотно зафиксированы тормозами. В таком случае лучше всего немного ослабить тормоз.

Повороты на спуске

При катании с горы стоит учитывать и технику безопасного поворота. Умение держать равновесие пригодится здесь как никогда. Алгоритм действий тут следующий:

  • Не бойтесь наклонять корпус при повороте внутрь. Наружная нога должна оставаться на педали.
  • Внутреннюю ногу стоит при этом держать на педали, повернутой в верхнее положение. Так мы минимизируем вероятность задевания земли и препятствий на повороте.
  • Взгляд рекомендуется держать на дороге, а препятствия нужно натренироваться замечать с помощью бокового зрения. Не концентрируйтесь на ближайшем участке дороге, а перенесите взгляд далее. Важно заранее замечать всю перспективу дороги, чтобы иметь время для необходимого маневра. Держите голову прямо и не вихляйте ей и стороны в сторону. Чем увереннее будет ваша посадка, тем более ровным будет спуск.

Другие важные рекомендации:

  • Никогда не выезжайте на трассу без подготовки. Тренироваться необходимо сначала на коротких участках или отрезках с небольшим уклоном. Заранее исследуйте дорогу на возможное наличие песка, резких поворотов, труднопроходимых участков, луж и так далее.
  • Катайтесь в компании единомышленников. То, что возможно, ускользнет от вашего глаза, не останется незамеченным для другого человека. Товарищи способны подстраховать вас и при необходимости окажут вам помощь. Особенно важно не кататься в одиночку в малолюдных местах.
  • Не пренебрегаете экипировкой. Кататься без шлема и другой защиты крайне неразумно. Никакое красивое видео не стоит вашего здоровья. Тем более качественная экипировка только украсит байкера. Шлем, перчатки, защита для торса, наколенники не будут лишними, особенно при даунхилле.
  • Берите с собой аптечку. Пусть она вам не понадобится, но иметь ее обязательно.
  • Адекватно оценивайте свои возможности. Не предпринимайте рискованных действий. Увеличивайте сложность трассы постепенно. Оптимальная длинна тестового участка для новичков составляет 10 метров. Заканчиваться дорога должна прямым участком, позволяющим спокойное безаварийное торможение. Только при освоении простых маршрутов переходите к более длинным, постепенно добавляя повороты: от простых к сложным.
  • Научитесь падать правильно. А еще лучше — предупреждать падения. Если же контакт с земной поверхностью все же неизбежен, сгруппируйте тело для минимизирования риска травм.

Особенности зимнего спуска или катания в дождь

Такое катание — не для новичков. Сцепление на мокрой дороге практически никакое, управление велосипедом требует высокого уровня навыков. Профессионалы рекомендуют передвижение по таким спускам на пониженной скорости. Резкие повороты и порывистые движения здесь не подходят. Дорога должна быть спокойной и ровной.

От исправности тормозов зависит ваша безопасность

Если вы — профессионал, то при плохих погодных условиях рекомендуется заранее ознакомиться с трассой, пройти ее по всей длине, изучая возможные опасности. Снег может скрыть заледеневшие участки или другие опасности.

Байк лучше хорошо промазать смазкой. Важно помнить о том, что при отрицательных температурах некоторые виды тормозов или трансмиссий могут работать неэффективно.

Покрышки выбираются шипованные, давление в резине чуть уменьшается для получения большей поверхности контакта с грунтом. Для избежания попадания грязи на велосипедиста колеса снабжаются крыльями. Особенно важно, чтобы грязь с переднего колеса не помешала управлению велосипедом.

Катание требует и моральной закалки: при дрифте на льду следует сохранять хладнокровие и постараться как можно увереннее пройти трудный участок. Нельзя впадать в панику и делать порывистых движений.

При катании зимой выбираются затемненные очки.

Экстремальный спуск или даунхилл (Downhill)

Экстремальный спуск называется Downhill

Он считается одной из самых сложных и экстремальных велосипедных дисциплин. При его освоении особое внимание следует уделить физической подготовке.

Велосипеды также должны соответствовать уровню нагрузки. Трасса зачастую оборудуется специально: имеются резкие спуски, препятствия, крытые повороты. Здесь не место новичкам или даже спортсменам среднего уровня. На такие трассы выходят только хорошо подготовленные профессионалы. Скорость спуска при это достигает 60 километров в час!

Для любителей скоростного экстремального спуска существуют особые правила.

Мы должны учитывать все, что и на обычном спуске, но есть некоторые нюансы.

  • Положение рук рекомендуется выбрать с согнутыми под острым углом локтями.
  • При спуске по прямой ноги следует расположить на педалях, положение которых будет параллельно земле. Именно в такой позиции минимален риск попадания веток или высокой травы в механизм.
  • Следите за тем, чтобы конечности не были перенапряжены. Выбирайте положение, к котором есть возможность немного пружинить для амортизации.

Велосипед для даунхилла

Даунхилл байк представляет собой горный двухподвес. Внешне он схож с велосипедами для фрирайда. Отличают конструкцию:

  • Усиленная рама, все важные узлы которой сделаны с особой внимательностью. Такая рама должна выдержать все нагрузки при прыжках, падениях и преодолении препятствий. Рама изготавливается из титана, алюминия или стали. Вес велосипеда часто имеет около 20 килограмм, что считается нормой для данной дисциплины.
  • Передняя подвеска имеет большой диапазон, до 200 мм., благодаря которой велосипед хорошо выдерживает неровности дороги. Вилка может иметь одну (как правило до 180 мм.) или две короны.
  • Задняя подвеска имеет большой ход, до 200 мм. Это также способствует хорошему уровню амортизации.
  • Обода усиленные, широкие. Диаметр колес как правило 26 дюймов. Крепкие надежные обода, устойчивая резина с агрессивным рельефом. Без всего этого не обойтись на трассе. Для повышения уровня безопасности колеса также часто содержат повышенное число спиц.
  • Модели часто имеют широкий руль для лучшего хвата и контроля движения.
  • Гидравлические тормоза. Обязательный пункт. Обычные механические тормоза просто перегреются на спуске, и байкер будет тщетно жать ручку вхолостую. Гидравлика легко отводит тепло и работает безотказно. Ротор выбирается размером 200 или 220 мм.

Так как даунхилл — это не просто спуск с горы, а спуск на большой скорости по трудной трассе, здесь понадобятся особые навыки вождения.

  • Важным навыком является отсутствие страха перед скоростью. Уверенное катание на большой скорости — залог успеха в даунхилле. Спортсмены длительно тренируются на спусках, оттачивая свое мастерство. Правильная посадка, расслабленное, но надежное положение рук и корпуса, безопасная постановка ног на педали — все это шлифуется часами.
  • Работа с трансмиссией здесь также требует внимания. Переключать скорости с большей на меньшую стоит медленно, при этом нельзя прекращать прокручивание педалей или делать остановку. На большую скорость следует переходить быстро. Это позволит не терять в скорости и не крутить педали зря. Навыки правильного переключения дорабатываются до автоматизма. Заминка на трассе может дорого обойтись.
  • Торможение на любом спуске требует особенного подхода, а уж в даунхилле и вовсе не стоит совершать ошибок. Пальцы должны всегда находиться на тормозных ручках. Руки при этом плотно держат руль, так, что попадание на препятствие не сбивает пальцы с тормозных рычагов. На поворотах рекомендуется притормаживать с помощью заднего тормоза. Это позволит пройти поворот с минимальной потерей в скорости.
  • Рекомендуется контролировать как минимум 20 последующих метров на дороге. Взгляд не должен быть устремлен под колеса байка.

!Важно

Теория — необходимая основа практики. Важно не только знать все правила, но и довести их выполнение до полного автоматизма. Если вы решили освоить скоростной спуск, приготовьтесь в долгим интенсивным тренировкам.

Особенности экипировки:

  • Шлем для даунхилла должен быть фуллфейс, то есть полностью закрытым. Используются мотоциклетные шлема высокого качества.
  • Если забрало открыто, обязательно носите широкие очки. Пыль с трассы может попасть в глаза и вызвать аварийную ситуацию.
  • Перчатки тоже обязательны. Они защитят руки при возможном падении, увеличат сцепление с ручками руля.
  • Защита тела, налокотники и наколенники необходимы.
  • Обувь лучше вбирать на жесткой подошве.
  • Шорты или штаны должны быть на велопамперсе.

Соревнования по даунхиллу

Чемпионат мира по даунхиллу проводится ежегодно. В нем участвуют топовые спортсмены, посвятившие свою жизнь этому виду спорта. Каждый из участников имеет команду из тренеров, массажистов, механиков для велосипеда и других специалистов.

Видео с таких соревнований несомненно захватывает дух. Существует также мини даунхилл. Это — спуск по более короткому и менее агрессивному участку. Любой вид состязательного спорта предполагает высокий уровень подготовки.

Заключение

Не важно, новичок вы или метите в профессионалы, при езде по склону необходимо придерживаться правил безопасности иметь подходящую экипировку и надежный байк. Спуск на велосипеде с горы может принести массу положительных эмоций спортсмену. Долгие тренировки обязательно обернуться успехом: в ваших силах сделать катание максимально безопасным и приятным.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий