Женские ретро велосипеды: обзор советских моделей и их зарубежных аналогов

обзор советских моделейРетро велосипеды отличаются приятным внешним видом. Нестареющая классика имеет множество приверженцев и в наши дни. Райдеры с удовольствием занимаются восстановлением и тюнингом старых советских и иностранных моделей. Топовые мировые производители в обязательном порядке имеют в своей линейке товаров хотя бы несколько моделей, выполненных в ретро стиле.

В сегодняшней статье мы поговорим о технике СССР и рассмотрим женские велосипеды того времени, а также затронем тему их зарубежных аналогов.

Женские ретро велосипеды: обзор советских моделей и их зарубежных аналогов

Краткая история велосипеда

Первый велосипед был изобретен немцем Карлом фон Дрезем в 1817 году и назывался машиной для бега. Байки того времени не имели педального привода и больше напоминали беговелы.

В середине 19-го века появился педальный привод. К тому времени еще не существовало общего стандарта, поэтому велосипеды имели колеса самых разных размеров. Однако уже тогда можно было выделить общие черты всех моделей:

  • Раму треугольного типа.
  • Присутствие вилки.
  • Использование мягкого сиденья.
  • Наличие удобного широкого руля.
  • Присутствие колесных спиц.

Изначально педали были расположены на оси переднего колеса. Тормоза того времени были малоэффективными, поэтому модели из соображений безопасности запрещались для использования на оживленных дорогах.

Прорывом в велоистории стало появление цепной передачи и приведение колес к общему стандарту. Педали были встроены в нижнюю часть рамы. Цепной механизм передавал усилия от педалирования к заднему колесу.

В 1889 году велосипед обрел камерные шины, имеющие ниппель. Тогда же на байки стали устанавливаться подшипниковые узлы. С этого времени стали проводиться спортивные соревнования с участием велосипедистов.

С середины 20-го века в качестве материала для рам стали использоваться углеродное волокно и титан. Байки обрели сегодняшний обвес: многоскоростную трансмиссию и надежные современные тормоза.

Особенности ретро моделей

Если сравнивать советские байки с современными, можно отметить немало различий. Претерпели изменение конструкция рамы, форма руля, колеса, трансмиссия и обвес. Многие детали не совпадают по размеру с сегодняшними аналогами.

Ретро стиль не ушел в прошлое. Байки по-прежнему привлекательны для широкой аудитории. Существуют целые клубы райдеров на ретро велосипедах. Умельцы активно делятся в сети своими фото и видео отчетами о восстановлении и тюнинге старых моделей.

Поклонники ретро сегодня имеют в своем распоряжении все новейшие технологии. Недостающие детали с легкостью меняются на новые покупные или вытачиваются на современном оборудовании. Грамотное техническое обслуживание позволяет продлить жизнь велосипедов.

Обновленные байки радуют своих владельцев и неизменно собирают комплименты окружающих.

Советские женские модели велосипедов

Велосипеды СССР практически всегда имели одну скорость. Рама могла быть складной или цельной.

Советские женщины могли купить женский специализированный байк или использовать для катания подростковую модель, как правило, на складной раме.

Практически все дамы того времени использовали для катания универсальные складные варианты, ориентированные на подростков и взрослых райдеров невысокого роста. Это было обусловлено стремлением сэкономить. Несколько членов одной семьи могли кататься на одном велосипеде. Заниженные рамы предпочитали не только дамы, но и пожилые люди. К тому же, складные модели имели скромные габариты и без труда хранились на балконах, в гаражах и в городских квартирах.

Специализированные женские модели также существовали. Их приобретали для себя спортсменки и все, кто стремился к профессиональному уровню.

  1. Специализированные женские велосипеды

«Рига»

Под этим названием выпускались как мужские, так и женские модели. Дамские варианты имели удобную открытую раму. Байки изготавливались на заводе «Саркана Звайзгне», с конвейера которого сходили велосипеды и мотоциклы. Предприятие было открыто в 1956 году.

Руль женского велосипеда имел поворотный замок. Тормоз предполагался ножного типа. Шины характеризовались размером 622х40 мм. (Современные 28 дюймов). Имелась защита цепи.

В отдельных случаях в комплектацию входили тормоза на ручном приводе. Байк поставлялся с зеркалом заднего вида, звонком, фарой, насосом, светоотражателями.

Модель для женщин выпускалась с 1959 года. Рама, руль и вилка были изготовлены из стали. На колесах использовались обода с коробчатым сечением. Седло отличалось подпружиненным каркасом.

Высота рамы составляла 532 мм. Колесная база — 1172 мм. Длина шатунов — 170 мм. Использовалась цепь с 112 звеньями.

Вес модели в полной комплектации составлял 17.5 кг. Байк имел багажник, сумочку с набором инструментов. В ремнабор входили масленка, три ключа, отвертка, аксессуары для ремонта камер.

Отдельно можно было установить генератор электричества и счетчик пройденных километров.

«Диана»

Модель женского дорожного велосипеда выпускалась пензенским заводом им. Фрунзе. Байк имел открытую раму, поворотный руль, оснащенный удлиненным выносом.

Тормоза на обоих колесах были клещевыми, ручного типа. Прижим осуществлялся на обода. На байк устанавливались дорожные педали. Сиденье имело каркас полужесткого типа. В комплектацию входили проволочный багажник, насос, звонок, светоотражатели.

Рама и вилка изготавливались из электросварных труб. Колеса оснащались стальными ободами с коробчатым сечением. Применялась цепь роликового типа.

Колесная база была размером 1050 +- 15 мм. Высота рамы составляла 520 мм. Система имела одну звезду с 48 зубьями. Кассета — три звезды с 16, 19 и 22 зубьями. Трансмиссия, таким образом, имела три передачи.

Размер шин составлял 32х590 мм. Багажник без проблем выдерживал нагрузку до 15 кг.

Вес велосипеда в базовой комплектации составлял 15 кг.

Дополнительно можно было установить:

  • Сумочку с инструментами.
  • Светоотражатели.
  • Звонок.
  • Подножку.
  • Насос.

Велосипед В-21В

Модель женского байка изготавливалась на заводе им. Фрунзе в Пензе. Дорожный велосипед имел раму открытого типа. Трансмиссия предполагала одну скорость. Передняя звезда имела 41 зуб, задняя — 18. На модель устанавливались колеса 622х40 мм. Использовалась цепь роликового типа, шаг которой составлял 12.7. Задний тормоз был реализован механизмом барабанного типа. Передний тормоз был поршневый.

Максимально допустимая нагрузка составляла 100 кг.

В комплектацию входили защитная сетка, щиток для цепи, насос, звонок, сумочка с инструментами для настройки и ремонта, масленка.

Дополнительно можно было установить задний багажник, фару и генератор тока, зеркало заднего вида, счетчик километров.

  1. Универсальные дамские/подростковые/складные модели

«Таир»/«Альтаир»

Велосипед выпускался в Йошкар-Оле. Модель имела стальную раму открытого типа, что делало ее востребованной среди райдеров женского пола. Байк использовался подростками и взрослыми.

Глубокий руль поворотного типа предполагал прямую посадку. Задний тормоз модели был барабанного типа. Передний — клещевого.

В комплектацию входили педали дорожного вида, пружинное сиденье с пластиковым верхом и мягкой накладкой, трубчатый багажник, сумочка с инструментами и масленкой, насос, защита цепи, звонок.

Байк предназначался для туристических, прогулочных и деловых поездок по асфальту и ровному грунту. Вилка была изготовлена из стальных труб. Рама имела механизм складывания. Колеса комплектовались стальными ободами с коробчатым сечением.

Задняя втулка предполагала свободный ход. Использовалась втулочно-роликовая цепь.

Длина колесной базы составляла 1085 мм. Высота рамы — 440 мм. Велосипед имел одну передачу. Передняя звезда содержала 48 зубьев, задняя — 18.

Размер колес составлял 37х533 мм. Ресурс велосипеда доходил 10000 километров. Вес модели — 15 кг.

«Эврика»

Велосипед предназначался для подростков и производился на заводе во Львове. Рама открытого типа прекрасно подходила для женщин. Механизм складывания имел шарниры.

Байк отличался рулем мопедного типа

Байк отличался рулем мопедного типа. Обода изготавливались из стали. Сзади был установлен барабанный тормоз. Мягкое сиденье имело пружинный каркас.

Велосипед имел защитный щиток, металлические колесные крылья, трубчатый багажник, светоотражатели, насос, звонок, подседельную сумку и зеркало заднего вила. Отдельно можно было установить генератор, фару и другие аксессуары.

Модель отличалась наличием вилки с амортизатором, увеличивающей комфорт от катания.

Велосипед В-811

Модель ориентировалась на подростков женского пола. Байк изготавливался на Атигском заводе. В комплектации использовались также детали от Шяуляйского велосипедного завода.

Рама изготавливалась из стали, имела открытую геометрию с заниженной верхней трубой. Длина колесной базы составляла 985 мм. Высота рамы — 460 мм. Применялся полувысокий руль, имеющий штампованный вынос. Вилка изготавливалась из стали. Колеса соответствовали современному 24-дюймовому размеру (533х37 мм). Применялись коробчатые тормоза.

Втулка заднего колеса имела свободный ход. Использовалась роликовая цепь на 100 звеньев. Трансмиссия предполагала одну передачу. Передняя звезда имела 19 зубьев, задняя — 44. Сиденье мягкого типа оснащалось полужестким каркасом. Шаг велосипеда составлял 4.44 м.

Вес без аксессуаров равнялся 12.5 кг.

На модель можно было установить:

  • Сумочку с инструментами.
  • Задний багажник трубчатого типа.
  • Звонок.
  • Фару.
  • Генератор электричества.

«Десна»

Складной дорожный велосипед ориентировался на подростков, однако использовался и взрослыми. Рама облегченного типа имела заниженную геометрию. Складывание осуществлялось благодаря наличию специальных зажимов. Байк отличался высокой популярностью среди населения. Завод по производству велосипедов находился в Жуковке.

Сиденье из кожзама имело пружинный каркас. Размер колес составлял 406х40 мм. Руль велосипеда имел крупный вынос. Задняя тормозная втулка имела свободный ход. Велосипед комплектовался удобным багажником с прижимом для груза.

Байк характеризовался весом в 14.5 кг. В комплектацию входили насос, защита цепи, подседельная сумка с инструментами и ремнабором, катафоты, звонок, переднее крыло. Велосипед отличался малыми габаритами и хорошей маневренностью.

Длина колесной базы составляла 1100 мм. Высота рамы — 400 мм. Размер колес — 406х40 мм. Трансмиссия предполагала одну скорость. Передняя звезда имела 46 зубьев, задняя — 16. В сложенном виде габариты велосипеда составляли 300х650х800 мм.

«Кама»

Велосипед складного типа выпускался в Перми. Байк имел литой петлевой замок. Рама отличалась высокой жесткостью. Руль предполагал прямую посадку. Сиденье характеризовалось высоким уровнем комфорта. Имелся слой поролона, покрытый кожзамом. Имелись задний и передний тормоза. Задняя втулка имела свободный ход.

В комплектацию входили светоотражатели, насос, защита цепи, колесные крылья, багажник. В отдельных модификациях велосипед имел фару и генератор.

Стоит отметить, что пермский завод позже стал именоваться «Велтой». А сегодня это — современный бренд Forward, один из лидеров отечественного рынка.

Отличием модели среди аналогов того времени являлись зажимные механизмы, установленные не только на складную раму, но и на руль и подседельную трубу. Благодаря им легко производились настройка велосипеда и его сборка.

Колесная база составляла 1000 мм. Высота рамы — 460 мм. Размер колес соответствовал 17 дюймам и равнялся 406х40мм. Трансмиссия имела одну скорость. Передняя звезда имела 48 зубьев, задняя — 15.

Шаг велосипеда составлял 4.95 м. В сложенном состоянии габариты байка равнялись 310х770х980 мм. Вес велосипеда в минимальной комплектации не превышал 14,6 кг.

«Аист»

Модель представляла собой складной велосипед для подростков и взрослых. Выпуск байка был начат в 1977 год. Последняя модель сошла с конвейера в 1992 году. Велосипед выпускался Минским заводом ММВЗ, основанным в 1947 году.

Интересно, что бренд пережил развал Советского Союза и сегодня продолжает выпуск моделей масс-маркет под названием Aist. Производство находится в Белоруссии.

Трансмиссия имела одну скорость. Стальная рама оснащалась механическим фиксатором. Колеса соответствовали современному 24-дюймовому размеру. Байк имел тормоз барабанного типа, высокий руль, предполагающий прямую посадку, пластиковое сиденье на полужестком каркасе.

«Салют»

Складная модель дорожного велосипеда на открытой раме выпускалась в Перми. Механизм складывания имел поперечную планку, увеличивающую жесткость конструкции. Байк ориентировался на взрослую аудиторию.

Складная модель дорожного велосипеда

Шины характеризовались размером 533х37 мм. Тормоза были представлены ручным вариантом кантилеверного типа и ножным барабанным. Сиденье имело каркас из стали и покрытие из дермантина.

Вилка была изготовлена из стали. Использовались трубы с круглым сечением. Руль имел удлиненный стальной вынос. Предусматривалась возможность изменения высоты конструкции. Использовались стальные обода коробчатого типа, бортовые шины, дорожные педали из стали. Задняя втулка имела свободный ход.

В минимальной комплектации велосипед весил 15 кг. Колесная база составляла 1090 мм. Высота рамы — 435 мм. Размер колес — 533х37 мм. Трансмиссия имела одну передачу. Передняя звезда имела 48 зубьев, задняя — 18. Шаг байка составлял 6,14 м. Имелся багажник из стали, проволочного типа. На байк устанавливались светоотражатели. Руль и сиденье регулировались по высоте при помощи удобных зажимов.

«Ласточка»

Велосипед для подростков женского пола выпускался сразу несколькими предприятиями: ХВЗ, ММВЗ и ШМВЗ. Байк был самым популярным среди девушек СССР. Модель выпускалась в течение 30 лет. Модификации отличались друг от друга, однако сохранялось единое название.

Первый вариант В-82 сошел с конвейера ХВЗ в 1949 году. Его мужским аналогом являлся всем известный «Орленок». Обе модели имели много схожих черт с технической точки зрения. С 1950 года производство было передано в Минск, однако с 1951 года байки стали производиться в Шяуляе.

На моделях 1951-55 гг. применялись немецкие втулки Torpedo. В комплектацию также входили генератор, фара, насос, звонок и сумка для инструментов. Задний щиток имел защитную сетку, препятствующую попаданию платья в механизм колеса.

Длина колесной базы составляла 975 мм. Высота рамы — 460 мм. Длина шатунов — 140 мм. Использовались колеса 24 дюймов, 533х37 мм. Трансмиссия имела одну скорость. Передняя звезда имела 44 зубца, задняя — 19. Применялась втулочно-роликовая цепь, состоящая из 100 звеньев.

Ретро велосипеды иностранного производства

Нельзя не признать, что в то время, как советские спортсменки довольствовались тремя специализированными и несколькими универсальными моделями, дамы за рубежом имели гораздо больший выбор.

Практически все крупные компании того времени включали в свои линейки дамские модели на заниженной раме.

Велосипеды характеризовались классическим дизайном, ассоциирующимся у современных райдеров со стилем ретро, и комплектовались мягким удобным сиденьем и широким рулем.

Для примера давайте кратко рассмотрим модельный ряд американской велосипедной компании Schwinn.

  • Schwinn Starlet представляла собой дамскую прогулочную модель. Велосипед выпускался с 1950 по 1970 годы. Байк имел комфортное сиденье, высокий руль и переднюю фару. Колеса могли быть как 24- так и 26-дюймовыми. Некоторые модификации также ориентировались на девочек и имели добавочный 20-дюймовый размер колес.
  • Schwinn Catalina имела две или три скорости, в зависимости от модификации. Модель выпускалась с 1959 года. Колеса были представлены 24 и 26 дюймами.
  • Велосипед Schwinn Breeze выпускался с 1965 по 1983 годы. Модели имели 20-, 24- и 26-дюймовые колеса и заниженную геометрию рамы.
  • Прогулочный велосипед Schwinn Debbie на открытой раме выпускался с 1961 года в 20-, 24- и 26-дюймовых вариациях.
  • Schwinn Debutante выпускался с 1959 по 1962 годы. Байк имел яркую женскую расцветку и колеса 26 дюймов. В комплектацию входили фара и багажник.
  • Модель Schwinn Fair Lady выпускалась с 1964 по 1985 годы. Байк отличался наличием корзины или переднего багажника, фары, широкого и удобного сиденьем. Колеса были 20, 24 и 26 дюймов.
  • Schwinn Fiesta выпускалась с 1962 по 1968 годы. Колеса были представлены 20, 24 и 26-дюймовыми вариантами. Велосипед имел фару, защиту цепи и задний багажник.
  • Стильный байк Schwinn Hollywood выпускался с 1938 по 1982 годы. Использовались колеса 16, 18, 20, 24 и 26 дюймов. Велосипед отличался красивым оформлением и подходил для райдеров любого возраста.
  • Schwinn Town and Country выпускался с 1968 по 1982 годы. Модель имела три колеса и отличалась повышенной устойчивостью. Позади сиденья размещалась вместительная корзина для груза. Велосипед был популярен среди райдеров пожилого возраста и любителей поездок по магазинам.

Перечисленные выше модели принадлежат одной компании. Наряду с ними на западном велорынке существовало множество аналогов других производителей. Стоит отметить, что многие модели в их новой модификации производятся и по сей день. Классика не устаревает и по-прежнему пользуется спросом.

Современное ретро

Современные велосипеды в стиле ретро почти всегда представлены круизерами. Они сочетают в себе комфорт, стиль и безопасность.

Также популярными являются грузовые модели, шоссейники и универсальные байки на складной раме.

Любители ретро ассоциируют такие велосипеды с моделями из детства, со «старой доброй классикой» и советскими велосипедами, которые изготавливались «на века».

Помимо современных стилизованных моделей существуют и настоящие старые байки, вполне пригодные для катания. Купить подобный велосипед советского производства можно через онлайн доски объявлений, например, Авито. Зарубежные модели прошлых лет продаются на Amazon и eBay.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий