Велосипед с одним колесом: обзор уницикла

Велосипед с одним колесом: обзор унициклаОдноколесный велосипед сегодня используется не только в цирке. Все чаще удается увидеть данный вид транспорта на улицах современных городов. Любители нестандартного велосипедного катания приспособили такой байк даже туристических заездов, используется он и для выполнения трюков или командных видов спорта.

В данной статье мы поговорим о том, как называется велосипед с одним колесом, и как данному виду транспорта удалось выйти за пределы цирковой арены.

Велосипед с одним колесом: обзор уницикла

Общие сведения

Название

Велосипед с одним колесом называется уницикл или моноцикл. Неофициально его называют «цирковой велосипед». Изначально подобным транспортом пользовались акробаты, жонглеры и уличные артисты. В последние годы байк получил широкое распространение среди широких масс уличных спортсменов. В чем секрет популярности уницикла? Давайте постараемся вместе найти ответ на этот вопрос.

Не имеет модель руля и тормозов

Особенности конструкции и виды унициклов

Несмотря на хай-тек звучание своего названия, транспорт обладает довольно простой конструкцией. Здесь нет никаких ноу-хау. Модель состоит из:

  • колеса
  • сиденья
  • педалей
  • рамы в виде стойки

В классическом варианте уницикла отсутствует привод. Не имеет модель руля и тормозов. Езда на таком агрегате предполагает наличие хорошо развитого чувства баланса. Классика — лишь эталон. На самом деле вариантов современных унициклов множество. Вот лишь некоторые разновидности:

  • уницикл с рулевым управлением
  • модель, имеющая тормоза под сиденьем
  • комбинированный уницикл, имеющий руль и дисковый тормоз
  • моноцикл, обладающий цепной передачей
  • электрический моноцикл
  • так называемый ултимейт — простейший уницикл, состоящий из колеса и педалей
  • интроцикл — модель, в которой байкер находится внутри колеса

Последний вариант, конечно же, с натяжкой можно отнести к унициклам. Интроциклы, скорее, стоят особняком и являются отдельной разновидностью велосипедного транспорта.

Одноколесные современные модели моноциклов имеют особые втулки с обгонными муфтами, позволяющие двигаться при помощи наката. Тормоза выполняются только в дисковом варианте. Ножной тип тормоза на уницикле невозможен в принципе. Ободные конструкции также не используются: их просто не на что зацепить.

Скорость уницикла зависит от диаметра обода колеса. В таблице ниже приведены усредненные параметры по темпу катания.

Размер колеса     Средняя скорость в км/ч  Наибольшая скорость в км/ч

20“                                     6,4                                      13

24“                                     8                                         16

29“                                     12                                       24

36“                                     17,6                                    35

Как видите, моноцикл по своим скоростным возможностям значительно отстает от двухколесного велосипеда. Только 36-дюймовое колесо гипотетически поставило бы его в один ряд с полноценным байком.

Стили катания и виды спорта

Производство удобных и качественных моделей существенно расширило сферу применения унициклов. Байки такого типа сегодня можно встретить не только на городских улицах, но в спортивных залах, а также на соревнованиях.

Существуют следующие варианты применения моделей:

  • Триал. Направление представляет собой скоростное преодоление препятствий на моноцикле в условиях пересеченной местности. Требования к унициклам такого типа достаточно высоки. Модели должны быть устойчивы к высоким нагрузкам и в обязательном порядке обладать тормозами.
  • Фристайл. Характеризуется исполнением трюков на моноциклах. В ход идут прыжки, развороты, петли и виражи. Если обычное катание на одноколесном велосипеде уже напоминает экстрим, то фристайл в моноцикле смотрится и вовсе завораживающе.
  • OffRoad monocycle. Представляет собой преодоление крутых склонов и участков бездорожья на моноцикле. Легкость и надежность современных моделей привела к широкому распространению данного спортивного направления. Моноцикл легко взять с собой в любое путешествие.
  • Туризм. Некоторые дорожные модели унициклов имеют туристические багажники, позволяющие велосипедисту использовать байк для дальних поездок. Конечно же, по своей интенсивности катание на уницикле уступает обычному передвижению на двухколесном байке. Километраж для уницикла ограничивается, как правило, парой сотен километров. Шоссейные моноциклы имеют узкий обод, оснащены удобным рулем, позволяющим низкую посадку, в обязательном порядке обладают тормозами.
  • Стрит. Направление представляет собой выполнение трюков и прыжков в условиях городских улиц. Умельцы соревнуются в точности исполнения «цирковых» элементов, преодолевают препятствия, стремятся поразить друг друга сложностью элементов.

Помимо вышеописанных велосипедных дисциплин, моноциклы имеют применение и в следующих командных видах спорта:

  • баскетбол
  • поло
  • хоккей

Баскетбол на унициклах напоминает классическую игру, разница лишь в том, что спортсмены передвигаются по полю на байках. Модели для игры имеют 24-дюймовые колеса, педали установлены облегченного типа. Соревнования по баскетболу на унициклах проводятся во многих европейских странах. Есть они в Германии, Франции, Англии. Популярность такого вида спорта добралась и до США и стран Латинской Америки. Кстати, именно команда из Пуэрто-Рико считается самой сильной в данном направлении.

Поло на унициклах или униполо представляет собой новый вид командного спорта. Если в традиционной игре участники соревнуются на лошадях, но в униполо последних логично заменили одноколесные байки. Размеры поля для игры при этом меньше стандартных. Отличаются по форме и клюшки. В России данное направление спорта было открыто в 2015 году.

Хоккей на моноциклах является самым опасным видом спорта. Соревнование, вопреки ожиданиям, проводится не на обычном деревянном покрытии зала, а на стандартном ледовом. Правила напоминают обычный хоккей. Имеются шайбы и клюшки. Соревнования на высоком уровне организуются в Европе. Чаще всего турниры проводятся в Германии, Англии, Швейцарии.

На первом этапе состязаются 8 команд. Отбор победителей осуществляется по перекрестному методу, когда каждая команда в обязательном порядке играет со всеми соперниками. Победителем финала становится команда, забившая большее число голов. При равном результате прибегают к пенальти.

Трудно ли кататься на моноцикле

Езда на таком агрегате предполагает наличие хорошо развитого чувства баланса

Несмотря на кажущуюся сложность катания на таком байке, освоить моноцикл под силу практически любому. Более того, существуют целые семейные покатушки, где вы встретите участников от детского возраста до самого пожилого.

Для уверенного катания следует тщательно отработать навыки езды. Кому-то достаточно нескольких дней тренировок. У кого-то процесс освоения уницикла займет больше времени. Начинать занятия следует на ровном и мягком покрытии. Идеальным вариантом будет грунтовое покрытие городского парка или спортивная площадка с прорезиненным слоем. Так как переход с двухколесного байка на одноколесную модель не обходится без падений, на тренировку следует выходить в полной защитной экипировке. Не следует начинать освоение уницикла на асфальте: на нем больно падать.

Если вы с легкостью катаетесь без рук на обычном байке, освоение уницикла, с большой вероятностью, не затруднит вас.

Стадии освоения моноцикла

Осваивать катание на уницикле рекомендуется в несколько этапов:

  1. Первым делом стоит освоить посадку и подержание равновесия. Начинать, как известно, непросто. Поэтому именно этот этап считается самым трудным. Для начала следует использовать удобную опору. Можно кататься вдоль стены или забора. Идеальным вариантом будет тренировка в узком коридоре. Следует научиться садиться на моноцикл, а также поддерживать равновесие. Постепенно начинайте отпускать одну руку, затем две. Переходить к следующему этапу тренировок можно, если вам удается не падать около минуты.
  2. Езду вперед следует осваивать при помощи мягкого наклона корпуса в направлении движения. Педали при этом необходимо крутить плавно, без рывков. Спину рекомендуется держать в прямом положении, не выгибая. Размахивать руками не стоит: это может излишне раскачать колесо. Если вам удается перемещаться на моноцикле без падений, спортсмены советую начать постепенно увеличивать дистанцию. Скорость при этом пока не стоит повышать. При катании следует смотреть вперед и следить за ровным положением тела.
  3. Третьим этапом стоит освоить повороты. В классических моделях, не имеющих руля, в управлении участвуют бедра. Выполнение поворота идентично катанию на двухколесном велосипеде без рук. Для изменения траектории движения стоит перенести вес на бедро, расположенное в стороне поворота. После преодоления виража следует плавно вернуться к исходному положению корпуса. Начинать освоение поворотов стоит с большого радиуса. Постепенно следует переходить к более крутым виражам.
  4. На последнем, четвертом этапе рекомендуется перейти к постепенному увеличению скорости. Не следует разгоняться слишком сильно. Всегда поддерживайте скорость, комфортную для безопасного соскока с седла на ноги.

Защитная экипировка

Освоение уницикла неизменно связано с падениями. Следует приобрести защитную экипировку:

  • велосипедный шлем
  • налокотники
  • наколенники
  • защиту для голени (особенно при катании на моделях с шипованной резиной)
  • перчатки, защищающие руки при падениях

Преимущества уницикла

По сравнению с двухколесными велосипедами, унициклы обладают следующими преимуществами:

  • Небольшой вес. Монобайк весит в среднем в три раза меньше обычного велосипеда.
  • Унициклы удобно хранить и перевозить в транспорте.
  • Байки такого типа легко можно переносить на себе на трудных участках дороги.
  • Унициклы более безопасны для окружающих.
  • Вопреки расхожему мнению, транспорт такого типа также менее опасен для самого владельца.
  • Унициклы обладают большой маневренностью.

Как выбрать первый уницикл

К покупке транспорта стоит подойти внимательно. Чтобы не ошибиться в выборе, воспользуйтесь описанными ниже советами:

  • Выбирайте некрупный диаметр колеса. Идеальным вариантом для новичков считается обод 20 дюймов.
  • Отдайте предпочтение моноциклу без цепного привода. Управлять приводным байком гораздо сложнее.
  • Заранее определите стиль катания и ориентируйтесь при выборе модели из ваших запросов. Модели унициклов могут быть как туристическими, так и городскими или трюковыми.
  • Выбирайте модели, имеющие тормоза.

Совет:

Так как лишь немногие на практике доходят до полного освоения уницикла, практически новую модель с большой скидкой можно приобрести через онлайн доски объявлений. Для многих проще и понятнее катание на двухколесном байке, поэтому унициклы часто продаются с рук.

Заключение

Велосипеды на одном колесе — оригинальная и удобная альтернатива обычному байку. При должной сноровке, катание на таком велосипеде способно принести массу положительных эмоций. Унициклы довольно просты в управлении, они занимают масло места при хранении, их легко брать с собой в поездки.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий