Советский складной велосипед «Салют»: история модели, технические характеристики

Советский складной велосипед «Салют»: история модели, технические характеристикиСоветский складной велосипед «Салют» помнят многие, кто застал СССР. Модель отличалась небольшим весом и компактностью.

Для велосипеда можно было найти место даже в крошечной советской квартире.

Сегодня модель продолжает активно пользоваться любителями ретро байков, а также дачниками. В данной статье мы рассмотрим историю модели, технические характеристики, варианты возможного тюнинга.

Советский складной велосипед «Салют»: история модели, технические характеристики

История велосипеда

Большинство «Салютов» было выпущено в 1986 году. Байк был предназначен для катания по дорогам любого типа и выпускался Пермским моторным заводом. Тем самым, с конвейера которого сошли знаменитые «Кама» и «Урал».

Компактный и невероятно легкий велосипед быстро обрел широкую популярность среди советских велолюбителей. Модель имела удобные руль, сиденье, складную раму, надежный багажник, крылья. Некоторые модификации модели имели даже передний ободной тормоз. Ремонт велосипеда был простым и недорогим, что только добавило ему популярности.

Завод позиционировал модель как подростковую, однако ей пользовались велосипедисты любого пола и возраста. Этому способствовала и удобная заниженная геометрия рамы. Байк имел хорошую проходимость, достигаемую благодаря широким колесам, невысокий вес, который позволял поднимать его на необходимый этаж даже ребенку.

Особенности конструкции

Рама велосипеда была изготовлена из стального сплава. Модель имела несколько модификация рам:

  • Складная рама, на шарнирах. Части конструкции собирались и разбирались с помощью шестигранника и рукоятки. Складной велосипед идеально походил для транспортировки и хранения на небольшой площади.
  • Рама в форме ромба. Добавляла престижа и стиля конструкции. Получила особую популярность среди мужчин.

Разборная рама. Состояла из двух полурам. Имела жесткое соединение в районе подседельной трубы. Вариант был раритетом и в советское время, а сегодня и вовсе считается коллекционным.

Разборная рама

Руль модели имел удобные ручки, вынос руля регулировался. Также имелась возможность регулировки руля по наклону и высоте положения. Стальная вилка имела круглое сечение.

Седло «Салюта» имело две модификации: пружинное жесткое и мягкое латексное. Важно отметить, что поднять сиденье очень высоко не получится. Байк рассчитан на средний рост.

Обода модели размером 533 на 37 мм. имели 36 спиц, размер колес соответствовал сегодняшнему 24-дюймовому диаметру. Расстояние между колесами 1090 мм.

Модель имела уникальную возможность регулировки жесткости втулки путем конусовидного зажима, который необходимо было ослаблять или затягивать подходящим ключом. Для фиксации положения необходимой настройки снаружи имелась контргайка.

Тормоз задний, барабанный. Некоторые модели снабжались зажимными механизмами для регулировки высоты руля и седла.

Вес велосипеда составлял 14,8 кг, комплект аксессуаров добавлял еще 500-700 грамм.

Байк имел хромированный или стальной багажник, звонок, крылья.Скорость на велосипеде была всего одна. Некоторые модели имели ножку-подставку. Педали были сделаны из металла, что добавляло долговечности велосипеду. Характеристики модели разных лет выпуска различаются лишь незначительно.

В умелых руках дворовых мальчишек велосипеды украшались изолентой, разноцветными проволочками, наклейками, кассетной лентой и всем, что подходило для творчества. Люди старшего поколения имеют много теплых воспоминаний о буднях старого доброго «Салюта».

Особенности эксплуатации. Обслуживание и ремонт

Вот уже четвертый десяток лет модель продолжает радовать своих владельцев. Советская техника создавалась из расчета на долгие годы эксплуатации, что делает модель не забытой и сегодня. Правила ухода за байком совсем простые.

Велосипед крайне неприхотлив и требует лишь регулярной проверки тормозов и шин, осмотра стыков резьбы. Каждый сезон рекомендуется перебирать и смазывать детали.

Если байк отправляется на длительное хранение (например, зимой), колеса лучше разобрать, при этом промыв детали керосином. После промывки, детали насухо вытираются ветошью и смазываются нейтральной смазкой.

Хранить велосипед необходимо в помещениях с небольшой влажности  отсутствием резких температурных колебаний. Колеса рекомендуется держать не накаченными.

Лучше регулярно поддерживать байк, не «запуская» его. Регулярные нехитрые манипуляции существенно продлят жизнь «Салюта».

Для избежания «восьмерки» на колесах, необходимо подтягивать спицы в разных направлениях. Чтобы не проколоть камеры, установите защиту в внутренние части ободов.

Если заржавели подшипники, можно отмочить их в керосине, просушить и смазать «вэдэшкой» —  средством WD40, которое продается во всех авто- и хозяйственных магазинах.

Если заржавели подшипники

Педали байка сделаны из металла, с ними вряд ли возникнут проблемы. Но вот шатуны на клиньях требуют периодической очистки. Если шатуны пришли в негодность, можно заменить их современными узлами.

Цепь также требует ухода. Ее рекомендуется время от времени замачивать в керосине и смазывать маслом. Это избавит владельца от скрипов при эксплуатации, улучшит ход велосипеда.

Раму при необходимости подкрашивают. Крепление проверяют на надежность болтов. При необходимости, болты меняются. Если поломка серьезная, рама подлежит сварке.

Руль велосипеда требует смазки подшипников в рулевом стакане. Прорезиненные рукоятки руля со временем могут прийти в негодность. Их легко заменить на современные.

Тюнинг модели

Немало экземпляров «Салюта» активно эксплуатируются и сегодня. Умельцы активно совершенствуют конструкцию. Самым частым тюнингом является смена колес на современные. Иногда стандартные 24-дюймовые колеса заменяются на 26-дюймовые. Добавляются антипрокольный кевлар и светоотражающие полосы, выбираются современные покрышки.

Замена переднего колеса требует «доработки напильником». Необходимо раздвинуть вилку в месте крепления колеса. Замена колес влечет за собой и замену крыльев. Логично здесь установить современные крылья из пластика, подходящие по размеру. Крепления у таких крыльев надежнее.

Особый интерес представляет превращение велосипеда в байк с несколькими скоростями. Для этого устанавливается планетарная втулка. Это можно сделать самостоятельно. При любых сомнениях можно воспользоваться многочисленными видео инструкциями из интернета.

Часто ножные тормоза заменяются или дополняются ручными. Дисковые тормоза требуют существенного изменения конструкции рамы.

Каретка и крепление шатунов меняются на современные аналоги с квадратным сечением. Иногда при замене звезд укорачивается цепь.

Седло устанавливается современное. Часто вместе с этим меняется механизм регулировки. Ставится удобный механизм с рычагом.

Некоторые владельцы также меняют багажник, подножку, сами педали. Все зависит от креативности тюнингующего. Стоимость современных деталей невелика, так что превратить советский велосипед в уникальный ретро байк для современных дорог под силу каждому. Ухоженный «Салют» прекрасно смотрится.

Купить модель можно и в изначальном виде через онлайн доски объявлений. Цена велосипеда исключительно невысока, при этом встречаются прекрасно сохранившиеся экземпляры.

Итоги

Велосипед «Салют» — важная веха в истории советской велоиндустрии. Производитель постарался на славу и создал действительно народную модель байка. Приверженцы модели катаются на ней уже четвертый десяток лет и соврем не собираются менять велосипед на современный.

ОПИСАНИЕ Советский велосипед «Салют» имел огромную популярность. Небольшой вес велосипеда, складная рама, прекрасное качество сборки, невысокая цена сделали его настоящей народной моделью. Сегодня встречается как классический варианта «Салюта», так и многочисленные модификации модели после тюнинга.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий