Полная классификация велосипедов: виды байков и их отличия

Знание разновидностей байков поможет вам подобрать модельДаже опытные райдеры порой путаются в классификации велосипедов. Постоянное развитие техники приводит к появлению новых моделей и спортивных направлений. В сегодняшней статье мы расскажем вам все самое важное о типах велосипедов и их отличиях по размерам и параметрам.

Знание разновидностей байков поможет вам подобрать модель под определенные требования и задачи. Мы рассмотрим названия байков, их технические характеристики и назначение моделей, а также дадим советы по выбору.

Полная классификация велосипедов: виды байков и их отличия

Внедорожные велосипеды

Горные модели

Маунтинбайк велосипеды могут также называться MTB, ATB (all-terrain bike). Среди них встречаются найнеры, хардтейлы, двухподвесы, сикстеры и другие разновидности.

По назначению МТБ делится на модели для кросс-кантри, даунхилла, дерта, фрирайда и стрита.

Горные модели являются самыми распространенными. Они не только прекрасно преодолевают бездорожье, но и используются для городского катания.

Если говорить о внешних признаках, то стоит отметить наличие массивной и прочной рамы, широких колес на высоком протекторе, использование передней или обеих систем амортизации, многоскоростной трансмиссии, дисковых или ободных тормозов.

Комплектация велосипеда зависит от его предназначения. Начальные модели имеют базовый обвес и стоят около 200 долларов. Цена продвинутых байков, предназначенных для соревнований, достигает нескольких тысяч долларов.

Как правило, чем выше цена велосипеда, тем более отчетливее видна его специализация.

Горные двухподвесы имеют амовилку и амортизацию подседельного штыря. Устройство заднего амортизатора сложное. Не существует единого стандарта. Каждый производитель создает уникальные механизмы.

Подвески можно условно разделить на два типа:

  • однорычажные
  • четырехрычажные

Отдельно стоит рассмотреть фэтбайк — велосипед на толстых покрышках. Геометрия рамы моделей повторяет классические МТБ. Однако благодаря толстым колесам велосипед отличается повышенной проходимостью. Байк легко преодолевает песчаные и грязевые участки, снег и рыхлый грунт.

Ширина покрышек фэтбайка составляет от 3,5 до 5 дюймов. Допустимым давлением является от 0,2 до 2 атмосфер. Модели предназначены для путешествий по самому сложному бездорожью.

Байки имеют яркий и привлекательный агрессивный внешний вид и используются также для развлекательного городского катания. Особую популярность модели снискали у подростков.

Спортивные велосипеды

Байки также называются гоночными

Шоссейные модели

Байки также называются гоночными, шоссерами или шоссейниками, roadbike (роудбайк). Велосипеды ориентированы на участие в шоссейных соревнованиях.

Модели отличаются:

  • Легким весом.
  • Изогнутым рулем типа баран.
  • Узкими ободами.
  • Гладкими (сликовыми) покрышками.

Почти всегда сиденье велосипеда находится выше уровня его руля. Так достигается максимально аэродинамичная посадка. Цена шоссейного велосипеда начинается от 700 долларов.

Совет:

Шоссейник стоит покупать, если вы предпочитаете длительное катание по асфальту. В случае, если вас привлекает бездорожье, следует отдать предпочтение гибриду или горному велосипеду.

Циклокроссовые модели

Велосипеды для циклокросса (велокросса) внешне похожи на шоссер, однако имеют и свои особенности. Данный тип велосипедов адаптирован не только для катания по ровному асфальту, но и по умеренному бездорожью.

Модели имеют прочную раму, покрышки с выраженным протектором, кантилеверные или дисковые тормоза.

Байки ориентированы на велокроссовые соревнования, однако снискали популярность и среди любителей прогулочного катания по смешанному рельефу.

На байк можно установить багажник или защитные крылья. Велосипеды отличаются малым весом, так как в процессе соревнований сложные участки дороги часто преодолеваются райдерами с байком на плече.

Цена на велокроссовые модели начинается с 1000 долларов.

К циклокроссовым моделям часто относят и грэвел-байки (gravel bike). Разница между ними состоит в том, что классический байк для циклокросса, к примеру,  Scott Speedster CX, соответствует всем требованиям международного комитета UCI и пригоден для топовых соревнований. Грэвел-модели, к примеру, Author Aura X и Author Ronin и R не имеют подобных ограничений и больше напоминают туристические байки.

Совет:

Циклокросс подойдет тем, кто предпочитает раму и руль шоссейника, однако при этом тяготеет к поездкам по умеренному бездорожью. Не покупайте байк, если приоритетными для вас являются скоростные показатели.

Модели для триала и фристайла

К категории относятся модели BMX и триал-велосипеды.

Триальные байки отличаются длинными, низкими и легкими рамами. Они не имеют седла. Вынос руля удлиненный, хват широкий.

Часто задняя покрышка толще передней. Это сделано для того, чтобы было легче держать баланс при катании на заднем колесе и выполнении других трюков.

BMX велосипеды также отличаются низкой рамой. Используются 20-дюймовые колеса, однако встречаются и 16- и 24-дюймовые варианты.

Оси имеют специальные трубки, называемые пегами. На них райдер встает ногами при выполнении финтов.

Модели также отличаются устройством руля. Его можно вращать вокруг своей оси, что используется для выполнения сложных элементов.

Совет:

Цена на базовые модели стартуют от 200 долларов, однако для серьезных тренировок лучше предпочесть байки хотя бы среднего ценового сегмента.

Трековые модели

Также называются Track bicycle. Велосипеды такого типа ориентированы на соревнования в условиях трека. Колесо в них связано с педалями, то есть отсутствует свободный ход. Для аэродинамической посадки применяется руль-баран, как на шоссейниках.

Модели отличаются пониженным весом. Профессиональные трековые байки для соревнований имеют минимальную стоимость в несколько тысяч долларов.

Совет:

Покупайте трековый байк только для профессиональных тренировок. Велосипед не подходит для комфортного катания вне условий трека.

Разделочные модели

Данный разряд велосипедов известен практически только профессионалам. Байки являются подвидом шоссейных моделей. Они используются для соревнований с раздельным стартом. Модели также популярны для использования в триатлоне.

Байки имеют максимальные аэродинамические показатели. Колеса узкие, руль имеет лежак, геометрия рамы продуманная, обтекаемая.

Модели стоят от 3000 долларов.

Совет:

Не смотря на привлекательность обвеса и показателей, байк следует приобретать только для участия в соревнованиях. Упор в моделях делается на скорость, а не на уровень комфорта.

Велосипеды для асфальта

Городские модели

Велосипеды носят название ситибайков (citybike), дорожников.

В данное направление входит множество подвидов городского транспорта. Кратко их можно классифицировать как байки для катания на работу или учебу и прогулочные парковые модели.

Особенностями городских велосипедов являются:

  • Довольно большой вес.
  • Высокий уровень комфорта.
  • Наличие багажника или корзины для покупок.
  • Присутствие защитных крыльев на обоих колесах.
  • Наличие защиты цепи.
  • Широкое комфортное сиденье.
  • Ограниченный набор скоростей трансмиссии. Может присутствовать планетарная втулка. Байк может быть также синглспидом.
  • Амортизация часто отсутствует.
  • Предполагается высокая посадка.
  • Имеется подножка для парковки.
  • Часто в комплектацию входят габаритные огни для катания в темное время суток.

Велосипеды используются для относительно коротких прогулок в условиях города. Байки неприхотливы в уходе. Модели имеют широкое распространение благодаря удобству и простоте эксплуатации. Цены на модели начинаются от 200 долларов.

Совет:

Городские модели идеальны для катания в условиях мегаполиса. Покупайте байк такого типа, если вашей целью являются кратковременные комфортные путешествия или если вы хотите приобрести неприхотливый байк, требующий минимального обслуживания.

Гибридные модели

Также называются кроссовыми велосипедами. Байки сочетают в себе элементы шоссейных, городских и горных моделей.

Формально гибрид можно описать как упрощенный горный байк, ориентированный на длительное катание по асфальту.

Рама гибрида легкая, геометрия высокая. Вилки имеют минимальный ход. Тормоза вибрейк или дисковые. Колеса 29-дюймовые. Рельеф покрышек средне выраженный. Модели могут оснащаться защитными крыльями, рогами, багажником.

Байки популярны благодаря своему широкому функционалу. Гибриды отличаются универсальностью и не ограничивают райдера каким-то одним типом дорог.

Стоимость велосипедов от 300 долларов.

Совет:

Гибрид приобретается для сочетания городских прогулок, шоссейных путешествий и преодоления умеренного бездорожья. Модель не подойдет для катания по выраженной пересеченной местности или скоростных тренировок.

Туринговые модели

Также называются Touring или туристическими велосипедами.

Байки такого типа предназначены для длительных походов по асфальтовым дорогам. Они напоминают шоссейники, благодаря установке руля-барана. Однако модели имеют свои отличительные особенности:

  • Для рамы используются алюминий, хромоль или титан. Редко — сталь.
  • В комплектацию входит багажник, выдерживающий большой вес.
  • Вилка жесткая, стальная.
  • Колеса прочные.
  • Трансмиссия ориентирована на преодоление сложного рельефа.
  • Продумана защита механизмов от грязи и погодных условий.
  • Имеются мощные фонарики.

Упор делается на надежность моделей. Байки должны уверенно преодолевать большие расстояния. Вес велосипедов вторичен.

Туринговые байки представлены не так широко. Качественные модели можно встретить у топовых велосипедных производителей. Минимальной ценой является 1000 долларов.

Совет:

Покупайте байк, если планируете длительные походы. Отдайте предпочтение другой модели, если предпочитаете кратковременное катание или делаете упор на скорость или малый вес велосипеда.

Складные модели

Их английское название Folding bike. Почти все велосипеды такого типа приобретаются для городского катания. Модели имеют небольшой вес и компактно складываются. Вы можете без проблем провозить велосипед в общественном транспорте, брать байк на работу или учебу.

Колеса, как правило, небольшие. Хорошего наката здесь не достичь. Исключение составляют лишь байки с полноразмерными колесами, однако они теряют ряд преимуществ, по сравнению с 16-, 20- и 24-дюймовыми вариантами.

Часто на складные модели устанавливается ременная передача. Она не требует смазки и потому не способна запачкать одежду или багаж при транспортировке. Геометрия рамы может быть как классической, так и уникальной, как в треугольных моделях Strida.

Купить складной байк можно за 300 долларов.

Совет:

Покупайте велосипед для перемещения по городу, а также путешествий общественным транспортом. Складной байк не подойдет тем, у кого в приоритете высокая скорость или возможность преодоления сложного рельефа.

Другие велосипеды

В классификацию входят все модели байков, которые встречаются на отечественных дорогах, однако не принадлежат к какому-либо типу.

Детские модели

Велосипеды выбираются по росту и возрасту ребенка. Модели имеют колеса 12, 14, 16, 20 и 24 дюймов. Байки могут быть ориентированы на дошкольников, учащихся младших классов и подростков.

Велосипеды выбираются по росту и возрасту ребенка

Встречаются двухколесные, трехколесные и четырехколесные модели (имеющие съемные боковые колесики). Сюда же относятся беговелы.

Детские велосипеды для самых маленьких практически всегда имеют односкоростную трансмиссию и тормоз ножного типа. Ручные тормоза устанавливаются только на модели для подросших детей, способных дотянуться до рычагов.

Стоимость велосипедов начинается до 120 долларов. Дизайн может быть как для мальчиков, так и для девочек, или универсальным.

Модели для подростков стоят дороже. По сути они являются уменьшенными копиями взрослых велосипедов. Устанавливается классический обвес, оборудование может быть любого уровня, в том числе профессионального от Shimano или SRAM.

Совет:

Для обучения начальным навыкам идеальны беговелы. Катание на них поможет юному райдеру развить все умения, необходимые для перехода к классическому двухколесному байку.

Женские модели

Велосипеды для дам имеют измененную геометрию рамы. Верхняя труба или занижена, или отсутствует. Рама часто укорочена. Сиденье широкое, отвечающее параметрам женской физиологии.

В продаже имеются шоссейные, горные, городские и прогулочные модели, ориентированные на девушек. Стоит отметить, что практически все дамы выбирают для катания обычные модели. Они достаточно комфортны для райдеров любого пола.

Грузовые модели

Байки такого типа ориентированы на перевозку грузов. Часто они имеют три колеса и расположенную позади сиденья корзину или платформу. Велосипеды используются для загородных работ: перевозки стройматериалов или урожая.

Модели нередко изготавливаются самостоятельно. За основу берется старый велосипед. В продаже также имеются готовые байки.

Велосипеды с прицепом

Байки такого типа могут быть как грузовыми, так и предназначенными для катания двух человек.

В Европе большой популярностью пользуются детские прицепы — ранебауты. Они представляют собой байк без переднего колеса. Ранебаут пристегивается ко взрослому велосипеду. Таким образом ребенок может кататься вместе с родителем и при этом принимать активное участие в педалировании.

Прицепы грузового типа используются для перевозки багажа: от туристического до бытового, например, дачного.

Прицепы для малышей отличаются самым высоким функционалом. Оборудование такого типа проходит строгий контроль качества и безопасности, в том числе краш-тесты.

Детские люльки имеют ремни безопасности, прочные бортики, козырек от солнца и осадков, окошки для проветривания, антимоскитную сетку и другие необходимые аксессуары. Часто модели имеют опцию использования в качестве коляски.

Большой популярностью среди владельцев животных пользуются модели для транспортировки домашних любимцев. По уровню надежности они не уступают детским моделям-коляскам.

Электрические модели

Байки такого типа дублируют многие описанные выше классификации. Они могут быть шоссейными, горными и городскими. Электротяга позволяет повысить проходимость велосипеда.

Популярным вариантом превращения обычного байка в электровелосипед является использование мотор-колеса.

Электробайк является экологичной альтернативой велосипеду с бензиновым двигателем.

Модели-тандемы

В отличие от ранебаутов, тандемы представляют собой неразборную конструкцию. На тандеме могут кататься одновременно два райдера. Человек на переднем сиденье отвечает за управление трансмиссией и рулем. Оба райдера при этом крутят педали.

Классические тандемы ориентированы на катание по асфальту, однако в продаже встречаются и модели для бездорожья. Стоимость велосипеда начинается от 500 долларов.

Лежачие модели

Известны также как лигерады или рикамбенты. Предполагают лежачее положение райдера. Модели отличаются высокими аэродинамичными показателями, могут быть как двухколесными, так и трех- и даже четырехколесными.

Байки отличаются высокими скоростными показателями, удобством, хорошей маневренностью. Несомненным плюсом велосипедов является возможность осуществления длительных поездок без появления усталости.

Модели активно используются для велосипедного туризма, а также установления рекордов скорости и продолжительности путешествий. Их единственным недостатком является сложность преодоления подъемов.

Модели с ручным приводом

Имеют название хэндбайков. Велосипеды почти всегда являются рикамбентами. Модели используются лицами с ограниченными возможностями, а также успешно применяются для восстановления после травм.

Модели с одним колесом

Называются унициклами или моноциклами.

Бывают городскими, трюковыми и горными.

Встречаются модели на электротяге или с классическим приводом.

Модели-чопперы

Их альтернативное название — круизеры или растабайки. Байки ориентированы на неспешные городские прогулки. От классики они отличаются прямой посадкой с широким хватом.

Сиденье мягкое. Посадка удобная. Велосипеды характеризуются максимальным уровнем комфорта. Со стороны байки напоминают мотоциклы. Заднее колесо может быть шире переднего.

Заключение

Мы рассмотрели с вами все модели велосипедов, встречающиеся на современном отечественном рынке. Надеемся, что наш обзор был полезен для вас. Теперь вы не только ориентируетесь в разнообразии существующих байков, но и понимаете их особенности и предназначение, а, значит, без труда сможете подобрать для себя вариант, отвечающий вашим требованиям.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий