Кросс-кантри: особенности дисциплины, требования к велосипедам, обзор модели Olympia F1

Кросс-кантри: особенности дисциплины, требования к велосипедам, обзор модели Olympia F1С развитием технологий происходит видоизменение и самого велоспорта. Появляются все новые направления катания. Все чаще рядовые обыватели открывают для себя что-то большее, чем просто покатушки в стиле фитнес.

В сегодняшней статье мы рассмотрим направление кросс-кантри, набирающее популярность в нашей стране. Поговорим об истории возникновения дисциплины, требованиях к велосипеду, а также рассмотрим карбоновый кантрийник 2023 года Olympia F1.

Дословный перевод названия означает «пересеченная местность». С 1996 года кросс-кантри входит в состав Олимпийских игр. Дисциплина также обозначается аббревиатурой ХС, представляющей собой разговорное сокращение от cross country.

Кросс-кантри: особенности дисциплины, требования к велосипедам, обзор модели Olympia F1

Особенности кросс-кантри трасс

Направление подразумевает преодоление пересеченной местности. Трасса изобилует естественными и искусственными препятствиями:

  • крутыми спусками
  • корнями деревьев
  • песчаными участками
  • трамплинами
  • камнями
  • затяжными подъемами
  • бревнами
  • грязевыми участками
  • холмами
  • выбоинами

Трассы имеют протяженность 6-7 километров. Подготовкой маршрута занимается специальная команда профессионалов. От райдера требуются выносливость, железные нервы, молниеносная реакция, а также развитие навыков экстремального катания.

Трассы имеют протяженность 6-7 километров

Первые соревнования в данном направлении были организованы в 1976 году в США. В кросс-кантри учитываются скоростные параметры райдеров и количество пройденных кругов.

Состязания бывают трех типов:

  • Марафон. Представляет собой преодоление длинной трассы, рассчитанной на 6-12 часов катания. Уровень сложности препятствий пониженный.
  • Классический кросс-кантри. Предполагает трассу длинной от 5 до 9 километров. Расстояние от старта до финиша преодолевается примерно за два часа.
  • Шорт-трек. Трасса имеет протяженность 5 километров. Райдеры преодолевают от 6 до 10 кругов.

Особенностью кросс-кантри является проведение заездов круглый год. Участники получают возможность «прокачать» свои навыки в самых разнообразных дорожных и погодных условиях.

Тренировки по кросс-кантри проходят в лесах и горной местности, а также на специально организованных трассах.

Профессиональные спортсмены обычно сочетают кросс-кантри тренировки с другими видами спорта. Это помогает райдерам выдерживать повышенные нагрузки на соревновании.

Особенности кросс-кантри велосипеда

С учетом описанных выше условий, мы можем прийти к выводу о том, что байк для кросс-кантри должен быть:

  • крепким
  • достаточно маневренным
  • устойчивым
  • иметь горную резину с высоким протектором
  • иметь хорошую амортизацию
  • обладать опцией снижения уровня сиденья

Для кросс-кантри используются только велосипеды проверенных производителей. Модели являются узко специализированными, они ориентированны на ХС или смежные дисциплины. Чаще всего используются двухподвесы.

Велосипед должен быть готов к резким спускам, прыжкам и преодолению препятствий.

Почти всегда используются крупные, 29-дюймовые колеса. Размер прочно вошел в кросс-кантри нишу и вряд ли будет сдавать позиции в ближайшее время. Райдеры по достоинству оценили удобство найнеров для преодоления особо сложных участков дороги.

Используется амортизация, имеющая простые и удобные настройки, вынесенные на руль. Обязательна опция полной блокировки вилки. Особой популярностью пользуется система Brain и аналогичные ей технологии, позволяющие автоматическую активизацию и выключение вилки, в зависимости от дорожных условий.

Раньше рулевая часть имела угол в 71-72 градуса, однако постоянное увеличение сложности трасс привело к использованию угла в 69 или даже 68 градусов. При этом используется увеличенная колесная база. Велосипед имеет большую стабильность.

Конечно же, крупные размеры велосипеда отрицательно сказываются на маневренности, однако такие байки отвечают жестким современным трассам, имеющим большое количество корневых и каменных участков. Специфика трасс неизменно отражается на конструкции моделей.

Практически никогда не используются эксцентрики. Колесо крепится на оси и имеет повышенную жесткость. Современные трассы изобилуют контруклонами, на которых эксцентрики могут просто не выдержать нагрузки.

Подседельный штырь должен предполагать опцию низкого опускания седла. Имеется дроппер с управлением при помощи манетки на руле. Низкое положение сиденья незаменимо для прохождения жестких спусков и выполнения прыжков и других трюковых элементов.

Стандартные системы с тремя звездами практически все заменены механизмом narrow wide. Скорости переключаются при помощи задней кассеты. Передняя звезда narrow wide прекрасно удерживает цепь. Райдер может сконцентрироваться на дороге и тратит меньше сил на подбор правильной передачи. Плюсом конструкции является и уменьшение веса велосипеда. Количество зубьев передней звездочки варьируется, в зависимости от особенностей трассы.

Современные модели отвечают новейшим требованиями дисциплины. Меняется геометрия рамы, байк использует все более крепкие обода. Обязательны надежные тормоза с максимально внутренней проводкой. Практически всегда используется гидравлика, исключающая перегревание деталей.

Если вы занимаетесь кросс-кантри профессионально, рекомендуется обратить внимание на топовые модели велосипедов последних лет. Для любительских тренировок достаточно будет купить байк от проверенного производителя, имеющий базовый обвес.

Обзор велосипеда Olympia F1

Подготовкой маршрута занимается специальная команда

Модель Olympia F1 итальянского производства представляет собой карбоновый велосипед для кросс-кантри. Вариант 2023 года имеет существенные улучшения, по сравнению с предыдущей модификацией.

Обновленная рама стала на 20% легче. Вес детали составляет 860 грамм. Проводка внутренняя, за исключением тросов трансмиссии. Для удобства обслуживания они проложены снаружи рамы. Многие специалисты считают такой вариант более предпочтительным с точки зрения качества переключения.

Гидролинии тормозов скрыты внутри рамы.

Изменились углы наклона руля и сиденья. Они сбросили пару градусов и дошли до 68-ми и 76-ти соответственно.

Данная модель велосипеда по характеристиками приближается к трейловым байкам. Инженеры учли многочисленные пожелания райдеров и представили обновленный вариант с широким функционалом.

Верхние перья заднего треугольника отличаются плоской геометрией. Так хардтейл становится более комфортным в движении.

Велосипед имеет крупные колеса. Максимальные параметры элементов достигают 29×2.35. Амортизационная вилка имеет конусный шток на 1.5 дюйма.

Цена модели начинается от 2200 евро. В комплектацию входят вилка RockShox Judy Silver с ходом в 100 мм., а также трансмиссия Deore 1×12.

Топовая комплектация стоит 5500 евро. В ней использованы оборудование XTR и вилка Fox 32 Factory StepCast.

Заключение

Кросс-кантри является динамично развивающейся велосипедной дисциплиной. Трассы постоянно усложняются и дополняются новыми элементами. Велосипеды для кросс-кантри становятся все более агрессивными, имеют автоматизированную амортизацию, оснащаются самым надежным обвесом. Модели для топовых соревнований устаревают довольно быстро. Примером продуманного байка, отвечающего всем актуальным требованиям направления, является Olympia F1 2023 года. В базовой комплектации велосипед подойдет для тренировок любительского и среднего уровней. В топовом варианте велосипед пригоден для профессиональных тренировок и серьезных соревнований.

Михаил Ерофеев

Привет, являюсь профессиональным механиком велосипедов со стажем более 10 лет, произвожу ремонт и обслуживание профессиональных велосипедов! Выполняю ремонт практически любой сложности. За плечами огромный опыт работы в профессиональных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга. Также огромный опыт эксплуатации велосипедов в профессиональном спортивном прошлом. Произвожу обслуживание вилок, сборку колёс и подбор спиц, гидравлику, трансмиссию и т.д. На этом сайте делюсь опытом и веду блог в интересной для меня теме, сохраняйте в закладки сайт, пишите комментарий, будем общаться!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий