Что такое хардтейл-велосипеды: разновидности, достоинства и недостатки

Пару десятков лет назад абсолютное большинство байкеров каталось на модификациях велосипедов, имеющих сегодня название ригиды. Они представляли собой байки, оснащенные жесткой вилкой и не имели задней амортизации.

Новые технологии значительно поменяли облик велосипедной индустрии. На первый план в потребительством спросе вышли горные модели, имеющие амортизационную вилку (хардтейлы) или подвеску обеих осей (двухподвесы). В сегодняшней статье мы подробно поговорим о том, что такое хайдтейл велосипеды: рассмотрим их технические характеристики, плюсы и минусы.

Английское название можно буквально перевести как «жесткий хвост». Байк такого типа оснащен треугольной рамой, задняя часть которой не имеет амортизации. Конструкция является чрезвычайно популярной: она встречается как на спортивных профессиональных байках, так и на прогулочных моделях для фитнеса.

Что такое хардтейл-велосипеды: разновидности, достоинства и недостатки

Общие сведения

Плюсы хардтейлов

Чтобы обозначить преимущества велосипедов без задней амортизации, сравним такие байки с двухподвесами. Хардтейлы будут выгодно отличаться от них:

  • быстрым и легким набором скорости;
  • отсутствием раскачивания велосипеда при активном кручении педалей байкером;
  • отсутствием торсионных колебаний заднего треугольника;
  • простой конструкцией, значительно упрощающей обслуживание и ремонт;
  • более низким весом;
  • более низкой ценой.

Минусы хардтейлов

Нельзя не упомянуть и о недостатках велосипедов такого вида. Среди них:

  • Снижение сцепления заднего колеса с дорогой даже при преодолении небольших препятствий, особенно в условиях склонов;
  • Повышенная нагрузка на спортсмена за счет отсутствия задней амортизации велосипеда, более высокий риск получения травмы при тренировке;
  • Снижение удовольствия от катания: жесткая конструкция велосипеда способствует накоплению усталости спортсменом.

Стоит, однако, отметить, что вышеперечисленные недостатки актуальны, прежде всего, для катания по бездорожью, для которого как нельзя лучше подойдет двухподвес. Хардтейл же идеально проявит себя в условиях городского катания: на асфальте и ровном грунте парков. Модели популярны в качестве городских велосипедов. Способствует этому и их низкая цена.

Разновидности

отсутствием торсионных колебаний заднего треугольника;

Виды передней вилки

Хардтейлы могут иметь жесткую или амортизационную переднюю вилку. При этом варианты с амортизацией также разделяются на несколько модификаций. Рассмотрим их подробнее.

Ригид

Модели такого вида имеют жесткую переднюю вилку. Она ставится на недорогие велосипеды. Помимо невысокой цены вилки типа ригид проста с технической точки зрения. В ней отсутствуют подвижные элементы. Вилки устойчивы к износу, поэтому имеют долгий срок эксплуатации. Минусом такого варианта можно назвать существенное снижение комфорта при съезде на неровную дорогу. Ригид хорошо проявляет себя только в условиях ровного дорожного покрытия.

Вилки типа ригид можно встретить на недорогих городских моделях велосипедов, на складных и прогулочных модификациях. Если готовить о профессиональном сегменте, то такая вилка встречается на шоссейниках, трековых велосипедах и BMX байках.

Пружинная амортизационная вилка

Вилка данного типа является самой простой по техническому исполнению среди вариантов с амортизацией, а потому и самой дешевой. Амортизационный механизм имеет стальные пружины, гасящие вибрацию и удары от наездов на препятствия. Стоит сразу отметить, что нельзя возлагать на данные модели больших надежд. Конструкция не имеет демпфера, препятствующего обратному отскоку пружины, что негативно сказывается на комфорте катания. Недостатком такой вилки является и быстрый износ пружинного механизма.

Вилки данного вида используются, в основном, в детских моделях велосипедов. Если говорить о производителях, то почти все механизмы выпускаются брендом SR SunTour.

Пружинно-эластомерная вилка

Это — средний вариант по цене и качеству. Вилки такого типа уже довольно комфортны. От обычных пружинных модификаций они отличаются наличием демпфера, представляющего собой эластомерный стержень из полимерных материалов или резины. Элемент эффективно предотвращает резкий отскок пружины, делая ее движение более плавными, что существенно повышает уровень комфорта по неровной дороге.

Минусом конструкции является быстрый износ механизма. Первым из стоя, как правило, выходит эластомер. Существенным недостатком является и то, что вилка теряет свои свойства при катании в зимнюю погоду. Низкие температуры способствуют временному выходу механизма из строя. Основным производителем таких вилок является мировой велосипедный лидер RockShox, захвативший большую часть рынка.

Воздушная амортизационная вилка

Этот вариант амортизационный вилки является наиболее привлекательным для неэкстремального катания в условиях бездорожья. Воздушные вилки отличаются малым весом, хорошей амортизацией. Они не содержат демпфера или пружин. Механизм их действия основан на накачанном в камеру воздухе. Недостатком является лишь то, что время от времени воздух в такой вилке необходимо пополнять. Модель отличается высоким уровнем комфорта. Однако не стоит забывать о том, что слишком агрессивное катание способно привести вилку в негодность. При сильных нагрузках первыми из строя выходят, как правило, манжеты амортизаторов. Вилка в таком случае требует ремонта. Основной производитель таких механизмов на сегодня — компания RST.

Масляно-воздушная вилка

Такой вариант вилки чаще всего исполнится на моделях среднего ценового сегмента. Ей оснащены варианты велосипедов для начинающих спортсменов. Роль пружин здесь выполняет воздух, роль демпфера — масляный картридж, который прекрасно работает даже на небольших неровностях. Уровень комфорта при этом довольно высокий. Такие модели также менее восприимчивы к температурным колебаниям.

Амортизационный механизм довольно надежен. Недостатком является лишь то, что байкер должен следить за уровнем давления в устройстве и своевременно регулировать показатель, в зависимости от температуры окружающей среды. Лидерами в производстве вилок такого типа являются бренды DT Swiss, Manitou, Marzocchi и Rock Shox.

Масляно-пружинная вилка

Данный вариант амортизации встречается преимущественно на велосипедах для экстремального катания. Такие устройства отличаются устойчивостью к самым интенсивным нагрузкам. На вилках подобного типа можно прыгать высоких с трамплинов, выполнять любые трюки. Устройства используются преимущественно на дорогих спортивных моделях. Самые дешевые варианты масляно-пружинных вилок встречаются и на моделях среднего ценового сегмента.

Недостатками конструкции по сравнению с масляно-воздушными вариантами являются отсутствие широкого диапазона настроек, более слабое гашение ударов. Производителями таких амортизационных механизмов являются FOX, DT Swiss и Marzocchi.

Мы перечислили с вами основные типы вилок, однако стоит упомянуть о том, что встречаются также вариации конструкции следующего вида:

  • Перевернутые вилки. Поршни в таких механизмах находятся внизу. Вилки данной модификации лучше работают на мелких неровностях. Велосипеды, имеющие перевернутую вилку, отличаются хорошим сцеплением в дорожным покрытием. Минусом является увеличенный вес системы и повышенная стоимость.
  • Многорычажные и многопоршневые вилки. Имеют сложную конструкцию, состоящую их нескольких демпфирующих и пружинных элементов. Вилки такого типа существенно повышают комфорт от катания, однако слишком дороги для массового использования на велосипедах. Используются вариант преимущественно на профессиональных байках, отличающихся высокой ценой.
  • Вилка с одной ногой. Вариант появился в начале 90-х годов и был впервые представлен брендом Cannondale. Как правило, используется только левая нога. Материалом вилки служит углеволокно, позволяющее достичь высокой прочности и малого веса.

Виды хардтейлов

отсутствием раскачивания велосипеда при активном кручении педалей байкером;

Несмотря на внешнее сходство, модели различаются на несколько подтипов, зависящих от целей использования байка. В первую очередь, такая классификация касается спортивных моделей. Отдельные подклассы также имеют массовые байки, рассчитанные на широкую аудиторию спортсменов-любителей.

Фрирайд

Дисциплина представляет собой самый агрессивный вид катания на горном байке. Хардтейлы здесь используются крайне редко. Имеющиеся модели для фрирайда оснащены укороченной рамой, рулем с малым выносом, амортизационной вилкой высокого качества, имеющей большой ход, гидравлическими тормозами,трансмиссией с 10 скоростями. Качественные модели выпускаются брендом Specialized. Стоят такие модификации довольно дорого. Если рассмотреть более дешевые аналоги, можно учесть freeride-HT модели от российско-немецкого производителя Stark.

Эндуро

Дисциплина представляет собой соревнование на выносливость и имеет несколько подтипов. Модели хардтейлов для эндуро отличаются простыми и легкими рамами, изготовленными из карбона или хромомолибденовой стали. Колесная база велосипедов длинная и устойчивая. Ход амортизационной вилки как правило от 110 до 150 мм. Это позволяет достичь оптимального баланса между раскачкой и амортизацией. Модели имеют качественную трансмиссию, широкий руль, положительно влияющий на маневренность, гидравлические тормоза, безотказно работающие на сложных трассах.

Варианты хардтейлов для эндуро выпускают многие бренды. Лидерами на рынке неизменно считается компания Marin.

Форкросс

Данная разновидность катания также имеет название дуал-кросс, 4Х или байкер-кросс. В гонке одновременно принимают участие четыре спортсмена. Байкеры преодолевают препятствия на специально оборудованной трассе. Для форкросса подойдут хартейлы, не превышающие 13 кг. Конструкция рамы имеет укороченную верхнюю трубку, вилку с ходом до 140 мм., короткие перья. Модели для форкосса также имеют в обязательном порядке контактные педали и максимально облегченный обвес. Это позволяет точнее контролировать разгон велосипеда. На отечественном рынке хардтейл байки для форкросса представлены моделями таких брендов, как Giant, Format и Stark.

Трейловые велосипеды

Трейл представляет собой преодоление полосы искусственных препятствий. Байкеру по правилам соревнования запрещено качаться ногами земли. Велосипед для данной дисциплины должен обладать повышенной прочностью, прекрасной маневренностью, готовностью выдерживать большие нагрузки при прыжках и приземлении. Модели хардтейлов здесь имеют жесткую раму, отличающуюся заниженным центром тяжести. Задний треугольник при этом укорочен. Амортизационная вилка максимально облегченная. Встречаются также варианты на жесткой вилке. Байки оснащены широкими колесами. Вес велосипедов для соревнований не превышает 10 кг., что обеспечивается минимальным набором навесного оборудования. Все лишние элементы просто снимаются. Например, спортивные профессиональные модификации часто не имеют даже сиденья. Производителями трейл хардтейлов являются Mongoose, Trek и Stark.

Кросс-кантри

Дисциплина входит в программу Олимпийских игр и представляет собой самый популярный вид велосипедных гонок по пересеченной местности. Модели хардтейлов для cross-country имеют облегченные раму и навесное оборудование, снабжены широкой резиной с протекторами от грязи, многоуровневой трансмиссией. Отличаются байки также удлиненными шатунами и узким спортивным сиденьем.

Принимая во внимание массовость кросс-кантри спорта, хартейл байки для него выпускают практически все мировые производители велосипедов. Если говорить о профессиональном уровне, то лучшие модели представлены компаниями Giant, GT, Specialized, Trek и Kona.

Дёрт

Дисциплина представляет собой катание и прыжки по грунтовым холмам. При этом в полете байкеры выполняют множество трюков. Самым популярным из них является поворот велосипеда вокруг своей оси. Для тренировок используются хардтейлы, имеющие широкие покрышки. Почти все модели являются синглспидами, то есть имеют только одну скорость трансмиссии. Для облегчения модели по весу байк часто не имеет переднего тормоза. Некоторые велосипеды также имеют жесткую переднюю вилку: это делается для облегчения веса. Дёрт-хардтейлы представлены многими компаниями, но лидером является Merida. Байки высокого уровня вы также найдете у  Specialized, Bergamont и Scott.

Стрит

Дисциплина представляет собой городское катание с преодолением типичных для мегаполиса препятствий: лестниц, бордюров, перил, гор строительного мусора и так далее. Модели здесь имеют общие черты с байками для кросс-кантри, однако отличаются более прочными рамами и шатунами в профессиональных хартейлах. Это сделано для того, чтобы обеспечить спортсмену безопасное скольжение по трубами и перилам. Управляемость повышается путем установки колес 24-дюймового размера.

Профессионалы считают бренд Merida лучшим производителем стрит хардтейлов.

Шоссейные хардтейлы

Модели предназначены для скоростных соревнований по асфальтовому покрытию. В дисциплину также входят циклокроссовые модели, рассчитанные  на катание в рамках соревнования как по шоссе, так и по довольно ровным грунтовым дорогам. Байки отличаются обтекаемой облегченной рамой, имеют узкие покрышки для асфальта, спортивный руль в виде рогов, гирид-вилку. Качественные шоссейные хардтейлы вы найдете у брендов Specialized, BMC, Giant, Cervelo, KTM, Mongoose и Merida.

Туристические хардтейлы

Модели рассчитаны на длительные велосипедные походы в условиях шоссе или незначительного бездорожья. Обычно байки такого типа имеют крупные 28 или 29-дюймовые колеса, удлиненную раму, дополнительные аксессуары для безопасного дорожного движения (фары, габаритные огни, поворотники) и дорожные сумки. Лучшими производителями моделей для данной дисциплины считаются компании Kross и Trek.

Гибридные велосипеды

Любой гибридный байк сочетает в себе элементы нескольких дисциплин. Хардтейл гибриды объединяют горные и шоссейные модели и рассчитаны на городское катание повышенного уровня комфорта. От горных байков они имеют вертикальную посадку, широкую резину, обеспечивающую хорошее сцепление с дорогой, амортизационную вилку для гашения неровностей покрытия. От шоссейников моделям достались облегченные модификации рам и обвеса, многоскоростная трансмиссия.

Лидерами в сегменте гибридных хардтейлов являются такие бренды, как Trek, Giant, Dewolf, KTM, Polygon, Marin и Polygon.

Городские хардтейлы

В бюджетом ценовом сегменте этот вид является самым распространенным. Велосипеды такого типа отличаются простой конструкцией, ценовой доступностью, полным комплектом обвеса. Модели части имеют защиту цепи, крылья, мягкое седло, багажник, переднюю корзину для покупок. Байки такого типа ориентированы на комфортное катание по городу. Хорошие модели встречаются в линейке всех мировых производителей.

Отдельно, однако, стоит поговорить о дешевых моделях, продающихся повсеместно в супермаркетах и сетевых неспециализированных магазинах. Производителей таких байков практически невозможно установить. Специалисты советуют всячески избегать покупки такого вида велосипедов, не смотря на их привлекательную цену. Оборудование в них самого низкого уровня. Велосипеды часто требуют ремонта, а стоимость устранения поломок способна превысить цену байка в несколько раз.

Стоит помнить и о том, что дешевые байки из супермаркетов не рассчитаны на активное катание. Их рама может сломаться от любого неаккуратного прыжка с бордюра. Лучше позволить себе старую модель б.у. брендового велосипеда. Если же вы хотите купить новый байк, присмотритесь к таким отечественным брендам, как Stinger, Stels, Forward или Atom. Компании хорошо зарекомендовали себя на рынке. Навесное оборудование и качество их сборки довольно приемлемого уровня. Бюджетные байки вы найдете и у производителей более высокого класса: Stark, Dewolf, Trek и т.д.

Недорогие велосипеды рассчитаны на умеренный темп катания. На них можно выполнять только базовые трюки, такие как катание на одном колесе или выпрыгивание на невысокие поребрики. Тормозная система недорогого сегмента также не предназначена для интенсивных нагрузок. При экстремальном катании, например, спуске с горы, она попросту может перегреться и отказать.

Михаил Ерофеев

Привет, являюсь профессиональным механиком велосипедов со стажем более 10 лет, произвожу ремонт и обслуживание профессиональных велосипедов! Выполняю ремонт практически любой сложности. За плечами огромный опыт работы в профессиональных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга. Также огромный опыт эксплуатации велосипедов в профессиональном спортивном прошлом. Произвожу обслуживание вилок, сборку колёс и подбор спиц, гидравлику, трансмиссию и т.д. На этом сайте делюсь опытом и веду блог в интересной для меня теме, сохраняйте в закладки сайт, пишите комментарий, будем общаться!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий