Открытие велосезона: план подготовки себя и велосипеда

Открытие велосезона: план подготовки себя и велосипедаОткрытие велосезона в средней полосе России приходится, как правило, на апрель. Любители покатушек радостно достают свои байки с мест зимнего хранения. Во многих крупных городах проводятся организованные массовые заезды.

Почти всех байкеров интересует подготовка к тренировкам после зимнего перерыва. В холодные месяцы организм отвыкает от регулярного катания, поэтому актуальным становится не только вопрос о подготовке велосипеда к сезону, но и себя самого. Давайте рассмотрим основные правила грамотного открытия велосезона.

Открытие велосезона: план подготовки себя и велосипеда

Общие сведения

Когда начинать катание

Опытные байкеры советуют начинать активные тренировки при повышении температуры воздуха до 10 градусов. При более низких температурах рекомендуются тренировочные краткие заезды. Без подготовки не стоит кататься при отрицательных температурах.

Обратите внимание на качество дорожного полотна. При небольших плюсовых температурах на дорогах могут сохраниться опасные заледенелые участки.

Физическая подготовка

К новому сезону тренировок готовятся не только профессиональные спортсмены. Любителям также необходимо обратить внимание на свою физическую форму. После зимнего перерыва не стоит садиться на велосипед без определенной подготовки.

Первые велосипедные поездки не должны превышать 10-20 километров. Ни в коем случае не отправляйтесь сразу же в длительный поход или интенсивную загородную поездку.

Суточную дистанцию в первые тренировки рекомендовано увеличивать постепенно, по 10 км.

Опытные байкеры советуют и вовсе не завершать сезон. Конечно, круглогодичное катание вряд ли подойдет большинству велосипедистов, однако в наших силах не терять форму в зимние месяцы. Можно тренироваться дома, приобрести велотренажер, записаться в зал или бассейн, активно заниматься зимними видами спорта. На крайний случай можно просто приучить себя совершать долгие пешие прогулки.

Питание

Перед началом активных тренировок рекомендуется ввести в рацион больше полезных продуктов. Ешьте крупы, бобовые, цельнозерновой хлеб, фрукты, овощи. Следите за поступлением в организм микро- и макроэлементов. Если только вы не являетесь профессиональным спортсменом, не нужно вводить изменений в частоту приема пищи или пересматривать калорийность.

Обязательным условием полезных тренировок является соблюдение питьевого режима. В дороге пейте каждые 15-20 минут по несколько глотков воды. Можно добавить в питье несколько капель лимонного сока, сок алоэ или другие полезные добавки.

Всего выпивайте от 1,5 до 2 литров воды в день.

Одежда и велосипед

Экипировка

Начало сезона часто приходится на довольно холодную погоду. Чтобы не замерзнуть или не попасть под холодный ливень необходимо иметь подходящую теплую и непромокаемую экипировку. Помимо обычной велосипедной экипировки следует обзавестись манишкой, подшлемником, теплыми перчатками.

Весной погода часто меняется, а дневные температуры резко отличаются от вечерних и ночных. Одевайтесь «слоями», так легче регулировать температуру. Берите дополнительные теплые вещи с собой.

При выезде на длительные дистанции не забывайте и о велосипедных штанах со вшитым памперсом.

При ветреной погоде отдайте предпочтение непродуваемым моделям одежды. Обязательно берегите колени. Возьмите с собой теплые наколенники из мягких материалов.

Плюсом будет и наличие термоса с теплой водой или чаем.

В весеннее время стоит помнить о том, что темнеет довольно рано. Согласно правилам дорожного движения, все велосипеды должны быть оборудованы габаритными огнями. Помимо освещения, позаботьтесь также об одежде со светоотражающими элементами. Это повысит заметность вас на дороге.

Подготовка велосипеда

Заботливый хозяин держит велосипед в «боевой готовности»

Заботливый хозяин держит велосипед в «боевой готовности», не запуская состояние байка. В начале сезона ухоженный велосипед требует лишь накачки шин и смазки цепи. Если же за велосипедом долго не ухаживали, потребуется более прицельное техническое обслуживание. Давайте рассмотрим основные пункты техосмотра такого байка.

Рама

Следует произвести осмотр элемента и убедиться в отсутствии повреждений: деформаций или трещин. Они могут явиться следствием падений или неосторожных прыжков на велосипеде. Рама, имеющая дефект, может сломаться прямо во время тренировки.

При обнаружении деформаций, велосипед следует отвезти в мастерскую. Стальные рамы можно подвергнуть ремонту и в домашних условиях, при наличии сварочного аппарата и должных умений.

Крепление колес и втулки

Следующим шагом будет проверка колес велосипеда. Особое внимание следует обратить на:

  1. Надежность крепежных элементов.
  2. Наличие посторонних звуков при вращении колес.
  3. Наличие искривлений (люфтов).
  4. Посторонние шумы у втулки педалей.

При наличии проблем необходимо произвести чистку и настройку элементов. Следует заменить масло во втулках, поменять подшипники при их износе.

Обода

Следует изучить состояние ободов. Наличие восьмерок укажет на необходимость ремонта. Любые деформации колеса легко устраняются грамотным подтягиванием спиц. Сложные искривления могут потребовать замены обода или целого колеса.

Если при осмотре колес выявлены искривления, необходимо отнести элементы в велосипедную мастерскую.

Спицы

Спицы колес при слабом натягивании и резком отпускании должны издавать одинаковые звуки, работая на подобии струн. Глухой звон спицы означает, что элемент требует подтяжки. Слишком звонкое звучание указывает на необходимость ослабить натяжение.

Резина

Следующим шагом будет проверка состояния покрышек и камер. Следует протереть шины от грязи и пыли и осмотреть на предмет трещин и проколов. Наличие множественных микротрещин указывает на необходимость смены резины.

Осмотрите протекторы на наличие вздутий или разрывов.

Перед открытием сезона необходимо в обязательном порядке накачать шины.

Давление в камерах

На любой брендовой покрышке на боковой стороне указан диапазон оптимального давления, рекомендуемый производителем. Накачивать шины удобно или автомобильным, или велосипедным насосом, имеющим манометр. При отсутствии манометра или невозможности определить оптимальную шкалу давления (если на покрышках отсутствует маркировка), следует накачать шины до того момента, когда они прогибаются под весом спортсмена не более чем на 1 сантиметр.

При осмотре колес особое внимание необходимо также уделить целостности ниппелей.

Тросики

Приводные элементы переключателей и тормозов должны быть хорошо натянуты. Необходимо осмотреть элементы на отсутствие провисаний или потертостей.

Надорванные или изношенные тросы лучше сразу же заменить на новые, тем более стоимость их невелика. Тросы также следует очистить от грязи и ржавчины. Делать это можно с  помощью универсального раствора WD-40, купить который можно в любом велосипедном или автомагазине.

Тормоза

Обратите внимание на состояние тормозных ручек: в нажатом состоянии они не должны качаться перекладины руля. При отпускании элементам следует без усилий возвращаться в исходное положение.

Тормоза должны быть чувствительны к нажатию рычагов. При неправильной настройке следует отрегулировать механизм. Это не только повысит уровень комфорта при катании, но и снизит риск аварийных ситуаций на дороге.

Осмотрите тормозные колодки на предмет деформаций, вмятин или трещин. Внутренние стороны деталей имеют специальные канавки. Если они стерты, колодка является изношенной и подлежит замене.

Следует также обратить внимание на расстояние зазора между ободом колеса и тормозной колодкой. В идеале оно должно составлять от 1 до 3 мм. Если положение выходит за эти рамки, следует отрегулировать элементы.

Переключатели скоростей

Для проверки работы трансмиссии следует приподнять заднее колесо велосипеда. Обращайте внимание на четкость переключения скоростей, отсутствие посторонних шумов, заеданий. При неправильной работе трансмиссия подлежит регулировке.

Цепь

Перед открытием сезона следует также осмотреть цепь. Износ элемента способен не только привести к аварийной ситуации на дороге, но также может повлечь за собой порчу прилежащих деталей.

По статистике цепь подлежит замене каждые 4000 километров. Растянутая в длину цепь требует удаления излишних элементов. При растяжении в ширину дефект невозможно устранить: в таком случае поможет только замена всей цепи.

Если цепь исправна, следует обработать ее раствором WD-40 или бензином, после чего тщательно просушить и перед катанием нанести велосипедную силиконовую смазку.

Накопившаяся на цепи грязи играет роль абразива, что приводит к излишнему стачиванию звезд. Хорошим советом будет чистка цепи при помощи старой зубной щетки. В продаже существуют также специальные машинки для чистки цепи, например, MUC-OFF.

Рулевой узел

Обратите внимание на ровное положение руля. Элемент не должен болтаться из стороны в сторону или иметь крен. Проверьте надежность всех крепежных болтов. Не лишним будет также лишний раз обратить внимание на положение руля. Оно должно быть комфортным для велосипедиста.

Неудобная высота руля негативно влияет как на само качество тренировки, так и на здоровье спортсмена. Руль следует поднять на физиологичную высоту, при наличии выноса, настроить его для максимального удобства.

Стоит осмотреть и втулку: она не должна иметь трещин или других следов повреждений.

Шатуны

При активном катании на шатунах педалей может появиться люфт. Проверить элементы достаточно просто: нужно лишь покачать их из стороны в сторону. Если обнаружится небольшой свободный ход элементов, стоит устранить его при помощи ключа. Сильный свободный ход свидетельствует о значительном износе подшипников внутри втулки и необходимости их скорейшей замены.

Звезды системы

Система представляет собой передние звезды. Именно их следуют осмотреть. Если зубья звезд сточены, элементы необходимо заменить на новые. Проверьте также крепежные винты и гайки. Если они расшатаны, подтяните их.

Седло

Правильное положение седла является ключевым фактором комфортного катания. Оптимальной считается высота сиденья, когда ноги почти выпрямляются при кручении педалей.

Также необходимо, чтобы носок ноги свободно касался поверхности дороги. Это позволит велосипедисту безаварийно тормозить и слезать с байка.

Если только вы не исполнитель уличных трюков, выберите положение сиденья, параллельное земли.

Новички часто предпочитают чуть заниженное положение сиденья. При улучшении навыков катания высоту седла необходимо время от времени пересматривать.

Болты и крепежи

Дополнительно проверьте, хорошо ли затянуты ключевые элементы велосипеда: крепежные гайки, болты, эксцентрики, зажимы и винты. Подтягивайте элементы аккуратно, чтобы не сорвать резьбу. Для комфортной работы с крепежами можно использовать жидкость WD-40.

Дополнительная подготовки

Помимо проверки исправности велосипеда и его элементов, следует подготовиться и к самой поездке. Необходимо спланировать маршрут, расписать график тренировок.

Перед выездом на оживленную трассу обязательно освежите в памяти правила дорожного движения. Вспомните, как именно показывать направление поворота или сигнал торможения при помощи рук. Не забывайте, что ПДД запрещает передвижение по дороге не держась за руль или ведя велосипед одной рукой. Помните также о необходимости исправных габаритных огней в темное время суток.

План поездки

Знакомый маршрут за зиму мог забыться. К тому же весенняя природа выглядит не так, как летом или осенью. Чтобы не заблудиться, отметьте на карте путь, уточните состояние дорог, местонахождение велодорожек, магазинов и пунктов техобслуживания.

Аксессуары, провизия, аптечка

Тщательно спланируйте, что взять с собой. Учитывайте габариты вашего рюкзака или велосипедных сумок. Сложите все необходимое заранее, чтобы ничего не забыть. Вам понадобятся:

  1. Питьевая вода (термос с чаем при холодной погоде).
  2. Еда (лучше отдать предпочтение углеводным продуктам, а также спортивным батончикам).
  3. Велоаптечка (пластыри для камер, клей, семейный ключ).
  4. Запасные камеры, насос.
  5. Деньги (обязательно — наличка).
  6. Мобильный телефон с записанными в него полезными номерами.
  7. Запасная непромокаемая и теплая одежда.
  8. Велозамок и цепь.
  9. Непромокаемые велосипедные бахилы на случай дождя.
  10. Аптечка с основным набором лекарств и средств экстренной помощи.

Группа единомышленников

Не секрет, что тренировки проходят веселее в компании единомышленников. Товарищи также способны поддержать вас при случае аварийной ситуации или при возникновении необходимости в ремонте велосипеда. К тому же, группа спортсменов создает отличную общую мотивацию. Пропускать такие тренировки особенно обидно.

Прекрасным началом сезона будет посещение общей велосипедной покатушки. Заезды такого типа проводятся во всех более-менее крупных городах России. О дате открытия сезона сообщается в группах и на сайтах местных сообществ.

Процессы езды

Пробный выезд

перед любым более-менее длительным заездом прекрасным вариантом будет краткое катание

Мы уже отметили ранее, что перед любым более-менее длительным заездом прекрасным вариантом будет краткое катание до ближайшего парка. Так вы проверите исправность ключевых элементов велосипеда и правильность выставленных настроек. К тому же начинать любой сезон тренировок стоит с минимальной нагрузки. Краткая поездка поможет вам освежить навыки вождения, подскажет, по погоде ли выбрана экипировка. Пробный заезд рекомендуется проводить и перед общей покатушкой, посвященной открытию сезона.

Регулярность занятий

Специалисты советуют проводить тренировки минимум два раза в неделю. Это поможет вам не терять формы. Отдайте предпочтение нагрузкам средней интенсивности. Для формирования мышц следует тренироваться через день. Если вы катаетесь на велосипеде с целью потери лишнего веса, выберите ежедневный график катания, предпочтительно — в утреннее время.

При любой тренировке обращайте внимание на физическое состояние. Никакой график не может быть приоритетнее вашего здоровья. Выходите на новую тренировку только после полного восстановления от предыдущей. Обращайте внимание на состояние мышц и суставов. Наличие болей в коленях свидетельствует или о слишком малом каденсе, или о неправильном положении седла или перетренированности. Причиной может быть также переохлаждение суставов при катании в холодную погоду в неподходящей экипировке.

Закрытие велосезона

Резонным будет вопрос и о закрытии велосипедного сезона. Каким образом подготовить байк для зимнего хранения? Давайте кратко повторим основные правила:

  • Необходимо очистить велосипед от загрязнений.
  • Цепные и тросовые приводы очищаются и обрабатываются смазкой.
  • Лакокрасочное покрытие можно обработать полиролем на основе воска.
  • Сиденье необходимо протереть мягкой тряпочкой.

Хранение велосипеда зимой должно проводиться только в сухих и теплых помещениях. Можно подвесить байк за раму. Колеса при необходимости можно временно демонтировать.

Заключение

Открытие велосипедного сезона — радостное событие в жизни любого байкера. Чтобы грамотно начать тренировки, соблюдайте вышеперечисленные советы. Тренируйтесь умеренно, уделяя особое внимание выбору одежды по погоде. Воспользуйтесь приведенным в статье алгоритмом для проверки состояния байка. Не выезжайте на оживленные дороги без повтора основных правил дорожного движения и освежения в памяти ручных сигналов поворота и торможения.

Михаил Ерофеев

Привет, являюсь профессиональным механиком велосипедов со стажем более 10 лет, произвожу ремонт и обслуживание профессиональных велосипедов! Выполняю ремонт практически любой сложности. За плечами огромный опыт работы в профессиональных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга. Также огромный опыт эксплуатации велосипедов в профессиональном спортивном прошлом. Произвожу обслуживание вилок, сборку колёс и подбор спиц, гидравлику, трансмиссию и т.д. На этом сайте делюсь опытом и веду блог в интересной для меня теме, сохраняйте в закладки сайт, пишите комментарий, будем общаться!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий