Тур де Франс: много интересных фактов

гонка пользуется такой ошеломительной популярностьюТур де Франс является наиболее известной гонкой в мире. Миллионы зрителей с нетерпением ожидают это самое яркое событие года в велоспорте. Миллионы болельщиков собираются вдоль маршрута, чтобы стать свидетелями невероятно зрелищной борьбы профессиональных спортсменов. В статье мы поговорим о том, почему гонка пользуется такой ошеломительной популярностью. Этому способствуют и многие интересные факты о Тур де Франс. Рассмотрим их подбородные.

Тур де Франс: много интересных фактов

Общие сведения

История соревнования

Название «Тур де Франс» звучит в оригинале несколько иначе: «Le Tour de France». Также имеется и второе название, которое можно перевести как «Большая петля». Гонка проводится ежегодно. В ней принимают участие профессионалы со всего мира. Старт соревнования традиционно приходится на последнее июльское воскресенье. Состязание длится 23 дня. Участие в велогонке является пределом мечтаний профессиональных велоспортсменов.

История гонки начинается в 1903 году. Изначально пробег был задуман как рекламная акция для французского издания L’Auto. Сегодня газета известна под названием L’Équipe. Анонс гонки состоялся 19 января 1903 года. 1 июля 1903 года состоялась первый заезд.

Наградой первому победителю служили 12 000 франков. Сумма внушительная. На тот момент ее можно было сравнить с шестью годовыми зарплатами среднестатистического рабочего. На гонку записалось 60 участников, однако далеко не все добрались до финиша. Успешно преодолели маршрут только 24 велосипедиста.

Можно смело утверждать, что рекламная кампания удалась: количество подписчиков газеты за пять последующих лет возросло с 25000 (1903 год) до 250000 (1908 год). В 1923 году их количество превысило полмиллиона. Рекорд издания была достигнут в 1933 году, когда во время проведения гонки, газету приобрели более 850000 человек в рамках одного дня.

Конечно же, в самом начале истории никто и не мог подумать, что гонка станет  самым узнаваемым велосипедным событием в мире.

Этапы гонки

Современная гонка Тур де Франс имеет в 21 этап. Протяженность маршрута составляет до 3000 до 4000 км. На преодоление каждого этапа гонщики имеют только один день, причем за все время проведения заезда участники могут отдохнуть всего два дня. Спортсмены подвергаются сильным нагрузкам, преодолевая расстояния от 150 км. по весьма непростому рельефу. Гонка включает в себя помимо равнинных этапов преодоление горных и холмистых участков. Есть также этап, предназначенный для индивидуальной гонки на время.

Маршрут

Несмотря на миф о постоянном маршруте, стоит отметить, что место проведения соревнования меняет год от года. Неизменным остается только финишный участок, проходящий на парижских Елисейских полях.

Старт в истории гонок проводился и в Лондоне, и в Брюсселе, и в Монако, и на Корсике. Петлю прокладывают через многие регионы Франции. Это позволяет большому количеству жителей и гостей страны лично наблюдать гонку.

Спортсмены преодолевают живописные участки Альп, Центрального массива, Пиренеев. Финишный участок можно назвать неофициальным соревнованием спринтеров.

Самым ярким и примечательным событием и визитной карточкой гонки является традиция пить шампанское на велосипеде. Этой чести удостаиваются победители заезда при пересечении линии финиша.

Забавным фактом является то, что географические познания населения Франции значительно возросли благодаря публикации в газете маршрутов гонки. Это отмечают сами французские историки.

Определение победителя

Преодоление гонки состоит из этапов. Для определения победителя суммируется время прохождения всех этапов каждым гонщиком и сравнивается между участниками. Одерживает победу велосипедист, в кратчайшие сроки преодолевший маршрут.

Важно, что Тур де Франс — командное соревнование. Всего в гонке участвуют от 20 до 22 команд, по 8 гонщиков в каждой. У каждого спортсмена при этом свои задачи. Кто-то отбивается от атак неприятелей, кто-то бережет силы лидера, заграждая его от потоков ветра, кто-то борется за победу на каком-то определенном этапе гонки.

Это отличается от первоначальной идеи гонки. В первые годы участники гонки ездили по одиночке. Правилами было запрещено даже приближаться друг к другу.

Майки вместо медалей

Интересно, что символами победителей являются майки. Их цвет зависит от категории соревнования. Так, желтая майка выдается лидеру главной классификации Тура. О такой награде, конечно же, мечтают все участники. Желтый цвет символизирует цвет страниц газеты-организатора.

Зеленую майку получает лучший спринтер. Победитель определяется по сумме подсчета очков при финишировании.

Зеленую майку получает лучший спринтер

Белая майка, украшенная красными точками (гороховая майка) дается лучшему покорителю горных восхождений. «Горный король» награждается на финише. Титул носит спортсмен, набравший большее количество очков на горных финишах.

Существует также награда в виде обычной белой майки. Она дается лучшему молодому спортсмену (участники в категории должны быть моложе 25 лет).

Самому мужественному, храброму и целеустремленному гонщику присваивается красный номер.

Денежные призы

Конечно же, интересно узнать о материальной составляющей состязания. В 2020 году общий призовой фонд Тур де Франс составил более двух миллионов евро.

Полмиллиона при этом получила команда победителей, по 25 тысяч евро получили лучший покоритель горных участков и лучший спринтер.

20 тысяч евро получил лучший молодой участник.

По 11 тысяч евро получили победители этапов.

По две тысячи евро ежедневно получали победители в звании самого агрессивного гонщика.

Полторы тысячи евро получил победитель промежуточного спринта.

Награду в 500 ежедневно получали обладатели желтой или белой майки, 300 евро — обладатели зеленой майки.

Существуют также другие некрупные премии.

Процесс

Трудный участок дороги

Самый затруднительный для участников гонки, конечно же, горный этап. Из общего числа (21), только 8 этапов проходят по равнинной местности, остальные приходятся на холмы и горы. Трасса проходит через Альпы и другие горные массивы.

Гонщики часто набирают высоту до 1,5 км. Самым высоким участком велогонки является Коль дю Галибье с высотой 2645 метров над уровнем моря. Для того, чтобы достичь пика, необходимо проехать в гору 18,1 километров, преодолев перепад высоты в 1245 метров.

Почти всегда горные участки трассы определяют расстановку гонщиков в общем рейтинге. Изнурительные подъемы проверяют велосипедистов на прочность.

Средняя скорость

Наверняка многих интересует и средняя скорость гонщиков. Стоит отметить, что показатель неизменно растет. Улучшаются не только экипировка и конструкция велосипедов, но и повышается уровень мастерства спортсменов. Конечно же, не обходится и без скандалов о допинге. Самый быстрый участник Тур де Франс, всемирно известный спортсмен Лэнс Армстронг, лишился звания семикратного победителя гонки из-за применения запрещенных препаратов.

Его рекорд по средней скорости был зафиксирован в 2005 году и составил 41,7 км/ч. Стоит отметить, что скорость Армстронга превышает на 1 км/ч. среднюю скорость современных гонщиков, обладающих более совершенными велосипедами и экипировкой. Так что заслугу Армстронга в любом случае не стоить совсем сбрасывать со счетов.

Caravane Publicitaire

Название «Caravane Publicitaire» можно перевести как «рекламный караван». Кампания проходит с 1930 года, когда финансирование проекта целиком и полностью перешло от спонсоров к организаторам. Для покрытия расходов запустили рекламную компанию — промо шествие из рекламных автомобилей.  Для того, чтобы попасть в рекламный караван бизнесмены платят по 250 000 евро. Расходы окупают себя: за время гонки зрители и телезрители многократно видят названия брендов.

Караван состоит из более чем ста автомобилей и стартует за два часа до начала гонки. Процессия растягивается более чем на 10 километров.

Сегодня кампания существует скорее как дань традиции. Расходы снова перешли с организаторов на спонсоров. Однако возможность принять участие во всемирно известной рекламной акции по-прежнему привлекает и бизнесменов, и зрителей. Удивительно, но согласно опросу, проводимому изданием Franceinfo, 47% из всех 10–12 миллионов зрителей события признают, что посещают спортивное событие только чтобы посмотреть рекламный караван.

Секрет популярности

Что же привлекает зрителей в гонке? Почему именно Тур де Франс транслируется по всему миру? Вдоль трассы собирается огромный коридор из зрителей. Не на последнем месте здесь и хорошая работа организаторов. Трассы проходят через самые живописные уголки Франции. Болельщиков радушно принимают в кемпингах, все напоминает один большой карнавал: фанаты одеваются в яркие наряды, организуют флешмобы, неистово поддерживают спортсменов.

Местные жители такому оживлению несказанно рады. В честь болельщиков и спортсменов организуются празднества и концерты. В целом можно отметить, что Тур де Франс любят не столько за спорт, сколько за повод собраться вместе и повеселиться, познакомиться с интересными уголками родной страны. Соревнование в шутку называют путеводителем по Франции. Ежегодно директор гонки Кристиан Прюдомм получает огромное количество писем со всех уголков страны с просьбой организовать этап именно в месте проживания адресанта.

Города и села тратят при этом порядочные суммы на поддержку гонки. Но все окупается с помощью туристов и фанатов. Город, принимающий стартовый этап, расходует на организацию порядка 50 тысяч евро. Финишные этапы стоят вдвое дороже. Свои расценки при этом есть и для иностранных городов. Так, стартовавший в 2007 году в Лондоне этап обошелся Великобритании в 1 миллион евро.

Любители или только профессионалы?

могут ли любители принимать участие в гонке

Многих интересует, могут ли любители принимать участие в гонке. Стоит отметить, что участие в Тур де Франс только командное. Вряд ли какая-то команда согласилась бы принять в свои ряды непрофессионала. Поэтому можно утверждать, что соревнование подходит только для спортсменов высшей подготовки.

Непрофессионалов приглашали только в ранней истории гонки. Так, в 1984 году горный этап, проходящий через Альп д’Юэз выиграл любитель велосипедного спорта из Колумбии, Луис Эррера. У себя на родине велосипедист жил на высоте 2000 метров над уровнем моря, что объясняло его прекрасную подготовку к катанию по горам и перевалам. Спортсмен стал первым в истории Тура непрофессионалом, выигравшим этап, а также первым колумбийцем, победившим в этапе Тура.

Для непрофессионалов существует опция проезда по маршруту Тур де Франс. Многие велолюбители стремятся проехать по маршруту своих звездных спортсменов. Гонка непрофессионалов носит название L’Étape du Tour. Обычно мероприятие проводится за несколько дней перед профессиональным заездом.

Интересные факты. Топ 20 плюс еще 2

Мы уже многое рассказали вам о гонке. Давайте же поговорим о рекордах соревноания и других ярких и интересных фактах.

  1. Удивительно, но можно стать победителем гонки, не выиграв ни одного этапа. Так, в 1990 году чемпионом стал спортсмен Грег Лемонд. То же самое в 2017 году повторил за ним велогонщик Крис Фрум.
  2. Самой медленной гонкой считается Тур де Франс 1919 года. Средняя скорость чемпиона, Фирмина Ламбо из Бельгии составила всего 24,1 км/ч.
  3. Гонка 2005 года стала самой быстрой в истории. Рекорд, установленный Лэнсом Армстронгом не побит до сих пор. Спортсмен преодолел 3592,5 километров за 86 часов 15 минут и 2 секунды. Средняя скорость его движения составляла 41,7 км/ч. Конечно же, его победа была позднее аннулирована из-за скандала с допингом, но факт остается фактом.
  4. К слову, в турах 1999-2005 годов отсутствуют победители. Директор соревнования Кристиан Прюдомм решил не отдавать никому места дисквалифицированного велосипедиста Армстронга. Это было сделано с целью восстановит репутацию гонки после скандалов с допингом.
  5. Рекорд скорости в рамках одного этапа был установлен в 1999 году. Средняя скорость тогда составила 50,4 км/ч. Этап при этом состоял из 194,5 километров. Вообразите выносливость гонщиков!
  6. Победителем по скорости в индивидуальной гонке стал Рохан Деннис. В 2015 году спортсмен проехал этап в 13,8 километров со средней скоростью в 55,446 км/ч.
  7. Мигель Индурайн из Испании является единственным велосипедистом, одержавшим победу в Тур де Франс пять раз подряд.
  8. Победителями командного заезда за всю историю гонки стала группа спортсменов Orica GreenEDGE. В соревнованиях 2013 года велосипедисты преодолели этап в 25 километров со скоростью 57,7 км/ч.
  9. Самое быстрое покорение Альп д’Юэз принадлежит велогонщику Марко Пантани. В 1997 году он взлетел на горную вершину со скоростью 23,1 км/ч.
  10. Самым большим разрывом между первым и вторым местами принадлежит первой в истории гонке. Так, второй гонщик отстал от первого на целых 2 часа 49 минут и 45 секунд.
  11. В 1989 году был установлен рекорд наименьшего отставания: всего 8 секунд. Победил тогда Грегом Лемондом, опередив Лорана Финьона.
  12. В 1919 году гонку преодолели лишь 10 спортсменов, поставив тем самым рекорд по самому маленькому количеству финишировавших.
  13. Самая длинная гонка Тур де Франс состоялась в далеком 1926 году. Маршрут из 17 этапов протянулся на 5745 километров. Самым длинным этапом в тот же год стал участок от Меца до Дюнкерка, протяженностью 433 километров.
  14. Неудивительно, что французам принадлежит самое большое число побед на соревнованиях. Кто еще так прекрасно знаком с родными просторами?! У Франции 708 побед. На втором месте Бельгия с 471 победами. Третье место у Италии – 270. Участники из России побеждали в гонке 11 раз, из Узбекистана – 9, спортсмены из Казахстана – 5, гонщики из Украины – 4.

  15. Вопреки расхожему мнению, гонщики не имеют 100% выходных. В дни отдыха они тренируются минимум по 2 часа для того, чтобы вывести молочную кислоту из организма, а также для поддержания формы и концентрации.
  16. В первые годы существования Тур де Франс велосипедисты имели 14 выходных вместо современных двух, при этом часто заезды проходили в ночное время, а днем участники отдыхали и восстанавливались.
  17. Победитель гонки 1947 года, спортсмен Жан Робич прославился тем, что прибегал к хитрости: на горных пиках он получал от помощников бутылки со свинцом, что позволило ему развить рекордную скорость на спусках и получить преимущество.
  18. Первый победитель гонки в 1903 года, спортсмен Морис-Франсуа Гарен, был также дисквалифицирован за жульничество. Это произошло во второй гонке, 1904 года. Его сопровождала машина, из которой он получал питание, что запрещено правилами соревнования.
  19. Рекорд по продолжительности владения желтой майкой лидера принадлежит Эдди Мерксу. Спортсмен носил титул 96 дней.
  20. Гонка Тур де Франс транслируется в 190 странах мира. Общая аудитория зрителей составляет 3,5 миллиарды человек. Съемка ведется не только с земли, но и с воздуха. Так, с 1999 года французская компания Hélicoptères de France ежегодно подготавливает пилотов и операторов.
  21. Самым популярным участком, конечно же, является финиш на Елисейских полях. Эмоции и шум толпы не передаются словами. Представьте себе уровень адреналина спортсменов на финишной прямой!
  22. На сегодняшний день гонка Тур де Франс занимает третье место в мире по масштабности. Данное спортивное событие уступает только чемпионату мира ФИФА и Олимпийским играм.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий