Шоссейные велогонки: особенности дисциплины

Шоссейные велогонки: особенности дисциплиныЧто объясняет высокую популярность шоссейных гонок? Данное направление велоспорта на сегодня является самым массовым как среди участников, так и среди зрителей. Всем известную Тур де Франс смотрят миллионы болельщиков по всему миру. В статье мы поговорим о видах и особенностях шоссейных гонок, истории возникновения данного вида спорта, правилах и технических параметрах велосипедов.

Шоссейные велогонки: особенности дисциплины

История шоссейных соревнований

Первый в мировой истории массовый заезд на скорость состоялся во Франции. Памятная дата 31 мая 1868 отмечает начало эры велогонок. Трасса проходила в предместьях Парижа.

Идея была насколько привлекательной, что уже через год прошли первые соревнования по заезду на длительную дистанцию. Трасса Париж-Руан имела протяженность 122 км. Участие в гонке приняли порядка четырехсот спортсменов, однако до финиша добрались только тридцать два из них. Победителем соревнований стал велосипедист британского происхождения по имени Джеймс Мур. Именно он стал первым в мире чемпионом по шоссейной гонке.

Все последующие годы соревнования проводились в условиях шоссе. Гораздо позднее к дисциплине добавились трековые соревнования.

В 1896 году велосипедный спорт был официально включен в программу первых Летних Олимпийских игр. В состязание входили пять трековых гонок и один шоссейный заезд.

Особый интерес представляет собой история создания самого популярного велосипедного соревнования в мире — заезда Тур де Франс. Стоит отметить, что в конце XIX века аналогичные многодневные заезды уже имели место. Участники гонок при этом самостоятельно останавливались на ночь в отелях по пути.

В 1895 году французский гонщик по фамилии Жуайро совершил 18-дневный пробег по Франции. Это событие навело другого активного велосипедиста и спортивного журналиста Анри Дегранжа на мысль организовать крупные многодневные соревнования. Первоначально событие представляло собой рекламную кампанию французской газеты. Однако успех мероприятия побил все рекорды. Так гонка стала традиционным событием мирового велоспорта.

Индивидуальные и групповые заезды, критериум

Помимо групповых и индивидуальных состязаний в дисциплину шоссейного спорта входит также критериум. Он представляет собой круговую гонку, участникам которой даются очки при прохождении промежуточных отметок.

Критериумы обычно завершают гранд туры и другие крупные соревнования и носят во многом коммерческий характер. Гонка проводится, как правило, на улицах города. Один круг составляет от 1 до 3 километров.

Что касается индивидуальных состязаний, в них спортсмены обычно стартуют с различных отметок. Правила зависят от конкретного соревнования, но чаще всего велосипедисты выходят на старт с интервалом в каждые 2-3 минуты. Порядок выхода при этом определяется согласно позиции в мировом рейтинге. Более слабые участники стартуют первыми, а сильные, как правило, начинают свой заезд последними.

Трудность индивидуальной гонки состоит в отсутствии непосредственных соперников. Велосипедисту довольно трудно определить успешность прохождения трассы до ее завершения. Тактические приемы групповых заездов здесь неприменимы. Участник соревнуется сам с собой. Ключевым показателем является время прохождения трассы.

Индивидуальные этапы часто входят в программу крупных многодневных соревнований. Также такой вид спорта входит в программу Олимпийских Игр.

Самым успешным и известным спортсменом данной дисциплины является Фабиан Канчеллара из Швейцарии. Обладатель двух олимпийских золотых медалей, он также носит титулы победителя многочисленных гранд туров и мировых чемпионатов.

Что касается групповых заездов, то тут команда участников может состоять из 4-9 велосипедистов. В гонках такого вида помимо физический составляющей важны тактика и техническая подготовка.

Групповые заезды входят в программу многодневных соревнований и гранд туров, например, популярной Тур де Франс.

Особенностью группового состязания является наличие в команде лидера. Все остальные участники призваны всячески помогать ему на трассе. Так, кто-то из группы неизменно берет на себя сопротивление ветру, кто-то защищает спортсмена от нападок конкурентов, кто-то заботится о безопасности на дороге и т. д. Участники-помощники носят название грегори. Они редко являются победителями этапов, так как отдают все силы на организацию победы лидера команды.

Правила

Существует набор правил, регулирующих взаимоотношения спортсменов из различных команд. Правила построены, прежде всего, на всеобщих спортивных добродетелях. Даже участники различных команд могут оказывать друг другу помощь, например, в передачи еды и питья.

В целом, поощряется вежливое и товарищеское отношение к соперникам. Запрещено, однако, передавать свой велосипед спортсмену из другой команды. Обмениваться байками или колесами могут только велосипедисты из общей команды.

Уровень подготовки

имают участие профессиональные спортсмены

В заездах принимают участие профессиональные спортсмены высокого уровня подготовки. Однако существует также опция участия для велосипедистов любительского уровня. Так, маршрут знаменитой Тур да Франс может повторить любой желающий. Для этого организуются отдельные заезды, как правило, близкие по датам к основной гонке.

Для непрофессионалов также существует отдельное движение рандоннёров. Такие гонщики соревнуются в покорении бреветов (маршрутов расстоянием 200, 400, 600 и т. д. Километров). В настоящее время в России насчитывается около 30 рандоннёрских клубов. Принять участие в заездах сможет любой желающий. Отличительной особенностью движения является отсутствие соревнований между спортсменами. Необходимо лишь пройти все КП и уложиться во временные рамки. Так спортсмен преодолевает, прежде всего, себя самого.

Велосипед для гонок

Давайте рассмотрим типичный байк для шоссейного соревнования.  Для именитых спортсменов изготавливаются специальные модели, подходящие велосипедисту по всем параметрам. Такой байк может принять участие всего в нескольких соревнованиях, а потом уйти с аукциона. Спрос на б/у модели профессионалов невероятно высок.

Рама шоссейного велосипеда выполнена из карбона или качественного алюминиевого сплава. Недорогие модели, ориентированные на любителей, могут иметь другие сплавы, однако стандартом качества здесь все же является прочное и легкое углеволокно.

Рама шоссейника также должна обладать высокими аэродинамическими показателями, поэтому проводка тросиков велосипеда обязательно внутренняя.

Колеса крупные, 28 дюймов, имеют сликовую резину, обладают прекрасным накатом и малым сопротивлением. Форма ободов колес часто завышенная, что положительно сказывается на ходовых показателях байка. Аэропрофильные колеса чаще всего применяются в индивидуальных этапах гонки.

Трансмиссия велосипеда должна обладать большим придаточным числом и позволять спортсмену развивать высокую скорость.

Типичным для шоссейного байка является руль-баран. Именно по нему даже новички способны отличить гоночный велосипед от прогулочных моделей. Конструкция шоссейного руля позволяет велосипедисту занимать максимально низкое положение, что улучшает аэродинамику и позволяет достичь максимальных скоростных показателей. Такой руль также удобен в длительных заездах: он позволяет байкеру менять точки хвата и снижает усталость рук. Конструкция руля настолько удачна, что не меняется вот уже несколько десятилетий.

Тормоза на гоночные велосипеды устанавливаются клещевые ободные. Гидравлика обгоняет их по всем показателям, однако весит непозволительно много. В шоссейных соревнованиях она не применяется. Так как шоссейный байк является легким, клещевые тормоза отлично справляются со своей задачей.

Главной задачей разработчиков шоссейных моделей является уменьшение веса велосипеда. Стоит отметить, что международное сообщество устанавливает нижний порог веса велосипеда в 6,8 кг. И хотя существуют более легкие модели велосипедов, принять участие в велогонке на них невозможно. Профессиональные гоночные модели, допущенные для участия в Тур де Франс весят около семи килограмм. Причем вес самой рамы байка может не превышать 900 грамм. Средний вес моделей любительского уровня составляет около 9 килограмм.

На шоссейных моделях как правило отсутствует багажник, зато имеются крепления для бутылки и насоса.

Велосипед для шоссейного спорта умеет узкую специализацию. Подойдет он лишь для катания по ровному асфальту.

Экипировка

Шоссейные велоспорт не предполагает сложной экипировки

Шоссейные велоспорт не предполагает сложной экипировки. Обязательным здесь являются, разве что, лосины со вшитым памперсом, обеспечивающие комфортную многочасовую езду. Для участия в соревнованиях обязателен велошлем. Вопреки расхожему мнению, использование в шоссейных соревнованиях аэродинамических шлемов запрещено. Они применяются только в триатлоне.

Обувь для гонки должна быть совместимой с контактными педалями. Модели изготавливаются из легких материалов.

При поездках на дальние расстояния гонщики должны быть готовы к перемене погоде. Так как длительные маршруты вроде Тур де Франс проходят через горные участки, для преодоления горных перевалов велосипедистам требуется экипировка, защищаются от холода и ветра.

Призы

Традиционно наградами в шоссейном велоспорте служат майки различных цветов, в зависимости от категории и места победителя.

Многодневные заезды предполагают следующие номинации:

  • победитель генеральной классификации;
  • лучший спринтер;
  • самый быстрый покоритель горных вершин;
  • самый молодой спортсмен;
  • чемпион мира;
  • национальный чемпион.

Заключение

Шоссейный велоспорт является прекрасным видом тренировки. Для участия в данном виде спорта требуется обладать хорошей физической формой, иметь выносливость и целеустремленность. Обычным любителям катания на велосипеде подойдет непрофессиональная ниша данного вида спорта. Так, желающие испытать свои силы могут смело вступить в движение рандоннёров и начать покорять бреветы.

Михаил Ерофеев

Привет, являюсь профессиональным механиком велосипедов со стажем более 10 лет, произвожу ремонт и обслуживание профессиональных велосипедов! Выполняю ремонт практически любой сложности. За плечами огромный опыт работы в профессиональных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга. Также огромный опыт эксплуатации велосипедов в профессиональном спортивном прошлом. Произвожу обслуживание вилок, сборку колёс и подбор спиц, гидравлику, трансмиссию и т.д. На этом сайте делюсь опытом и веду блог в интересной для меня теме, сохраняйте в закладки сайт, пишите комментарий, будем общаться!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий