Даунхилл как вид велоспорта: снаряжение, что нужно для начала занятий

Даунхилл как вид велоспорта: снаряжение, что нужно для начала занятийСовременные велосипедные дисциплины настолько разнообразны, что в них легко запутаться. С появлением новых технологий и повышением качества байков, резко возросло количество стилей катания. Сегодняшняя статья посвящена даунхиллу. Давайте вместе разберемся, что это такое, и могут ли обычные байкеры достичь такого мастерства катания.

Даунхилл как вид велоспорта: снаряжение, что нужно для начала занятий

Особенности дисциплины

Даунихилл (Downhill) представляет собой скоростной спуск с горы. Дисциплина невероятно зрелищная и экстремальная. Популярность направления растет с каждым годом. От спортсменов требуется наличие крепких нервов и высокого уровня физической подготовки.

Соревнования в даунхилле проводятся в рамках специально оборудованных трасс, изобилующих естественными и искусственными препятствиями. Скорость при этом можно сравнить с автомобильной. Спортсмены достигают до 70 км/ч. Конечно же, байки для DН выбираются самые надежные. Не обойтись и без полной мото экипировки.

Заезды проводятся на время. Скорость реакции спортсменов должна быть молниеносная. Опытные байкеры преодолевают дистанции с большими усилиями. Эмоции переполняют как участников соревнований, так и зрителей.

История направления

Как спортивная дисциплина, даунхилл существует относительно недавно. Возник он в 70-х годах 20-го века в США, а именно, в штате Калифорния. К распространенным среди американских байкеров гонкам по шоссе тогда группа энтузиастов добавила заезды по горам на мотоциклах. Мотоспорт в условиях природы был вскоре запрещен по экологичным причинам, но это не остановило молодых энтузиастов. Экстремалы заменили мотоциклы велосипедами. Так возник даунхилл.

Байкеры того времени умудрялись покорять вершины высотой до 800 метров. Велосипеды того времени при этом имели всего одну передачу. Любителей острых ощущений не останавливало также то, что по пути вниз тормоза выходили из строя от слишком интенсивной нагрузки. Приходилось делать остановки, менять и смазывать подшипники (модели тогда были оборудованы втулочными тормозами, смазка в которых просто вскипала от сильного трения).

Основателями спортивной дисциплины являются Чарли Келли и Гари Фишер. Именно они в 1974 году приняли участие в соревнованиях Сан-Франциско на балунерах — модернизированных моделях велосипедов, оснащенных:

  • Рамой от Schwinn Excelsior;
  • Барабанными тормозами;
  • Мотоциклетными тормозными ручками на руле;
  • Переключателями скоростей.

Такой апгрейд повысил комфорт катания, но также утяжелил сам байк до 30 килограмм. В последствии другие любители даунхилла в стремлении к усовершенствованию конструкции стали прибегать к новым модификациям велосипедов.

В 1979 году Фишер и Келли основали компанию «Mountainbike», позднее переименованную в «GARY FISHER» и занялись выпуском облегченных моделей велосипедов. Первоначальное название, маунтинбайк, закрепилось за байками, предназначенными для катания по пересеченной местности.

В 80-е годы 20-го века популярность направления стремительно набирала обороты. Для соревнований по даунхиллу стали использоваться ригиды и хардтейлы, имеющие амортизационную вилку с небольшим ходом.

С 90-х годов началось массовое производство даунхилл байков. Стандартом стали модели, оснащенные:

  • Надежными дисковыми тормозами;
  • Двухкоронной амортизационной вилкой, качественным задним амортизатором;
  • Рамой продуманной геометрии.

К даунхиллу стали присоединяться спортсмены из смежных дисциплин, при этом привнося в направление новые элементы: прыжки и трюки.

Современный даунхилл продолжает свое развитие и совершенствование. Гонки проходят на самом высоком уровне, а спортсмены являются мировыми звездами.

На практике

Особенности трассы

Трассы для даунхилла становятся все труднее

Трассы для даунхилла становятся все труднее и зрелищнее. Классические маршруты для соревнования имеют следующие препятствия:

  • Резкие перепады высоты и трамплины;
  • Колеи и ямы;
  • Корни деревьев;
  • Валуны;
  • Грязевые участки и насыпи из песка;
  • Резкие повороты и контруклоны;
  • Искусственные неровности

Для трассы обязательны резкие перепады высоты, от 500-800 метров до 1,5-2 км. Спуск с горы проходит на большой скорости. Байкеры достигают рекордных скоростей. Над созданием маршрута трудится целая команда профессионалов. Ими учитываются:

  • Рельеф местности, особенности грунта. Принимается во внимание, что крутые места при сильных осадках или во время засухи становятся опасными и труднопроходимыми.
  • Места резких поворотов для подстраховки оборудуются мешками с песком, матами, защитной оградой.
  • В состав трассы входят крутые участки, помогающие набрать скорость, а также виражи, добавляющие скорость, и повороты, оборудованные для повышения зрелищности соревнования.

Трасса для даунхилла имеет:

  • Обязательную разметку лентой.
  • Продуманные виражи, дающие ускорение в нужном месте и снижающие скорость перед опасным участком.
  • Большое количество трамплинов и других конструкций для выполнения трюков.

Трасса Чемпионата России 2011 года отличалась следующими параметрами:

  • Часть склона, с грунтовым и каменным покрытием, составляла 2 километра.
  • Перепады высоты от начала до финиша составляли 240 метров.
  • Ширина трассы от 1 до 4 м.
  • Трасса проходила через лесные тропинки и открытые скалистые участки.

Велосипед для даунхилла

С учетом большого количества серьезных препятствий на трассе, к выбору велосипеда для даунхилла стоит подойти особенно внимательно. Байк для дисциплины должен быть максимально мощным и маневренным. Наиболее распространенным вариантом является двухподвес. Цена на профессиональный велосипед довольно высокая, однако, качественный байк стоит того.

Стандартная комплектация имеет следующие параметры:

  1. Облегченный вес. Модель весит от 13 до 18 килограмм. Имеет прочную раму или карбонового или алюминиевого сплава. Геометрия рамы нестандартная, изменены углы наклона вилки и подседельного штыря. Все это помогает велосипеду достигать высоких скоростей, преодолевать опасные препятствия и сохранять максимально устойчивое положение.
  2. Колеса крупные, от 26 дюймов. Резина широкая, бескамерная, с агрессивным рельефом, усиливающим сцепление с поверхностью дороги. Чемпионат мира 2017 года отличился тем, что в нем впервые были использованы 29-дюймовые колеса и модернизированная конструкция вилки. Уже на следующий год в широкую продажу поступили аналоги первой тестовой модели.
  3. Усиленные двойные обода, рассчитанные на прыжки и преодоление опасных препятствий.
  4. Супер надежные четырехпоршневые дисковые тормоза, способные очень быстро остановить велосипед даже в условиях наклонной дороги. Тормоза такого типа никогда не перегреваются и работают безотказно.
  5. Задняя и передняя подвески. При большой скорости амортизация проседает под спортсменом до 50%. Задняя подвеска имеет большой ход, до мм. Качественная амортизация сглаживает неровности дороги, помогает байкеру преодолевать опасные участки, бережет колеса от вмятин при прыжках и столкновениях. Чаще всего на моделях устанавливаются двухкоронные вилки повышенной прочности.
  6. Руль велосипеда имеет максимальную ширину и достигает на некоторых моделях 820 мм. Конструкция обладает коротким выносом до 40 мм. Особенности руля в даунхилле помогают байкеру лучше контролировать велосипед в условиях экстремального катания.
  7. Байки часто оснащены успокоителями цепи, защищающими элемент от слетания, контактными педалями. Все лишние аксессуары обычно снимаются. Исключение составляют крылья и фонарики, необходимые на некоторых трассах.

Особенности экипировки

наличие профессиональной защитной экипировки

Сложность трассы предполагает наличие профессиональной защитной экипировки. В комплект входят:

  • Защитные кроссовки на жесткой подошве, имеющие прочные щитки. Обувь должна надежно защищать от камней, веток, грязи и мусора с трассы.
  • Защитный костюм-панцирь или бодигард, имеющий плотные вставки на плечах, спине и животе, налокотники и наколенники. Защита является аналогом мотоциклетного костюма.
  • Перчатки, имеющие жесткие вставки. Должны обеспечивать полную защиту рук, а также усиливать сцепление с рулем байка.
  • Специальный шлем для даунхилла, защищающий лицо и голову. Предусмотрена также обязательная защита для шеи. Она должна быть удобной и совместимой со шлемом.
  • Защитная оптика. Очки или маски предотвращают попадание посторонних предметов в глаза байкера.

Экипировка должна соответствовать уровню трассы. Предпочтение отдается только брендовым моделям, подходящим по погодным условиям, а также соответствующим особенностям маршрута.

Что необходимо для начала занятий

Соревнования по даунхиллу проводятся по всему миру. Начать свой путь можно с участия в команде своего региона. Для тренировок следует:

  • Обладать хорошей физической подготовкой.
  • Иметь высокую выносливость.
  • Приобрести велосипед для даунхилла.
  • Позаботиться о наличии экипировки.

Следующим обязательным шагом будет изучение основных правил и приемов вождения в условиях горного спуска. Следует научиться:

  1. Правильно крутить педали. Лучше при этом освоить контактные модели.
  2. Перераспределять вес и помогать себе управлять байком при помощи смещения центра тяжести.
  3. Правильно расходовать энергию, не сбивать дыхание, рационально использовать силы на спуске, экономить время.
  4. Не терять самообладания в условиях высокой скорости и опасных ситуаций.

Новичкам в дисциплине следует учиться катанию на некрутых участках и только в сухую погоду. При этом ручки тормозов лучше вообще не выпускать из рук.

Постоянно тормозить, конечно же, не стоит. Следует знать описанные ниже особенности вождения:

  • Необходимо научиться плавному спуску, без рывков.
  • Спину и плечи не стоит напрягать, особенно на прохождении препятствий. Это поможет снизить нагрузку на позвоночник.
  • На повороте не нужно притормаживать. Наоборот, профессионалы советуют использовать вираж для набора скорости. Для разгона, что парадоксально, используется слабое торможение на повороте задним колесом. Здесь главное не переборщить. Лучше всегда держать наготове пару пальцев на рычаге тормоза.
  • Переключение скоростей на меньшую осуществляются медленно, при переходе на большую — быстро.

Освоение трасс идет от простого к сложному. Начинать следует на участках, не имеющих серьезных препятствий. Постепенно учитесь преодолевать все больше перепады высоты, добавляйте к маршруту сложные элементы.

Заключение

Даунхилл является популярным экстремальным видом велосипедного спорта. Гонки проходят на самом высоком уровне. Спортсмены любительского уровня организуют свои отдельные трассы и тренируются вместе. Клубы существуют во многих регионах России. Если вы не боитесь трудностей, обладаете хорошей физической подготовкой и любите активное катание по бездорожью, смело примыкайте к единомышленникам и вступайте в ряды любителей даунхилла.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий