Бреветы в России и мире: появление, виды дистанций, история

Бреветы в России и мире: появление, виды дистанций, историяВелосипедный спорт ежегодно пополняется новыми участниками. Сегодня практически в каждом городе можно встретить группу любителей катания на длительные дистанции. Участников таких заездов называют рандоннёрами, преодолевающими бреветы. В статье мы подробно рассмотрим, что такое бревет и чем он отличается от обычной велогонки.

Терминология. Бревет представляет собой заезд на длительную дистанцию. Минимальное расстояние, считающееся бреветом — 200 километров. При чем преодолеть расстояние необходимо в строго отведенное для этого время. Термин «бревет» пришел к нам из Франции, где «brevet» обозначает «диплом» или «удостоверение», то есть говорит о преодолении какого-то испытания. Например, этим словом во французских школах называют сами экзамены.

Все бреветы согласуются с головной организацией, наводящейся во Франции. Туда же отсылаются данные о результатах каждого участника. При этом лица, преодолевшие маршрут и уложившиеся во временные рамки могут заказать для себя медаль.

Бреветы в России и мире: появление, виды дистанций, история

Общие сведения

В России таких марафонцев чаще называют бреветчиками. Международным названием является «рандоннёр». Во французском языке слово обозначает любителя долгой прогулки.

Рандоннёры не соревнуются друг с другом. Здесь нет победителя, в отличие от велогонок. Каждый стремится одержать победу над своими страхами и слабостью. Побеждает каждый, кто поставил себе цель преодоления бревета и достиг ее.

История движения

Считается, что первым в истории бреветом был велосипедный заезд в конце 19-го века, состоявшийся в Италии. 12 июня 1897 года двенадцать итальянских велосипедистов преодолели расстояние в 230 километров, совершив пробег от Рима до Неаполя.

Оформление движения взяли на себя французские спортсмены. В 1904 году журналист Анри Дегранж основал группу любителей катания. Вскоре сформировалась и сама организация единомышленников, отвечающая за планирование расписания заездов: Audax Club Parisien или ACP. Клуб имеет довольно яркое название: «Парижский клуб отчаянных».

Популярность движения росла

Популярность движения росла. Первоначально в гонках участвовали как профессионалы, так и любители. Стоит отметить, что наблюдать непрофессионалов было, как минимум, интереснее. Участники использовали для забегов как самодельные байки, так и экзотические трехколесные велосипеды. Вскоре, однако, движение целиком превратилось в гонки любительского уровня.

Виды дистанций

Стандартным километражем бреветов являются: 200, 300, 400, 600, 1000 и 1200 км. При чем преодолеть расстояния необходимо последовательно, не пропустив промежуточный бревет. Также существуют ультрадистанции в виде 1400 и 2200 км. Они не так популярны, как малые бреветы, но занесены в устав организации.

По пути участнику необходимо пройти все КП. На длительных маршрутах можно также спать, но время сна при этом не вычитается из общей продолжительности гонки. Останавливаться байкерам разрешено неограниченное число раз. Главное, соблюдать правила: не принимать помощь от посторонних лиц, не пользоваться сопроводительными авто, брать все необходимое только в КП. При этом можно заранее оставить на КП мешок с одеждой, провизией и другими вещами.

Спортсмен, преодолевший первый бревет, гордо именуется рандоннёром. При проезде всех дистанций от 200 до 600 км. включительно, получает титул суперрандоннёра и имеет право получить отдельную медаль. О наградах поговорим чуть позже.

Существует также формат Flèche (Стрела). По правилам такой заезд может быть организован на любую дистанцию, проехать которую необходимо в течение суток. При этом место финиша у всех участников должно совпадать, это сделано для разделения прекрасного момента с единомышленниками.

Стоит отметить, что отличительными чертами бреветов являются прекрасная организация, отзывчивые волонтеры, приветливые участники. На КП гонщиков ждут палатки и спальники, горячая еда, напитки, ремонтные наборы, аптечка.

Лимиты по времени

Бреветы имеют официальные лимиты. Ниже указаны километраж бревета и время, отведенное на его преодоление. Для удобства в скобках дана и средняя скорость, необходимая для того, чтобы уложиться во временные рамки.

200 км. – 13,5 ч. (15 км./час)

300 км. – 20 ч. (15 км./час)

400 км .– 27 ч. (15 км./час)

600 км. – 40 ч. (15 км./час)

1000 км. – 75 ч. (13,3 км./час)

1200 км. – 90 ч. (13,3 км./час)

1400 км. – 116 ч. (12 км./час)

2200 км. – 220 ч. (10 км./час)

Правила бреветов

Порядок участия в заездах предельно прост. Участники могут передвигаться в любом удобным для них темпе, главное — уложиться по времени и пройти все контрольные точки. Каждый участник при этом имеет документ: карточку, в которую ставятся пометки о прохождении КП. Во Франции она именуется «brevet». На финише документ необходимо отдать организаторам.

Участники могут передвигаться в одиночку, а также ехать группами. Каждый рандоннёр самостоятельно выбирает формат участия.

В бреветах отсутствуют болельщики или зрители. Нельзя иметь и команду поддержки: за нарушение правила участник дисквалифицируется.

Участники бреветов самостоятельно отвечают за свою безопасность, им предписывается соблюдать правила дорожного движения. Организаторы не несут за участников ответственности.

Велосипед для бреветов может быть любым: запрещены лишь модели с двигателями и лежачие модели. В заездах участвуют как на шоссейниках, так и на фэтбайках, горных моделях и других велосипедах. Байк должен передвигаться путем педалирования и иметь ширину, не превышающую один метр.

Обязательным условием является наличие переднего и заднего освещения. Велосипедисты, не выполнившие данного требования, отстраняются от участия в бревете. Задний фонарь при этом должен быть не мигающим.

При желании принять участие в соревновании, каждому байкеру рекомендуется ознакомиться как с общими международными правилами, так и правилами самих региональных организаторов.

Участникам требуется заполнить официальную заявку, оплатить организационный взнос, иметь при себе страховой полис.

Популярные маршруты

Участники бреветов самостоятельно отвечают за свою безопасность

Большинство бреветов проходит на местных трассах, но есть и легендарные пробеги, собирающие участников со всего мира. Среди них:

Париж – Брест – Париж

Бревет «ПБП» проводится раз в четыре года и является особо важным достижением любого рандоннёра. Расстояние пробега составляет 1200 км. Первый заезд по маршруту состоялся в далеком 1891 году. Сорок лет маршрут был доступен лишь для профессиональных гонщиков, но с 1931 года в заезде могут принять участие все желающие. Единственным условием является лишь последовательное преодоление всех предыдущих бреветов.

К слову, с того же 1931 года марафонцев разделили на три группы. Рандоннёры теперь делились на профессионалов, любителей — одиночек (Allure Libre), и любителей, передвигающихся по маршруту в группе (Audax).

Профессионалы окончательно отошли от участия в бреветах в 1951 году.

Лондон – Эдинбург – Лондон

Бревет имеет протяжность 1400 км. и также проводится раз в четыре года.

Бостон – Монреаль – Бостон

Маршрут можно назвать американским эквивалентом ПБП. Он имеет протяженность в  1200 км. и проводится ежегодно, кроме годов, в которые проходит сам ПБП.

Дистанции 1400+ км.

Существуют и более длительные дистанции, например:

Бревет Гамбург – Берлин – Кёльн – Гамбург, проводящийся в Германии. Протяженность маршрута 1500 км.

«1001 Miglia», проводимый в Италии. Бревет составляет 1630 км.

«Дикий Атлантический путь». Маршрут протяженностью 2100 км. проходит по  Ирландии.

«Maraton Rowerowy Dookoła Polski». Самый длинный европейский бревет, проходящий в Польше 3130 км.

Награды и титулы

Рандоннёр. Первый титул, получаемый новичком, преодолевшим в срок маршрут 200 км. За этот и последующие бреветы любой успешный участник может получить от Audax Club Parisien медаль, присылаемую из Парижа, где находится штаб-квартира клуба.

Суперрандоннёр. Титул получают рандоннёры, преодолевшие в течение одного сезона последовательно маршруты от 200 до 600 км. включительно. Стоит отметить, что звание действительно только один год. В следующем сезоне при желании иметь титул, его необходимо повторно заслужить.

Рандоннёр 5000. Звание получают участники, проехавшие в течение 4 лет маршруты от 200 до 1000 км., а также преодолевшие культовый заезд Париж-Брест-Париж на 1200 км. и прошедшие «Стрелу», состоя в команде с двумя другими велосипедистами.

Рандоннёр 10 000. Предел мечтаний любого рандоннёра. Звание получает велосипедист, преодолевший за четыре года полностью две официальные серии бреветов от 200 до 1000 км., ПБП бревет, достигнувший финиша в любом официальном бревете на 1200 км., а также проехавший 600-километровый бревет в рамках 60-ти часов.

10 Х SR 600. Награду в номинации получают суперрандоннёры, на различных маршрутах преодолевшие 10 заездов «Супер Рандонне 600». Время прохождения этих маршрутов не ограничено.

Международный Суперрандоннёр. Титул получают велосипедисты, финишировавшие на маршрутах от 200 до 600 км., проходивших в разных странах.

Вызов Лепертеля. Титул дается в знак памяти бывшего президента клуба Роберта Лепертеля. Для получения награды необходимо преодолеть серию 1200-километровых бреветов в как минимум двух странах.

Движение в России

На сегодняшний день существует около 20 официальных рандоннёрских клубов России. Все бреветы согласуются с ОРВМ «Российские рандоннёры». Движение основал в 1994 году Валерий Анатольевич Комочков. Старт был настолько успешным, что спустя всего лишь год после первого отечественного бревета первые российские рандоннёры уже приняли участие в легендарном марафоне  «Париж – Брест – Париж».

Отечественные маршруты

Участники отмечают живописность региональных маршрутов. Так, Архангельский клуб предлагает рандоннёрам путешествия по романтичному и суровому крайнему северу. Бреветы у больших городов хотя и более популярны, но не так комфортны: сказываются сильный трафик и загрязненность воздуха.

Существует и несколько супербреветов, объединяющих многочисленных участников со всех уголков России. Среди них:

Вологда – Онега – Ладога. Карельский маршрут, протяженностью 1200 км.

«Чуйский тракт». Алтайский бревет длинной в 1200 км.

«Волго-Дон». Маршрут, проходящий по Волгоградской и Ростовской областям. Дистанция в 1200 км.

Необходимая подготовка

Новички могут принять участие в бревете без какой-либо особой подготовки. Главное — грамотно управлять велосипедом, соблюдать правила дорожного движения, иметь хороший уровень физической подготовки.

Чтобы прийти к финишу вовремя, бывалые рандоннёры советуют сначала потренироваться. Так, если вы проезжаете за сезон около 2000 км., можно подумать и о бревете. Если же данный сезон для вас — первый, тщательно взвесьте все «за» и «против», адекватно оценив свой уровень тренированности.

Стоит начать с организованных покатушек на природе. Если вы проезжали ранее дистанции, сопоставимые в длинной бревета, смело вступайте в ряды рандоннёров.

Советы по участию в бревете

Главное при катании на длительной дистанции — это умеренность. Не стремитесь набрать высокую скорость. Пульс должен быть ровным, а дыхание не сбивчивым. Спортсмены советуют поддерживать темп катания, позволяющий вам свободно разговаривать без одышки.

Для снятия нагрузки с суставов стоит поддерживать довольно высокий каденс (частоту вращения педалей). Оптимальным будет ритм в 90 оборотов в минуту. Приоритетом для рандоннёра должно быть хорошее самочувствие.

Следует хорошенько запастись провизией и напитками. Очень важно есть до наступления голода. Необходимо соблюдать и питьевой режим. Каждые 15-20 минут советуется делать несколько глотков воды. Есть можно прямо на ходу, например, прекрасным вариантом для марафонца служат спортивные протеиновые батончики.

Важно также подумать об экипировке, она должна полностью соответствовать погодным условиям. Не стоит действовать в ущерб себе. При любом плохом самочувствии лучше сделать привал.

Рекомендуется приобрести и заранее освоить контактные педали. Их наличие существенно повысит КПД педалирования.

Не лишним будет и спортивный руль в виде баранки, позволяющий менять положение хвата в дороге. Можно также приобрести удобные подлокотники, снимающие нагрузку с рук.

Для путешествия по асфальтовой дороге рекомендованы модели велосипедов, оснащенные жесткой вилкой. Амортизатор будет лишь «раскачивать» байк в дороге, излишне нагружая спортсмена.

Перед заездом рекомендовано изучить карту маршрута, заранее занести данные в GPS-навигатор.

Накануне заезда необходимо хорошо выспаться. Перед стартом в обязательном порядке важно проверить исправность деталей велосипеда. Необходимо подкачать шины до оптимального давления.

Не забудьте взять с собой аптечку: обычную и велосипедную.

Заключение

Становясь рандоннёром, вы выходите на новый виток развития себя, как велосипедиста. Участие в бреветах поможет вам испытать себя, приведет к новым интересным знакомствам, повысит уровень тренированности, подарит массу незабываемых впечатлений.

Михаил Ерофеев

Привет, являюсь профессиональным механиком велосипедов со стажем более 10 лет, произвожу ремонт и обслуживание профессиональных велосипедов! Выполняю ремонт практически любой сложности. За плечами огромный опыт работы в профессиональных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга. Также огромный опыт эксплуатации велосипедов в профессиональном спортивном прошлом. Произвожу обслуживание вилок, сборку колёс и подбор спиц, гидравлику, трансмиссию и т.д. На этом сайте делюсь опытом и веду блог в интересной для меня теме, сохраняйте в закладки сайт, пишите комментарий, будем общаться!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий