Защищаем велосипед от угона: советы по безопасности

Защищаем велосипед от угона: советы по безопасностиК сожалению, кражи велосипедов случаются довольно часто. Несмотря на то, что закон предусматривает для вора наказание вплоть до уголовной ответственности, раскрываемость преступлений довольно низкая и на практике почти все злоумышленники, если все же попадаются, отделываются штрафом или условным сроком. Все это делает байк привлекательным объектом для кражи. В сегодняшней статье мы поговорим о том, как защитить велосипед от угона.

Статистика. Если кража автомобиля — довольно серьезное преступление с высокой раскрываемостью, похищение велосипеда не представляет для злоумышленников особой трудности.

Найти угнанный велосипед довольно сложно. Транспортное средство такого типа не полежит обязательной регистрации и не имеет номера в общем реестре. Отличить байк можно только по номеру рамы, однако 99% владельцев велосипедов никогда не задумывались о том, что неплохо бы записать такой номер. Краденые велосипеды продаются с рук через доски объявлений, сдаются на барахолки, реализуются через черный рынок.

Защищаем велосипед от угона: советы по безопасности

Общие сведения

С развитием велосипедных сообществ принимаются меры для предотвращения такого сбыта. Своими силами создаются базы данных угнанных велосипедов, составляются черные списки продавцов краденого товара. Объединяются байкеры и для поиска пропавших моделей.

Безопасность велосипеда целиком и полностью зависит от владельца. По статистике почти все преступления связаны с халатностью велосипедистов. Кто-то оставил байк не пристегнутым, отлучась «на секунду», кто-то дал прокатиться прохожему якобы для тестовой поездки, кто-то и вовсе оставил велосипед на ночь в подъезде.

Чтобы снизить вероятность кражи, необходимо не только проявлять общую бдительность, но и знать правильные способы пристегивания велосипеда. Стоит разбираться и в том, какое парковочное место является более безопасным, а каким местам доверять не стоит. При активной эксплуатации велосипеда рекомендуется также рассмотреть вопрос о приобретении сигнализации и качественного велозамка. Давайте рассмотрим эти пункты по порядку.

Популярные места краж

Активно крадут велосипеды в крупных городах. При наличии большого количества народа заметить и запомнить злоумышленника довольно затруднительно. В маленьких населенных пунктах люди склонны обращать больше внимания друг на друга. Там преступнику практически невозможно оставаться незамеченным.

Пристегивать велосипед опасно как в безлюдных местах (там не найдется свидетелей, к тому же совершить кражу в таких условиях легче), так и в толпе. В суматохе люди меньше обращают внимания друг на друга, спешат, не смотрят по сторонам.

Каждый мегаполис имеет множество мест массовой кражи байков. Конечно, знать их все невозможно. Однако не лишним будет время от времени просматривать байкерские форумы города, чтобы составить в уме список самых  неблагополучных районов.

Развитие велосипедной инфраструктуры привело к тому, что велопарковки массово появляются около всех крупных торговых центров. Велосипедистам такие места кажутся благоприятными. Стоит, однако, присмотреться. Не лишним будет наличие камер наблюдения или охраны. Само наличие парковки не означает, что место безопасно.

!Важно:

Мнение о том, что чаще всего крадут дорогие модели, является ошибочным. Дешевый байк легче угнать и сбыть. Искать его будут не так активно, как дорогую модель. Кроме того, недорогие байки чаще всего не являются уникальными и имеют аналоги, среди которых «теряются».

Риск угона велосипеда особенно высок в следующих местах:

  1. Около станций метро.
  2. На многолюдных тротуарах и набережных.
  3. В пустых переулках и дворах.
  4. В местах с плохим обзором (в закутках, между домами и т.д.)

По статистике, самым опасным временем суток является вечер. Однако это не означает, что в другое время можно терять бдительность. Мерами безопасности не стоит пренебрегать ни в коем случае.

Если говорить о приметах угонщиков, как правило, такие люди не имеют особых ярких черт внешности. Одежда обычная, лицо может быть скрыто под козырьком или капюшоном, может быть использован шарф или маска. Случайным прохожим довольно трудно заподозрить неладное по одному только внешнему виду вора.

Инструмент для перекутывания цепи замка может быть спрятан в рукав или под одежду.

Если вы стали свидетелем кражи

Стоит отметить и общую низкую социальную ответственность

Стоит отметить и общую низкую социальную ответственность. В сети можно найти множество роликов, в которых случайные прохожие становятся свидетелями настоящей или разыгранной кражи, и не предпринимают никаких действий.

Если вы стали свидетелем кражи, стоит снять злоумышленника на телефон, попросить других прохожих стать свидетелями вместе с вами и вызвать полицию. Если вор скрылся, запомните, в каком направлении. Если вы выдели факт кражи, стоит в обязательном порядке подождать возвращения владельца велосипеда.

В случае, если вы спешите или уже прождали несколько часов, а велосипедиста все нет, оставьте ему записку с вашими контактными данными и объяснением ситуации. Будьте готовы выступить в качестве свидетеля в полиции. Помните о том, что отказ от свидетельских показаний наказуем по закону.

Как защитить велосипед

Замок для велосипеда является самым распространенным средством защиты от кражи. Стоит, однако, отметить, что большой процент владельцев велосипедов пользуются замком неправильно. Часто они пристегивают само колесо. При этом любой злоумышленник при отсутствии кусачек для замка может просто снять колесо и унести байк.

Пристегивать за раму — лучший вариант. Однако и он не обезопасит байк от кражи колес, седла и руля. Стоит фиксировать замком хотя бы два элемента, например, раму и колесо.

Для пристегивания выбирайте надежную железную ограду или толстые деревья. Идеальным вариантом будет бетонный фонарный столб.

Виды замков для велосипеда:

  • Тросовый противоугонный замок (с ключом или кодовым замком).
  • Цепной замок.
  • Пластинчатый замок.
  • Замок U-lock. Бывает двух вариантов: электронный, открываемый при помощи приложения на телефоне и стандартный механический, то есть ключевой.

Тросовые замки являются самыми распространенными, однако именно они менее надежны. Их легко перекусить обычными кусачками. Замки типа U-lock используются на мотоциклах. Снять такое устройство довольно трудно. К тому же, это практически невозможно сделать незаметно. Минусом такого замка являются его большой вес и крупные габариты.

Советы по безопасности

Чтобы предотвратить кражу велосипеда, следует:

  • Не оставлять велосипед надолго без присмотра. Если вы не можете выполнить это требование, каждые час-полтора следует подходить к байку и проверять его сохранность. Может случиться так, что вы попадетесь на глаза злоумышленнику и тем самым отпугнете его.
  • Использовать качественные противоугонные средства. На защите не следует экономить. Тросовые замки привлекательны по цене, но не дают необходимого уровня безопасности.
  • При длительной парковке можно снять цепь велосипеда. Дело, конечно, не простое, однако дает дополнительную защиту от угона.
  • Не следует хранить велосипед в подъезде. Такое место является чрезвычайно привлекательным для воров, особенно в ночное время, когда свидетелей практически не встретишь.
  • Никогда не следует оставлять на велосипеде аксессуары. Всегда рекомендуется снимать насос, компьютер, фонарики и даже флягу.
  • Постарайтесь сделать ваш велосипед уникальным. Яркие наклейки, или, что еще лучше, стильная аэрография, сделают байк менее привлекательным для злоумышленников. Вы также можете написать свое имя или поставить другой знак в незаметном месте при помощи перманентного маркера.

Если наклейку можно снять, аэрографию на раме закрасить, то уж пометку на подседельном штыре внутри трубы рамы или на обратной стороне крыла мало кто додумается искать. К слову, при покупке велосипедов с рук, именно по вышеописанным причинам следует проверять целостность лакокрасочного покрытия рамы.

  • Выбирайте место для парковки тщательно. Лучше пройти лишнее расстояние пешком, чем оставить байк в опасном месте.
  • Воры, как правило, не орудуют в местах, близких к полицейским участкам или постам ГАИ. Стопроцентно на это рассчитывать не стоит, однако, информацию стоит запомнить.
  • При активном катании на дорогом велосипеде есть смысл застраховать его. Чуть позже рассмотрим этот пункт подробнее.
  • Стоит приобрести велосипедную сигнализацию. Работает она по тому же принципу, что и автомобильная.
  • Никогда не оставляйте велосипед непристегнутым. Даже на несколько секунд!
  • Пристегивайте байк за две детали.
  • Устанавливайте самую низкую передачу велосипеда. С ходу не каждый вор разберется в трансмиссии велосипеда, поэтому вы можете выиграть время. Данное средство является дополнительным, не рассчитывайте целиком и полностью на данный способ.
  • Не давайте прокатиться на велосипеде незнакомым людям.

Если велосипед угнали

Давайте кратко поговорим о том, что же делать, если избежать неприятной ситуации не удалось. Рекомендуется сохранять самообладание и выполнить следующие шаги:

  1. Найти свидетелей и оповестить о краже всех, кто мог случайно наблюдать ее.
  2. Обратиться в ближайшие магазины и организации с просьбой просмотреть записи камер наблюдения. С частниками можно договориться, а муниципальные камеры, к сожалению, требуют официального запроса, рассматриваться который может довольно долго.
  3. Подать заявление в полицию. Написать его можно дома, в спокойной обстановке. Укажите марку велосипеда, цвет, номер на раме, время и место преступления, свои контактные данные. Не стоит рассчитывать на высокую раскрываемость, но факт кражи следует зафиксировать.

Именно заявление поможет вам вернуть велосипед, в том числе, при самостоятельном обнаружении велосипеда, например, у скупщика. По закону вам не могут отказать в приеме заявления. Конечно же, на фоне других преступлений кража байка выглядит незначительной и может вызвать к вам пренебрежительное отношение со стороны работников полиции. Не стоит обращать на это внимание. Просто сделайте свое дело: подайте заявление и получите на него номер регистрации.

  1. Внести номер на раме в реестр краденых байков. Это делается через интернет.
  2. Написать объявления в местные велофорумы. Расклеить бумажные объявления в месте кражи.
  3. Стоит приготовиться к тому, что, оставляя свои контактные данные, вы рискуете получать звонки от злоумышленников, предлагающих якобы вернуть ваш велосипед, за деньги. Не стоит верить мошенникам.

Велосипедный вор без проблем продаст байк на барахолке, в то время, как предприимчивые телефонные злоумышленники будут кормить вас сказками и возвращении велосипеда. Никогда не соглашайтесь на такие предложения.

  1. Отдельным пунктом следует выделить то, что если вы обнаружили велосипед на улице или на рынке, не следует пытаться самостоятельно забрать его. Вернуть байк владельцу может только полиция. Ваше дело — вызвать наряд и зафиксировать происходящее, например, на видео. Обязательно сверьте номер на раме. Помните, что перед вами может оказаться ничего не подозревающий новый владелец байка, купивший его с рук. Спокойно объясните ситуацию, покажите копию заявления в полицию, где указан номер рамы модели.

Велосигнализация

Сигнализация, встроенная в замок-блокиратор.

Данный способ защиты велосипедов не имеет широкого распространения. Однако, покупку сигнализации стоит рассмотреть при активном использовании байка, например, при регулярных поездках на работу или учебу.

Типы сигнализаций для велосипеда:

  1. Самостоятельная. Такое устройство устанавливается отдельно от велосипедного замка и срабатывает при движении байка. Деактивировать сигнализацию можно при помощи четырехзначного кода.
  2. Сигнализация, встроенная в замок-блокиратор.
  3. Устройство с обратной связью.

Наиболее современным и функциональным считается вариант с обратной связью. Они отличаются от аналогов тем, что не только подает звуковой сигнал, но и сообщает владельцу велосипеда по мобильному телефону о попытке снять замок или увести велосипед. Отследить положение байка при этом можно при помощи спутниковой связи.

Как правило, до последнего пункта все же не доходит. Мало кто решится увозить велосипед, на котором на всю улицу сигналит защитное устройство. Стоит, однако, отметить, что при наличии подходящих инструментов сигнализация вскоре может быть выведена из строя, а устройство выброшено. Поэтому в случае угона реагировать нужно немедленно.

Плюсы и минусы сигнализаций

Среди преимуществ можно выделить:

  • Громкий отпугивающий сигнал, обращающий внимание на злоумышленника прохожих и других свидетелей.
  • Снижение привлекательности велосипеда для кражи. Визуально заметив дополнительное устройство с большой долей вероятности вор просто выберет другой байк для кражи.

Недостатками устройств являются:

  • Довольно легкое снятие при наличии инструментов.
  • Ложные срабатывания при близком проезде машины или движении человека.

Велосипедные сигнализации особенно актуальны в людных местах, где на вора вряд ли обратят внимание. Звуковой сигнал привлечет внимание как минимум нескольких прохожих из толпы. Не слишком дерзкого вора такой факт отпугнет практически наверняка.

Противоугонная база

В больших города становятся популярными велосипедные базы. В них числятся все зарегистрированные владельцами велосипеды и вбиваются номера угнанных моделей. Последние отмечены в списке особым флажком-маркером.

Регистрация не является обязательной и выполняется по желанию владельца транспортного средства.

При внесении на сайт информации об угнанном байке, необходимо указать:

  • Номер рамы велосипеда.
  • Место происшествия.
  • Описание, фото, приметы модели.

Существуют также международные базы данных, например, http://mybikenumber.com. Через нее можно получить код-идентификатор, позволяющий найти байк в базе при помощи мобильного сканера.

В базе регистрируются новые велосипеды, купленные и украденные модели.  Сайты такого типа являются хорошей подстраховкой, особенно если речь идет о дорогой модели байка.

Оформление страховки

Застраховать велосипед как транспортное средство невозможно из-за отсутствия единого реестра с номерами. Можно оформить страховку на байк, как на недвижимое имущество. В данном случае, однако, мы сталкиваемся со следующим противоречием. По закону кататься на застрахованном велосипеде мы не имеем права.

Типы страховок:

  • Имущественное страхование. В данном варианте под страховку попадает сам велосипед, и в случае его повреждения или угона мы имеем право на денежную компенсацию.
  • Страховка от несчастных случаев.
  • Страхование гражданской ответственности. Предусматривает денежную компенсацию пострадавшему от велосипедиста лицу.

Услуги по страхованию получить достаточно легко. В крупных городах выбор страховых компаний достаточно большой. Процедура оформления простая. Препятствием к заключению договора может быть невыгодность страхования такого типа для компании. Взносы соотносятся со стоимостью велосипеда, поэтому суммы, как правило, невысокие. В условиях большого количества клиентов агент гораздо охотнее согласится на сделки по страховке крупных объектов.

Страхование оправдано только для дорогих моделей велосипедов.

Заключение

Сохранность велосипеда полностью зависит от его владельца. По статистике практически все кражи байка сопряжены с халатностью самих байкеров. Соблюдайте советы, описанные в нашей статье. Никогда не экономьте на безопасности. Покупайте защитные средства проверенных фирм. Пристегивайте велосипед правильно, тщательно выбирайте места парковки. И помните: для постоянного хранения велосипеда не существует более надежного места, чем собственный дом или квартира. Поверьте, компактное и удобное хранение возможно. Однако, это — тема отдельной статьи.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий