История создания велосипеда: от деревянной модели до современного байка

История создания велосипеда: от деревянной модели до современного байкаИстория создания велосипеда обросла множеством мифов. Присвоить себе столь важное мировое открытие стремились многие страны. В разное время выдвигались интересные гипотезы о том, кто и когда изобрел велосипед. Несмотря на множество существующих версий, доказательную базу имеет только одна из них. Давайте поговорим о ней подробнее.

Мифы и домыслы. Если вы интересуетесь темой создания первого велосипеда, наверняка вам встретятся версии о купце Артамонове или даже о Леонардо да Винчи. Существует также миф о находке изображения велосипеда при раскопках Помпеи.

Чертеж первого велосипеда авторства Леонардо да Винчи, большинство ученых признает современной фальсификацией. Специалисты по научным архивам сходятся в том, что рисунок был создан гораздо позднее, чем жил великий ученый.

История создания велосипеда: от деревянной модели до современного байка

Отечественная версия про создание велосипеда

крепостным крестьянином Артамоновым также не подтверждается. По легенде кузнец изобрел модель, имеющую руль и педали и приехал на своем творении с Урала в Москву в далеком 1801 году для представления своего детища царю, за что получил вольную. Историки не нашли тому никакого подтверждения. Были изучены все царские архивы, версия тщательно проверялась путем просмотра записей о крепостных изобретателях. К сожалению, фамилии Артамонова в списках не нашлось, как не было обнаружено среди изобретений ничего, напоминающего велосипед. Увы, первый байк был создан не в России.

Факты

Давайте же наконец перейдем к фактам. Официальная версия, имеющая под собой все доказательства, говорит о том, что история велосипеда началась в 1817 году. Именно тогда немецкий профессор и изобретатель Карл фон Дрез разработал двухколесный самокат, имеющий название «машина для бега». Агрегат был деревянным. В конструкции отсутствовали педали. Первый велосипед напоминал современный детский деревянный беговел, только предназначался он для взрослых спортсменов.

Через год после создания велосипеда Карл фон Дрез запатентовал свое изобретение. Стоит отметить, что широкого распространения велосипеды не получили. Конструкция была тяжелой и неудобной для долгих поездок.

Эволюция велосипеда

3-х колесный велосипед

Позднее, около 1839 года шотландский кузнец по имени Киркпатрик Макмиллан  решил усовершенствовать конструкцию первого велосипеда. Именно он добавил к нему педали. Конечно же, цепного механизма тогда не существовало. Педали не крутились по кругу, а представляли собой поршни и качались из стороны в сторону. Управлять велосипедом можно было при помощи руля. Доработанную конструкцию Макмиллана можно назвать первым настоящим прототипом современного велосипеда. К сожалению, изобретатель так и остался незамеченным в истории мировых открытий.

Поразительно, что в то же самое время подобная идея во Франции посетила Пьера Лалмана — юного мастера по изготовлению детских колясок. Он, конечно же, не мог знать о разработках Макмиллана, однако по сути повторил его технические находки. Только педали он сделал не в виде поршней, а современными, круговыми. Крепились к оси переднего колеса.

В 1863 Лалман решает переехать в Париж и всерьез заняться конструированием нового типа транспорта. Там же он встречается с промышленниками — братьями Оливье. Уже в 1864 году совместно с ними и каретным инженером Пьером Мишо, он организует первое серийное производство велосипедов. Стоит отметить, что идея замены деревянной рамы металлическим аналогом принадлежит именно Мишо. Два года спустя Лалман посещает Америку, где запатентовает свое изобретение.

Велосипед Лалмана вошел в историю как первый массовый байк. Именно с него началась популярность велоспорта. Конечно же, до удобной и пригодной для длительных заездов модели было еще очень далеко. Для этого, как минимум, потребовались бы современные шины. Об их изобретателе мы поговорим чуть ниже, а пока рассмотрим идею создания колеса со спицами.

Она пришла в голову изобретателю по фамилии Каупер. Именно он в 1967 году решил заменить деревянные трубочки на металлические, тем самым значительно усовершенствовав велосипед и приблизив его к современному виду.

Цепной передачи не существовало на велосипеде полвека с момента создания первой модели. Лишь в 1878 году английский изобретатель по фамилии Лоусон разработал успешный вариант трансмиссии.

В 1884 году появился велосипед, наиболее напоминающий современный. После него байки претерпевали лишь незначительные изменения. Конструкция называлась Rover — “Скиталец”. Разработка принадлежит английскому изобретателю Джону Кемпу Старли. Примечательно, что роверы выпускались вплоть до 2005 года. Модель обладала всеми современными атрибутами, кроме надувных шин: велосипед имел цепную передачу к заднему колесу, одинаковые по диаметру колеса, удобное сиденье.

Единственной недоработкой были по-прежнему жесткие колеса. В 1888 году наконец-то решился и этот вопрос. Прототип современных пневматических шин был изобретен Джоном Бойдом Данлопом из Шотландии. Именно он разработал надувные каучуковые шины. Они были гораздо более функциональными, чем их предшественники, запатентованные в далеком 1845 году.

Идея пришла в голову Джону во время его наблюдения за катанием на детском велосипеде его сына. Мальчик с трудом преодолевал неровную дорогу на жестком и неудобном байке того времени. В стремлении сделать велосипед более удобным, Джон просто отрезал кусок шланга для полива сада, после чего тщательно загерметизировал швы и наполнил шину воздухом. К слову, первые шины такого типа просто наклеивались на колеса велосипеда. Позднее конструкция была усовершенствовала. С тех пор шины стали продаваться и устанавливаться отдельно на все модели, рассчитанные на резиновые покрышки.

Так велосипед приобрел современный вид. Последнее десятилетние 19-го века можно назвать золотым веком велосипедов. Двухколесный транспорт приобрел огромную популярность. Появились профессиональные и любительские велогонки, велосипед освоили самые прогрессивные леди того времени.

велосипед из дерева

Конечно же, внешний вид довольно обманчив. Байку нужно было еще долго расти до современного функционала. Материалы для велосипедов конца 19-го века были непрочными и тяжелыми. Нержавеющую сталь к тому времени еще не научились плавить, поэтому байки легко ржавели. Техническое обслуживание велосипеда было довольно-таки трудоемким процессом. Заботливым хозяевам приходилось чистить, промывать бензином или керосином и просушивать байк после каждой поездки.

В то же самое время появились первые модификации велосипедов. Стали появляться складные байки, алюминиевые модели, велосипеды-тандемы, лигерад — прототип современного байка, предусматривающего полулежачее положение спортсмена.

20-й век

За последние сто с лишним лет велосипедной истории двухколесный транспорт пережил множество пиков и падений. Так, с 1905 года популярность двухколесного транспорта резко стала падать. Виной тому стал запуск массового производства автомобилей.

А к 1940 году в США велосипед вообще воспринимался многими лишь как игрушка для детей и подростков. С 1960-х годов байки снова стали входить в моду. Экологическая революция, осознание проблем с загрязнением природы и массовое устремление к осознанному образу жизни вернули велосипеду былую популярность.

Современность

Начало 21-го века ознаменовалось активным развитием велосипедной инфраструктуры: строительством велосипедных дорожек и велопарковок. Современные технологии позволили сделать велосипед доступным массовым транспортом. Экологичность, неприхотливость и многофункциональность делают байк незаменимым в современной жизни. Каким будет велосипед будущего? Этого никто не знает наверняка. Остается надеяться, что байк останется верным другом миллионов любителей активного образа жизни по всему миру.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий