Деревянный велосипед: история создания и развития

Привычная нам рама была сделана из дереваВелосипед сегодня — часть современной жизни человека. Он является и спортом, и хобби, и транспортом. Первая модель велосипеда была изобретена около 200 лет назад и значительно отличалась по конструкции.

Привычная нам рама была сделана из дерева. Более того, деревянными были даже колеса и руль. Кто же изобрел первый велосипед? Какова его история создания? Давайте вместе изучим эволюцию велосипедных моделей.

Деревянный велосипед: история создания и развития

Версии, мифы, легенды

Версия с Леонардо да Винчи

Рисунок первого в мире велосипеда находится в Миланском университете. Чертеж принадлежит всемирно известному ученому и изобретателю Леонардо да Винчи. В подлинности рисунка первоначально никто не сомневался, однако позднее версия авторства да Винчи была поставлена под сомнение. По второй версии рисунок нарисовал ученый Калифорнийского университета Карло Педретти. Эту идею выдвинул Ганс Лессинг, многие годы изучавший жизнь Леонардо да Винчи.

Миф про графа Сиврака

Некоторые исследователи приписывают изобретение первой деревянной модели велосипеда графу Сивраку. Созданный им механизм получил название селерифера. Он представлял собой два колеса, соединенных посередине деревянным брусом. Переднее колесо при этом по размерам превосходило заднее и, в отличие от современных моделей, не поворачивалось. Не трудно предположить, что такое изобретение двигалось только по прямой, а также приводилось в движение ногами. Селерифер в таком случае можно назвать праотцом современного беговела.

По легенде свое изобретение граф Де Сиврак демонстрировал в 1791 году. Витражи церкви Св. Егидия имеют изображение самоката, на котором едет человек. Многие считают, что на рисунке изображен именно самокат Сиврака. Однако и у этой версии есть противники. Некоторые ученые считают, что история выдумана в 1891 году журналистом из Франции Луи Бодри, и на самом деле никакого графа Сиврака не было. Или он был, но не изобретал велосипеда. Говорят, что прообразом героя истории является Джин Сивак — импортер четырехколесных экипажей.

Легенда о крестьянине Артамонове

Конечно же, создание велосипеда — важное событие в мире техники. И каждое государство хотело бы иметь возможность называться родиной велосипеда. Помимо итальянской и французской версий существует множество претендентов на это звание. Китай, Англия и даже Россия выдвигали свои версии на этот счет.

Рассмотрим отечественную версию о первенстве в изобретении велосипеда. В ней утверждается, что первый деревянный велосипед был создан крепостным крестьянином из Тагильского уезда, Афимом Артамоновым, который преодолел 2000 километров до Москвы по заданию своего хозяина, Акинфия Демидова. Таким образом он, якобы представил свое изобретение перед императором Александром I на его коронации.

Легенда гласит, что велосипед произвел на собравшихся столь сильное впечатление, что крепостному и всему его семейству сразу же была дарована свобода. Версия была выдвинута в книге В.Д. Белова 1898 года. При этом каких-либо документов, подтверждающих ее, найти не удалось.

Были просмотрены все императорские архивы, изучен список о милостях императора, а также подборки материалов о крепостных изобретателях того времени. В истории Урала упоминается лишь крепостной Кузнецов-Жепинский, действительно получивший свободу от Александра I за свое изобретение, но это был совсем не велосипед.

Первые факты

Итак, когда же был произведен первый деревянный велосипед? До сих пор мы изучали лишь легенды, однако давайте наконец-то перейдем к фактам.

Первая модель велосипеда была изобретена немецким изобретателем Карлом Дрезом. Год изобретения – 1817. Он родился в Германии 29 апреля 1785 года. Родиной его является город Карлсруэ.

Изобретатель успешно закончил Гейдельбергский университет. Позже, в 1811 году он стал лесничим. Однако по прошествии некоторого времени в нем все же пробудилась жилка изобретателя и ученого. Первым его детищем была автоматизированная машинка, рисующая нотный стан. Следует отметить, что конструкция был настолько удачной, что приобрела большую популярность. Чертить линии для нот — занятие довольно нудное, поэтому аристократы того времени с радостью приобретали машинку.

Итак, в 1817 году Карл Дрез изобрел первый в истории человечества велосипед. Запатентована конструкция была на следующий год, в 1818 году. Деревянная модель изобретателя представляла собой два колеса, не имеющих покрышек. Шины к тому времени еще не были изобретены, они появились гораздо позднее.  Колеса соединялись между собой посредством рамы. Велосипед имел руль, помогающий управлять конструкцией.

Первый старинный велосипед был без педалей: движение осуществлялось посредством отталкивания ногами от земли. Можно смело утверждать, что первый в истории велосипед представлял собой аналог современного беговела. Более того, многие модели беговелов делаются именно из дерева. Конечно же, за исключением колес: они сегодня ставятся современные, с качественной резиной.

Модель первого велосипеда имела называние машины для бега. В первом забеге барон Карл Дрез преодолел расстояние от Маннхайма до Шветцингена. Он проехал 13 километров меньше чем за час. Произошло это знаменательное событие 12 июня 1817 года.

Ученые отмечают, что изобретение велосипеда могло быть ответом на сложившуюся в тот год ситуацию из-за дефицита в поголовье лошадей. Предыдущий, 1816 год был аномально холодным. Из-за извержения вулкана Тамбора в Индонезии почти все северное полушарие было подвержено аномально холодной погоде. Из-за этого возник неурожай, а затем и голод. Чтобы как-то заменить лошадей для обычных поездок требовалось новое изобретение. Стоит отметить, что 1816 год до сих пор остается самым холодным за всю историю наблюдений за погодой.

Запрет первого велосипеда

Итак, время шло, и новое изобретение завоевывало популярность среди населения. Конструкция велосипеда была настолько проста, что ее мог изготовить любой желающий. Наличием патента часто пренебрегали, умельцы самостоятельно изготавливали самокаты. Однако со временем тяжелые времена закончились, поголовье лошадей снова восстановилось, и необходимость в ездовом велосипеде отпала.

Стоит отметить, что модели того времени были достаточно тяжелыми. Весили они коло 23 килограмм. Дороги тогда совершенно не подходили под передвижение на самокате. Они были разбиты лошадьми и повозками. Поэтому первые велосипедисты выезжали на тротуар, тем самым создавая опасные ситуации для пешеходов.

Управляемость перовых моделей была низкая, владельцы такого средства передвижения нередко сбивали или как минимум пугали пешеходов. Последним приходилось выбегать на дорогу в попытке увернуться от велосипедиста. На дороге, конечно же, их ждали новые опасности: повозки с лошадьми. Поэтому правительство резонно приняло решение о запрете передвижения на велосипедах, который продолжатся в некоторых странах несколько десятилетий.

Знаменитые изобретатели

Судьба изобретателя барона фон Дреза

Ученый не остановился на деревянном двухколесном велосипеде для бега и создал четырехколесную модель, приводимую в движение посредством мускульной силы. Он представил свое детище на Веском конгрессе, однако изобретение не пришлось по вкусу публике: его раскритиковали.

Были указаны следующие недостатки: толкать четырехколесный агрегат настолько тяжело, что невозможно достичь нормальной скорости. К тому же кататься на таком изобретении некомфортно из-за повышенной тряски.

Карл Дрез был неунывающим человеком

Карл Дрез был неунывающим человеком. Он спокойно учел полученные замечания и исправил их. Вместо четырех колес он разработал двухколесный велосипед, имеющий руль. Такую конструкцию вполне можно назвать полноценным велосипедом, прародителем современного байка. За свое неслыханное изобретение ученый получил королевскую премию.

Для рекламы своего велосипеда барон на этот раз отправился в путешествие по всему миру. Пять лет он доказывал критикам и скептикам, на что способна его машина. Так у велосипеда появилось огромное количество ценителей. Прервала  триумфальное путешествие болезнь отца барона. Карлу пришлось вернуться на родину. Сын успевал навестить отца перед смертью и даже показал ему свое новое изобретение — пишущую машинку. После смерти отца барона начались долгие и неприятные тяжбы об имуществе.

В 1937 году Карл Дрез пережил инсульт, после чего переехал в лес и там продолжил заниматься любимым делом в спокойной остановке. Так, изобретатель придумал поставить велосипед на железные рельсы, чем изобрел дрезину. Всего Дрез изобрел множество полезных вещей. Его пишущая машинка стала прародительницей азбуки Морзе.

В 1849 году Карл фон Дрез отказался от дворянского титула и стал называть себя гражданином, тем самым поддержав революцию в Германии. Вскоре революция была подавлена, а изобретателя объявили сумасшедшим. У него конфисковали имущество. Лишили его и пенсии, чем обрекли талантливого ученого на нищее существование. Умер изобретатель в родном городе. Это случилось 10 декабря 1851 года.

Велосипед Макмиллана

Киркпатрик Макмиллан был шотландским кузнецом. В 1839 году он решил улучшить модель Карла Дреза. К конструкции он добавил педали и седло, улучшил внешний вид устройства, устранил технические несовершенства. Педали его велосипеда разительно отличались от того, что принято называть педалями сегодня. Они представляли собой поршни, двигающиеся вперед и назад благодаря усилиям ездока. При этом вперед велосипед двигался кручением заднего колеса. Поворот переднего колеса осуществлялся с помощью руля. Несмотря на все старания Макмиллана и на его значительное усовершенствование конструкции велосипеда, модель не получила широкого распространения.

Велосипед Лалмана

В том же году появилась еще одна модификация велосипеда. На этот раз модель Карла Дреза решил улучшить молодой 19-летний Пьер Лалман из Франции. Изобретатели не знали друг о друге, однако одновременно пришли к похожим идеям. Отличие состояло лишь в том, что в велосипеде Лалмана педали крутились, чем напоминали современные. Однако связаны они были не с задним, а с передним колесом.

Эрнест Мишо

В 1863 году Пьер Лалман переезжает в Париж. Там модификацией велосипеда серьезно заинтересовались промышленники — братья Оливье. Именно они предложили Перу запустить его модель в массовое производство. Помимо Оливье и Лалмана, принял участие в разработке новой модели инженер Эрнест Мишо.

Ранее он занимался изготовлением карет, поэтому предложил сделать раму не из дерева, а из металла. Он также изменил геометрию рамы. Если до этого рама имела горизонтальное положение и напоминала спину лошади, на которую садился наездник, то теперь перекладина располагалась по диагонали: от руля до уровня колесных осей. Такое расположение элемента способствовало ее быстрой штамповке промышленным способом.

В 1886 году Пьер Лалман запатентовал свое изобретение. Стоит отметить и недостаток конструкции. В народе такие велосипеды не пользовались большой популярностью из-за сильной тряски при езде. Преодолевать долгие расстояния на них было крайне утомительно и некорректно.

Пенни-фартинг

В 1870 году велосипедная эра получила новое направление. Появились велосипеды-пауки или пенни-фартинги. Колеса такого байка имели сильно различающиеся диаметры: пенни — большая монета, а фаргинг — мелкая. Производством модели занимался англичанин Джеймс Старли. К конструкции добавились спицевые колеса, улучшающие амортизацию, а также педали, располагающиеся на переднем колесе.

Ездить на таких велосипеда могли только мужчины. Посадка была крайне высокой, а для того, чтобы забраться на седло, приходило вставать на специальную ступеньку. Именно велосипеды-пауки запустили массовую популярность байков. Они развивали до 25 километров в час, чем завоевали расположение молодежи и мужчин всех возрастов. Однако большое колесо хоть и добавляло скорости велосипеду, но также и создавало опасные ситуации на поворотах. Модели такого типа сильно кренились на бок и зачастую падали.

В 1870 году велосипедная эра получила новое направление

Заднее маленькое колесо было практически бесполезным при торможении. Тормоз располагался на руле, поэтому чрезмерно сильное нажатие на него также приводило к падению велосипедиста. Встала необходимость доработки конструкции и ее усовершенствования.

Вскоре были изобретены первые женские модели. В них имелось три колеса, поэтому велосипеды такого типа назывались трициклами. Седло в таких моделях находило между колесами. Трициклы также имели первую в мире цепную передачу, что улучшило качество катания.

После появились велосипеды-тандемы. Модели были рассчитаны на коллективные загородные поездки. Мужчина в таких моделях сидел позади женщины. Оба ездока крутили педали.

Безопасный велосипед

1885 год знаменуется изобретением первого безопасного велосипеда. Его изготовил британский механик Джон Старли. Байк такого типа имел два колеса, однако изменилась конструкция рамы и привода. Переднее колесо имело вилку, оснащенную тормозами. Седло находилось на вертикальной трубе. Модель имела цепную передачу и называлась «Rover», что означает «странник» по-английски. В России того времени ее именовали бисиклетом.

Безопасный велосипед стал первой моделью, завоевавшей мировую популярность и открывший массовое производство байков во всех развитых странах. Выпуск всех старых моделей был прекращен. Новые модели выходили с конвейера автоконцерна, прекратившего свое сосуществование лишь в 2005 году.

Поездки на безопасном велосипеде приобрели поистине массовый характер. В ряды велосипедистов стали вступать прогрессивные женщины. Появились женские велосипедные костюмы, представляющие собой широкие шаровары, внизу переходившие в узкие брюки. Сверху дамы надевали или жакет, или блузку. С 1895 года женщины стали массово кататься на велосипедах, не стесняясь и не боясь упреков прохожих. Так байк успешно поймал волну всемирной социальной революции.

Появление пневмошин

Мы уже упоминали ранее, что первые модели велосипеда имели колесные диски без шин. Кататься на таких байках было некомфортно из-за повышенной тряски.

Первые пневматические шины изобрел шотландский ветеринар Джон Бойд Данлоп. По своей работе он занимался лечением животных в небольших селах в провинции. Однако в душе Данлоп был изобретателем.

В 1888 году он изобрел мягкие и удобные покрышки. Дороги того времени были в ямах и ухабах, что не добавляло комфорта при катании на велосипеде. Колеса моделей того времени покрывались тоником слоем резины, что едва ли улучшало комфорт велосипедиста. Сын Джона имел детский велосипед, при катании на котором малыш жаловался на тряску. Именно родительская любовь пробудила в ветеринаре изобретателя.

Джон Бойд Данлоп провел замеры колес велосипеда, взял обыкновенный шланг для полива деревьев и обрезал необходимый кусок резины, чтобы обернуть колеса. Для герметичности конструкции он покрыл места стыков толстым слоем брезента. Чтобы избежать прокола, наложил на брезент резину. Затем он накачал колеса воздухом. Сначала он сделал покрышки для трехколесного велосипеда сына, но затем опробовал изобретение на взрослой модели. Вскоре Данлоп получил патент на свою разработку, чем открыл новую веху в велосипедной индустрии.

В скором времени Джон Бойд Данлоп основал компанию по производству пневматических шин. Первые варианты резины просто наклеивали на колеса. Конечно, такой способ был неудобным. Создание исследовательских лабораторий решило этот вопрос. Тестовые испытания позволили усовершенствовать модели. Шины нового образца стали устанавливать на велосипеды, автомобили и самолеты.

Компания быстро развивалась. Ее филиалы открылись во всех частях Великобритании. Компания просуществовала около ста лет: лишь в 80-х годах 20-го века она пришла в упадок и была поделена между ведущими корпорациями-конкурентами.

Переключатели скорости

Первые переключения скоростей возникли в 1903 году. Механизм представлял собой устройство из двух звезд на заднем колесе, по одной с каждой стороны. Недостатком конструкции была необходимость разбора велосипеда для переключения передачи. Такой вариант был не только неудобным, но и ненадежным. Цепь растягивалась и часто спадала.

В 1950 году итальянский велосипедист и изобретатель Туллио Кампаньоло разработал современных механизм переключения скоростей. Так велосипед завершил свои трансформацию от деревянной модели самоката до современного байка.

Заключение

Несмотря на огромное количество мифов по поводу изобретения первого велосипеда, доказательная база существует лишь у версии про барона Карла фон Дреза из Германии. Именно он в 1817 году изобрел первый деревянный велосипед и именно его стоит благодарить за то, что он открыл миру столь полезный и экологичный вид транспорта.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий