Что такое уницикл: особенности одноколесного велосипеда

Что такое уницикл: особенности одноколесного велосипедаВелосипеды с одним колесом все чаще встречаются на городских улицах. Байки такого типа неизменно вызывают огромный интерес у прохожих.

Мало кто знает, что велосипеды называются унициклами. Еще меньше людей догадывается, что существуют целые дисциплины спорта на таких байках.

Существуют даже спортсмены, путешествующие на одном колесе на дальние расстояния. В статье мы подробно поговорим о том, что такое унициклы и как на них ездить.

Что такое уницикл: особенности одноколесного велосипеда

История

Есть несколько версий возникновения унициклов (моноциклов). Согласно самому популярному варианту, байк появился на рубеже 19-го и 20-го веков. Причем в начале 20-го века к колесу уже был приделан мотор. Наверняка в учебниках истории или в старых кинофильмах вы встречали изображения старых велосипедов, имеющих огромное переднее колесо и маленькое заднее. Такая конструкция носила название пенни-фартинга. Именно она стала прародителем одноколесного велосипеда.

Вес велосипедиста при этом практически полностью приходился на переднее колесо. При выполнении маневров ездоку для удержания равновесия приходилось балансировать с помощью положения тела. Логичным выводом конструкторов было удаление заднего колеса из конструкции. Его убрали вместе с рулем. Так и появился моноцикл.

Колеса первых моделей были очень большими. Вы точно видели что-то подобное в цирке. Со временем байк вышел на дороги и стал приобретать популярность у уличных ловкачей. Колеса при этом становились все меньше и меньше, а уровень мастерства выше.

Уницикл сегодня

Велосипед сегодня необычно популярен. Есть целые соревнования по игре в хоккей или баскетбол на моноцикле, фрирайд гонки, горный моноциклинг. В больших городах вы не останетесь без единомышленников. Существуют даже покатушки на дальние расстояния, разумеется, не для новичков. Есть также семейные прогулки на унициклах, с участниками всех возрастов.

Почти все модели не имеют тормозов

Характеристики

Комплектация велосипеда

Название «уницикл» (от англ. Unicycle) или «юнисайкл» переводится как «одно колесо». Помимо спицевого колеса в конструкцию велосипеда входят:

  • рама-стойка;
  • сиденье;
  • подседельная труба;
  • хомут подседельного штыря;
  • каретка;
  • шатуны;
  • педали.

Почти все модели не имеют тормозов и оснащены только одной передачей. Цепной привод также отсутствует. Иногда современные модели имеют руль, электропривод или тормоза. Все зависит от предназначения велосипеда. Самые высокотехнологичные модели могут иметь велокомпьютер.

Особенностью унициклов является то, что руль в них служит не столько для поворота, сколько для поддержки равновесия байкера и равномерного распределения нагрузки. Хотя многие умельцы делают выбор в пользу моделей без руля: якобы так удобнее балансировать.

Цепные передачи используются на так называемых «жирафах» — высоких моделях, каретка в которых расположена над колесом, в раме.

Встречаются и электрические модели, похожие на сигвеи. Конструкция, как правило, предполагает отсутствие рамы.

Стили катания и спортивные дисциплины

Если раньше велосипеды на одном колесе можно было увидеть только в цирке, то сегодня на них катаются наравне с обычными велосипедами. Такие модели удобно заносить на лестницы и поребрики, на них можно исполнять различные трюки.

Есть и ряд профессиональных спортивных дисциплин, где используются монобайки:

  • Триал. Представляет собой езду на высокой скорости по пересеченной местности с преодолением препятствий. Модели для дисциплины обязательно оснащены надежными тормозами. Конструкция прочная, рассчитана на высокие нагрузки.
  • Фристайл или выполнение трюков. Петли, прыжки, повороты и самые невообразимые финты. Все это выглядит крайне завораживающе. Модели для дисциплины отличаются выносливостью. Оборудование здесь неоднократно проверяется байкером на прочность в ходе тренировки.
  • OffRoad monocycle. Представляет собой езду по бездорожью, включающую в себя преодоление крутых опасных спусков. Моноциклы здесь легкие и прочные. Дисциплина чрезвычайно популярна. Записи соревнований смотрятся невероятно эффектно.
  • Туризм. Модели для катания на большие дистанции оснащены багажниками и навесными сумками.
  • Стрит. Самое распространенное направление. Дисциплина включает в себя запрыгивание на поребрики, езду по лестнице, преодоление типичных городских препятствий и выполнение эффектных трюков. Сюда же входит и стандартное катание с целью прогулки и ненавязчивой тренировки. Часто встречаются большие колеса, 29 и даже 36 дюймов.

Спортивные дисциплины включают в себя баскетбол, хоккей, поло. Хоккей при этом можно назвать очень травмоопасным занятием, так как игра включает движение на льду, только вместо коньков спортсмены передвигаются на унициклах.

Баскетбол напоминает обычную игру, здесь используются модели с 24-дюймовыми колесами и легкими педалями. Соревнования проходят преимущественно в Европе.

В классическом поло игроки скачут на лошадях. В униполо — ездят на унициклах. Игра также отличается немного измененным видом клюшки. В России данный вид спорта появился в 2015 году.

Обучение катанию

Наверняка вы уже догадались, что самое трудное в катании на уницикле — это поддержка равновесия. Необходимо научиться уверенному катанию как на большой, так и на медленной скорости.

Новичкам требуется освоить начало движения, торможение, безопасное слезание с велосипеда. Стоит сразу оговориться, что мало кому под силу освоить уницикл с первой тренировки. Придется тренироваться с напарником, обеспечивающим вам опору. Исключение составляют лишь те байкеры, кто уверенно перемещается на двухколесном велосипеде без рук. Для них освоение уницикла не покажется столь трудным.

Новичкам советуют начать тренировки с езды вдоль опоры, пример, забора, не имеющего острых торчащих элементов. Однако многие отмечают, что такой вариант неудобен. Гораздо предпочтительней вариант катания в узком коридоре. Здесь нет перекоса туловища в одну сторону, как в варианте с забором. Но и найти подходящий по ширине и длине коридор не так-то просто.

Еще одним вариантом является езда с шестами, напоминающими перемещение с лыжными палками в руках. Минусом является то, что вы будете долго отвыкать от них. Без опоры кататься гораздо труднее и физически, и психологически. Лучше сразу стараться приучиться себя полагаться на собственные силы, чем после переучиваться.

Профессионалы советуют придерживаться следующего алгоритма освоения уницикла:

  1. Поддержка равновесия. Этот этап является основным и самым сложным, готовьтесь к тому, что на него уйдут долгие дни тренировок. Вы можете начинать уроки с катания с опорой. Вдоль забора, перил, стены, вокруг мебели. Необходимо сесть в седло, начать движение, придерживаясь за опору. Со временем нужно начать отпускать руку и стараться проехать на моноцикле хотя бы минуту.

На начальном этапе может помочь ассистент, придерживающий байк за подседельный штырь или раму. Позднее ваш приятель должен постепенно начать отпускать вас на несколько секунд, а затем и вовсе отправить вас в самостоятельное катание.

  1. Движение вперед. Чтобы хорошо освоить движение вперед важно найти правильное положение тела. Необходимо чуть наклонить корпус вперед, плавно начать кручение педалей. Для остановки байка прибегают к резкому отклонению корпуса назад и остановке кручения педалей.

Сильно отклоняться назад не стоит из соображений безопасности. Достаточно лишь четко обозначить движение. Действия должны быть четкими, но плавными. Если вы чувствуете, что байк уходит из под вас, и вы теряете равновесие, просто соскочите с него.

На начальном этапе не махайте сильно руками в попытке поймать равновесие. Лучше сразу приучиться маневрировать при помощи положения туловища. Постепенно увеличивайте дальность поездок и скорость катания.

Некоторые байкеры советую начинать движение как на беговеле — путем отталкивания ногами от земли. При достижении достаточной скорости при этом необходимо поставить ноги на педали и продолжить движение.

  1. Поворот. При необходимости поворота важно перенести вес на бедро с той стороны, куда вы пытаетесь повернуть. Если вы поворачиваете налево, слегка отклонитесь в левую сторону. После преодоления поворота вернитесь в исходное ровное положение тела.

Совет:

Начинайте освоение поворотов с маленького радиуса, постепенно переходите к большей амплитуде.

  1. При уверенном освоении вышеперечисленных шагов вы можете начать ставить перед собой новые задачи: например проехать 500 метров, развернуться, вернуться обратно. Без остановок и падений.

Если и эти маневры освоены, начинайте интеграцию уницикла в ваши ежедневные дела. Доехать до магазина, привести домой покупки, доехать до работы и обратно, и так далее.

Название «уницикл» (от англ. Unicycle) или «юнисайкл» переводится как «одно колесо»

!Важно

Никогда не забывайте о безопасности. Даже на обычном велосипеде крайне не рекомендуется кататься без шлема, что и говорить об одноколесном байке. Никогда не выходите на тренировку без защитной экипировки: шлема, наколенников, налокотников и прочных велосипедных перчаток.

Важные советы по тренировочному процессу:

  1. При освоении катания на унибайке придумайте «поводок» для своего транспортного средства. В интернете вы найдете много видео роликов, когда после спрыгивания с уницикла колесо самостоятельно катится вперед, пугая прохожих. Чтобы избежать подобных конфузов при тренировке, просто привяжите ваш байк к руке удобной веревкой.
  2. Для увеличения управляемости ставьте ноги на педали как можно ближе к колесу. Для защиты ног используйте высокие спортивные кроссовки или другую удобную обувь или велосипедные бахилы.
  3. При обучении не стойте на педалях, а сидите на седле. Так будет легче освоить байк.
  4. Не смотрите вниз, направьте взгляд вперед.

Превращение двухколесного велосипеда в уницикл

Возможно вы удивитесь, но народные умельцы уже освоили сборку моноцикла своими руками. Такую модель модно сделать из старого велосипеда или запчастей, продающихся на онлайн досках объявлений. Стоит ли говорить о том, что стоимость такого велосипеда будет в несколько раз ниже стоимости готового байка.

Для сборки уницикла нам необходимы инструменты:

  • ключи (для демонтажа вилки и руля);
  • съемник для каретки;
  • съемник для шатунов;
  • ножовка для резки металла;
  • тиски;
  • наждачная бумага;
  • аппарат для сварки;
  • защитные очки для глаз.

Приготовьтесь к тому, что работа будет пыльная и грязная. Запаситесь ветошью и керосином.

Алгоритм работы

  • Снимаем с рамы шатуны, колеса, цепь и вилку.
  • Отрезаем задний и передний участки рамы. Нам понадобится только средняя часть: подседельная трубка с кареткой, а также передняя вилка.
  • С помощью тисков расширяем переднюю вилку, делая ее пригодной для установки заднего колеса.
  • Снимаем эмаль с нижней части стакана каретки. Вырезаем круглую деталь, подходящую по размеру трубе вилки.
  • В верхней части вилки вылезаем отверстие под окружность стакана каретки.
  • Разбираем каретку.
  • При помощи сварочного аппарата соединяем кареточный стакан с вилкой.
  • Тестируем готовую работу. Необходимо проверить прочность сварки под нагрузкой. Фиксируем концы деталей и встаем посередине ногами.
  • Соединяем ведущую звезду с кареткой и шатунами.
  • Монтируем заднее колесо на дропауты вилки.
  • Протягиваем цепь, лишние звенья снимаем выжимкой.

Наш моноцикл готов. Модель с цепным приводом предполагает катание с помощью инерции.

!Важно

При самостоятельной сборке моноцикла особое внимание уделяйте качеству сварки. Места стыков не должны иметь деформаций или трещин. Если же работа выполнена неаккуратно, лучше сразу же переделать ее. Можете потренироваться в использовании сварочного аппарата на ненужных деталях рамы.

Советы при покупке

Первым делом необходимо определиться: для чего вам моноцикл. Если же вы ходите купить байк для тренировок вестибулярного аппарата, это одно. Другое дело, если вы планируете со временем присоединиться к велопутешественникам.

При выборе модели учтите, что как и в обычном байке, монобайк должен соответствовать параметрам вашего тела. Моноциклы выбираются под длине ног.

В продаже имеются следующие ростовки:

  • 12 дюймов. Такое колесо подойдет ребенку до 5 лет. Да, не удивляетесь. Малыши вполне способны освоить моноцикл. Том есть множество примеров. Кстати, самому младшему моноциклисту в мире всего 1, 5 года. Вы без труда найдете видео того, как дети катаются на уницикле. Малыши в этом плане дадут фору многим взрослым. Дети более раскрепощены и открыты новому, поэтому быстрее учатся и осваивают байк.
  • 16 дюймов. Модели предназначены для детей от 5 до 8 лет. Катание предусмотрено в условиях пешеходной дорожки, спортивной площадки или даже спортивного зала.
  • 20 дюймов. Специалисты называют этот размер оптимальным для большинства людей. Такой диаметр колеса позволяет разогнаться до вполне приличной скорости. Также на небольшом колесе удобно выполнять трюки и финты. Унициклы такого размера удобно перевозить в транспорте. Они также занимают мало места при хранении дома.
  • 24 дюйма. Еще один довольно универсальный размер для большинства взрослых велосипедистов. Единственное, такой байк уже великоват для катания в помещении. Для спортивного зала лучше выбрать размер поменьше.
  • 29 дюймов. Походит для опытных байкеров. Большой размер колеса хорош для дальних поездок.
  • 36 дюймов. Идеальный вариант для продолжительных прогулок по шоссе. Не подходит для начинающих. Используется для туристического катания, предполагающего высокий уровень подготовки.

Необходимо внимательно отнестись к выбору размера моноцикла. Если приобрести модель со слишком маленьким колесом, катание на таком экземпляре неэффективно и напоминает езду на детском трехколесном велосипеде. Огромное колесо тоже не подойдет новичку. Обучаться следуют на модели среднего размера. На большом колесе также труднее держать равновесие.

При выборе модели имеет значение и высота рамы. Слишком высокая посадка негативно отразится на вашей возможности управлять велосипедом. Слишком низкая посадка также не даст вам комфорта.

Ориентируйтесь на следующие параметры выбора уницикла:

  • Выбирайте средний диаметр колеса. Новичкам предпочтительно начать с модели 20 дюймов.
  • Выбирайте модель без цепного привода. При необходимости, вы сможете перейти на цепной вариант после. Обучаться на модели без привода легче. Прямая передача, где ось и втулка объединены, способствует лучшему управлению.
  • Определите стиль вашего будущего катания. Не существует универсальной модели уницикла, поэтому круг выбора необходимо сузить согласно вашим планам на байк.
  • Исходя из вашего бюджета опередите перечень моделей. Отдайте предпочтение вариантам, имеющим тормоза. Они добавят безопасности вашему катанию.
  • Если ваш вес превышает 100 кг., выбирайте горные укрепленные модели.

От размера колеса зависит и скорость монобайка. Таблица

Размер колеса в дюймах Средняя скорость, км/ч Высокая скорость, км/ч
 20  6,4  13
 24  8  16
 29  12  24
 36  17,6  35

Цена

Самый бюджетный моноцикл начального уровня стоит около 80 долларов. Профессиональная и самая дорогая модель серии Kris Holm обойдется в 770 долларов. Легко предположить, что сложность освоения катания на уницикле способствует их активной продаже с рук, часто по символической цене. Если вы выбираете свою первую модель уницикла, отдайте предпочтение недорогой б.у. модели подходящего размера.

Заключение

Теперь встретив одноколесный байк на улице вы будете знать не только его название, но и технические особенности. Моноцикл является прекрасным средством тренировки вестибулярного аппарата. Модель можно как приобрести в велосипедном магазине или через онлайн доски объявлений, так и изготовить самостоятельно. Освоив катание на одноколесном байке вы не только удивите прохожих, но и разовьете у себя новые умения и качества.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий