Что такое сопротивление качению покрышки велосипеда: как улучшить накат байка

Что такое сопротивление качению покрышки велосипеда: как улучшить накат байкаХороший велосипед отличается от некачественного, прежде всего, высокими ездовыми показателями. Накат велосипеда важен не только в профессиональном спорте, но и в любительском катании.

При хорошем накате байк имеет легких ход, райдер меньше устает и преодолевает больший километраж. В сегодняшней статье мы рассмотрим сопротивление качению покрышки и другие факторы, влияющие на ездовые показатели велосипеда.

Что такое сопротивление качению покрышки велосипеда: как улучшить накат байка

От чего зависит накат

Основными факторами, влияющими на показатели наката, являются трение во втулках и сопротивление качению покрышек. Сопротивление качению представляет собой энергию, теряемую при движении покрышки. Причиной такой потери является постоянное изменение формы шины при езде на велосипеде. Резина деформируется под воздействием многих обстоятельств: веса райдера, скорости передвижения и рельефа дороги.

Помимо данного фактора на накат велосипеда влияют:

  • Сопротивление воздуха. Чем больше скорость передвижения, тем больше сопротивление.
  • Геометрия рамы.
  • Вес велосипеда и райдера.
  • Особенности рельефа дороги. При подъеме в гору велосипед преодолевает градиентное сопротивление.
  • Сопротивление трения в узлах байка.

Втулки велосипеда должны быть в исправном состоянии. Следует следить за тем, чтобы крепления элементов были не перетянуты и не ослаблены.

Тип подшипников практически не влияет на накат. Важно, чтобы элементы были в хорошем состоянии и имели подходящую смазку, если конструкция предполагает ее наличие.

Вес райдера на практике влияет на накат только при движении под горку. Часто потери в накате на подъеме легко компенсируются большей скоростью на спуске.

Формула расчета сопротивления качению

Особенности рельефа дороги

Сопротивление качению рассчитывается по следующей формуле:

Pск = (g·cos(tan−1 (G)) · Wкг · Cк) 𝒗

Давайте расшифруем сокращения:

Pск — представляет собой мощность райдера

g — это гравитационная сила

G обозначает градиент дорожного полотна

Wкг представляет собой сумму веса велосипедиста и байка

Cк — это коэффициент сопротивления качению

𝒗 обозначает скорость

Понять данную формулу довольно непросто. Однако можно заметить, что мощность напрямую зависит от скорости. Чем большую скорость имеет велосипед, тем больше мощности необходимо, если представить, что все другие параметры неизменны.

От теории к практике

На сопротивление качению велосипеда влияют:

  • Диаметр шин.
  • Ширина колес.
  • Давление в резине.
  • Особенности конструкции.

При катании на ровном асфальте высокое давление в шинах позволяет снизить деформацию резины и уменьшают сопротивление качению.

В условиях бездорожья ситуация обратная. Чем ниже давление в шинах, чем ниже сопротивление. Это правило также относится к лесным дорогам из мягкого грунта и покрытиям из гравия. Слабо накаченное колесо в данном случае лучше адаптируется к неровностям дороги. Велосипед меньше погружается в грунт, экономятся силы райдера.

Колеса меньшего диаметра отличаются более высоким сопротивлением качению в условиях одного и того же давления. Деформация резины в таких вариантах пропорционально более высокая.

На величину сопротивления качению оказывает влияние и конструкция колеса. Более гибкие материалы имеют меньше энергии при деформации.

Гладкая колесная резина практически всегда выигрывает, по сравнению с высоким протектором.

Почему спринтеры предпочитают узкие колеса

Узкие шины позволяют райдеру развивать большую скорость, по сравнению с широкими аналогами. Они отличаются меньшим сопротивлением воздуха.

Байк на узкой резине имеет быстрый разгон. Колеса обладают облегченным весом, велосипед становится более подвижным.

Однако данное правило неотделимо от практики. Спринтеры катаются по ровному асфальтовому покрытию. Стандартное катание со скорость около 20 км/ч по неровным дорогам предполагает наличие более широких шин. Такая резина поможет сэкономить силы, благодаря эластичности материала. К тому же покрышки эффективно поглощают удары при преодолении неровностей.

Для города хорошо подойдут сликовые покрышки с гладкой поверхностью. При катании на природе следует отдать предпочтение полусликовым или горным вариантам.

Вес велосипеда и райдера.

Наличие протектора ухудшает накат велосипеда. Для минимизации данного эффекта при подходящих условиях дороги можно максимально увеличить давление в шинах. Так уменьшится площадь контакта резины с дорогой.

Выбор велопокрышек и давления зависит от рельефа дороги

В среде райдеров все еще живет миф о том, что максимально накаченные колеса подходят для всех типов дорог. Заблуждение легко рассеивается при катании по бездорожью.

Эффективное преодоление пересеченной местности возможно лишь на чуть спущенных маунтинбайк колесах. Такая покрышка «обтекает» неровности, не растрачивая энергию на столкновение с препятствиями.

В условиях грунтовых дорог широкая и мягкая резина обладает наименьшим сопротивлением качению. Именно такие колеса подходят для кросс-кантри, фрирайда или даунхилла.

Правило о том, что широкое пятно контакта тормозит велосипед, справедливо лишь для ровного асфальта.

Большие колеса предпочтительны

При прочих равных условиях крупные колеса имеют лучших накат.

Чем хуже дорожное покрытие, чем больше камней или кочек встречается, тем большими будут преимущества больших колес.

Байки на 29-дюймовых вариантах набирают популярность в загородном катании, так как обгоняют 26-дюймовые велосипеды во всех смыслах.

Заключение

Для улучшения наката велосипеда следует:

  • Правильно подобрать ширину колеса.
  • Выбрать рисунок резины, соответствующей рельефу дороги.
  • Выставить оптимальное давление в шинах.
  • Содержать узлы велосипеда в исправном состоянии. Необходимо регулярно заменять вышедшие из стоя детали на новые и обновлять смазку в механизмах.
  • При возможности следует отдать предпочтение большему диаметру колес.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий