Велосипеды ХВЗ: обзор советских и современных моделей

Велосипеды ХВЗ: обзор советских и современных моделейСоветские велосипеды строились “на века“. Нередки случаи, когда найденный в сарае или на чердаке байк после прохождения технического обслуживания становится вполне пригодным для езды.

В статье мы рассмотрим популярные модели велосипедов ХВЗ: “Украина“, “Спорт“, “Рекорд“, “Спутник“ и “Старт-шоссе“ и другие, поговорим об истории бренда и его роли в современности.

Велосипеды ХВЗ: обзор советских и современных моделей

История велосипедов

Харьковский велосипедный завод был одним из самых известных производителей велосипедов в СССР. Первые байки сошли с конвейера почти сто лет назад, в 1923 году. Все модели того времени имели ручную сборку.

В 1924 году два авантюрных советских студента, Фрейдберг и Князев, решили предпринять невиданное ранее испытание велосипедов: задумали совершить кругосветное путешествие. Не смотря на то, что велосипеды тех лет не были предназначены для длительного катания, задумка им удалась. Они с успехом проехали большую часть Советского союза, Китая, Европы и Латинской Америки, чем доказали пригодность советской техники для путешествия на дальние расстояния по непредсказуемым дорогам.

Расцвет предприятия пришелся на 60-е годы. Также модели были невероятно популярны перед олимпиадой в Москве 1980 года.

Основные модели

“Украина“

Первая “Украина“ вышла с конвейера в 1926 году. За два года существования модели завод выпустил коло 11 тысяч экземпляров. Пожалуй, никакая другая модель не пользовалась такой всенародной любовью.

Невысокая стоимость, неприхотливость, легкость ремонта сделали велосипед популярным на всех просторах СССР. Байк отлично подходил для любого типа дорог. Как сельские, так и городские жители с удовольствием катались на этом крепком отечественном велосипеде.

На сегодняшний день дорожный велосипед «Украина» можно купить меньше, чем за 100 долларов. В продаже имеются мужские, женские, а также облегченные модификации.

Дамский велосипед имеет стальную раму с комфортной геометрией трубы. На выбор предлагается несколько ярких расцветок: апельсиновый, розовый, зеленый или красный. Мужская современная версия байка также имеет стальную раму, расцвета предлагается бирюзовая, голубая, синяя или красная.

Облегченная модель имеет 26-дюймовый размер колес, заниженною перекладину рамы. Подходит как для взрослых, так и для подростков. Ведущая звезда имеет щиток. Все модели укомплектованы задними и передними крыльями, что защищает байкера от грязи на дороге. Модели также имеют предназначенный для перевозки грузов багажник.

Велосипед также имеет люксовую модификацию. Байк “ХВЗ Украина LUX”отличается от других роверов завода облегченными крепкими ободами из алюминиевого сплава, качественными шатунами и кареткой. Модель также дополнена передним тормозом, подножкой и увеличенными щитками. Геометрия рамы предлагается традиционная и заниженная. Отзывы о современных «Украинах», о основном, положительные.

“Турист“

Велосипед ХВЗ “Турист” является классическим байком, предназначенным для длительных прогулок. От советской “Украины“ его отличает небольшой вес, узость шин, 4-скоростная трансмиссия. Базовая модель в обязательном порядке имела в комплектации ручные тормоза, камерные шины, устойчивые к неровностям дороги.

Сегодня байк является многоскоростным, рама изготовлена из стали сварной конфигурации. Деталь традиционно изготавливается из тонких стальных трубок, что делает велосипед прочным и легким. Тормоза современных байков имеют тип V-brake. Модели производятся с использованием запчастей от компании Ventura. Плюсами модели являются также наличие защитных крыльев, невысокая цена. Можно приобрести модель всего за 100 долларов или даже чуть дешевле. Причем качество сборки способно дать фору многим другим аналогам.

“Старт-шоссе“

Традиционная модель “Старт-шоссе“ предназначалась для скоростного перемещения по советским дорогам. Ее массово использовали как профессионалы, так и любители. Многие советские умельцы “подгоняли“ модель под свои нужны. Невероятно легкая рама весом всего лишь 2,2 кг.  значительно обгоняла по цене зарубежные аналоги. Деталь была изготовлена из стали нескольких видов, материал был легированным, обладал малым весом и большой прочностью.

предназначалась для скоростного перемещения по советским дорогам

Советская модификация имела две передачи заднего колеса и пять переднего, укомплектовывалась комфортным каркасным седлом, клещевыми видами тормозов, металлическими прочными педалями, экономящими усилие спортсмена при их кручении. Шоссейный велосипед этой модели имел огромную популярность в СССР.

“Спорт”

Модель выпускалась в 70-х годах прошлого века и была популярна как среди профессиональных спортсменов, так и любителей. Передняя вилка велосипеда была сделана из стали, байк имел стильный дизайн и хорошую прочность. Плюсами модели были спортивный руль, имеющий вынос, прочная рама закрытого типа, износостойкое седло на жестком каркасе. Модели имели несколько модификаций колес. Обода предлагались стальные или дюралюминиевые. Шины были однотрубными или камерными.

Велосипед имел клещевые тормоза, 8-скоростную систему переда, весил 14,5  килограмм. Байк обладал прекрасными ездовыми показателями и имел хороший накат. Поддерживать скорость на нем было невероятно просто, “Спорт“ был стабильным и быстрым.

“Рекорд“

Советская модель ровера ХВЗ “Рекорд“ относилась к трековым велосипедам. Гонщики всего советского Союза катались именно на такой модели. Масса велосипеда не превышала уникальных для того времени 8,6 кг! Байк был способен развить большую скорость в условиях трека.

Профессиональные спортсмены оценили и пластиковое седло на стальном каркасе. Рама модели была изготовлена из легированных видов стали. Детали рамы были сделаны из тонкостенных металлических элементов. Байк отличался невероятной продуманностью. Здесь все подходило для высокого уровня тренировок. Обода колес были облегченной конструкции, производились из спецсплава или дюралюминия. Спицы на колесах устанавливались редуцированные, имели сниженный диаметр посередине.

Руль модели был изготовлен из легкого и прочного алюминиевого сплава. Вынос имел удлиненный вид, руль располагался глубже, чем у других моделей.

Для передней звезды и шатунов также использовался дюралюминий. Это позволило достичь невероятно низкого веса готового байка.

“Спутник“

Советский “Спутник“ был универсальным велосипедом. Он подходил как для городских и парковых прогулок, так и поездок на природу. Ровер выпускался в 70-х годах и имел шесть модификаций.

Модель отличалась закрытым типом рамы, массой 14,2 кг, комфортностью. Сиденье велосипеда мыло мягким, имело полужесткое основание. Руль имел спортивную модификацию, обладал ручными клещевыми тормозами с прижимом к ободу. Передняя вилка была изготовлена из ударопрочных и облегченных по весу стальных элементов. Обода колес с коробчатым сечением также были выполнены из стали.

Спецзаказ

Отдельно среди моделей велосипедов ХВЗ стоит упомянуть о так называемых спецзаказах, например о трековом велосипеде “Спринт“. Такие байки имели самые выдающиеся советские спортсмены-гонщики. Именно “Спринты“ использовали для тренировок команды советских спортсменов. Каждый велосипед при этом подгонялся под параметры гонщика, что делало его уникальным. Трубы для производства при этом использовались только импортного происхождения.

“Метеор” также относился к спецзаказам и был предназначен для велосипедных гонок с преследованием. Модель отличалась уникально низким весом, имела высокие скоростные показатели в условиях трассы.

Ровер “Тахион“ собирался с использованием дорогих и качественных импортных деталей. Модель имела несколько модификаций: “Тепм“, “Аэро“, “Спринт“. Байк выпускался в 80-х годах. Для производства спиц применялся титан, звезды и подседельный штырь были изготовлены из алюминиевого сплава. Рама устанавливалась японская или итальянская, цепь — французская, седло также было итальянское. Ровер использовался на трекинговых соревнованиях. Иностранные запчасти позволили сделать модель передовой для своего времени.

собирался с использованием дорогих и качественных импортных деталей

Завод сегодня

В настоящее время, в отличии от многих других заводов, расформированных после распада СССР, ХВЗ успешно продолжает свою работу. Стоит отметить, что  предприятие постоянно увеличивает требования к своей продукции. Планка качества с годами лишь поднимается. На сегодняшний день четверть всех роверов сборки СНГ приходится именно на ХВЗ.

За всю  свою долгую историю, завод был перепрофилирован лишь в годы Великой Отечественной войны. После победы Советского Союза предприятие вновь вернулось к выпуску велосипедов. Таким образом, завод насчитывает порядка сто лет истории производства байков. На сегодняшний день в каталоге ХВЗ есть велосипеды для всех дисциплин, имеются также детские, подростковые и дамские модели.

Сегодня ХВЗ сотрудничает с компанией “Usi“. Модели Харьковского велосипедного завода популярны на территории бывшего о СССР. Покупатели старшего поколения несомненно испытывают теплые чувства при виде знакомого с детства логотипа с ласточкой на фоне лучей солнца.

Байки пользуются спросом и среди молодого поколения. Велосипеды ХВЗ сегодня можно называть любимой народной маркой. Недорогая цена, богатая линейка товаров, хорошая сборка делают байки ХВЗ доступными основной массе покупателей. Советски модели также пользуются популярностью и по сей день: как среди дачников, так и среди коллекционеров, реставраторов и любителей тюнинга.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий