Велосипед «Старт-Шоссе» от ХВЗ — техника, проверенная временем

Велосипед «Старт-Шоссе» от ХВЗ - техника, проверенная временемВелосипеды «Старт шоссе» выпускались в СССР на заводе имени Г. И. Петровского в городе Харьков.

Всякий, кто застал советское время и первые годы после развала союза, помнит эти шоссейные велосипеды. Тонкие большие колеса, рули-баранки с двумя тормозами.

Так ли был хорош велосипед или его достоинства были обусловлены доступностью модели на фоне основного дефицита в стране? В данной статье мы подробно рассмотрим историю модели и ее технические характеристики.

Велосипед «Старт-Шоссе» от ХВЗ — техника, проверенная временем

История

Велосипеды ХВЗ имели огромную популярность в СССР. Харьковский велозавод начал работу в 1923 году. В начале никакого оборудования завод не имел. Все модели велосипедов собирались рабочими вручную.

Преодолев трудности становления и сформировав рабочий коллектив, в 1926 году завод выпустил первую модификацию велосипеда «Украина». До начала Великой отечественной войны завод успел выпустить около миллиона велосипедов.

Вскоре на серийное производство были поставлены женские и детские модели велосипедов, а в 1948 году завод перешел к производству спортивных велосипедов малого веса.

Первыми спортивными моделями стали Турист» (В-31, В-32) и «Харьков» В-53. Эти велосипеды выпускались с 1949 года и стали прототипами спортивных велосипедов «Старт-Шоссе». После технических доработок в 1966 году вышел в свет первый велосипед «Старт-Шоссе» — «Харьков В-553».

Неверно полагать, что после развала СССР, велосипеды перестали производиться. Модель выпускалась заводом вплоть до 2002 года! Модель смогла выдержать конкуренцию зарубежных моделей, хлынувших на российский и украинский рынок. Чем же были так хороши велосипеды «Старт-Шоссе»?

Достоинства

Главное достоинства модели — его предназначение для шоссейной гонки. Облегченный вес и хорошо продуманная геометрия дают прекрасный и быстрый ход по трассе. Модель отличается стальной рамой, тонкостенными трубными деталями.

Благодаря хорошей конструкторской работе, вес модели и сегодня не превышает веса аналогов. В данном вопросе велосипед значительно опередил свое время. Современные шоссейные велосипеды — удовольствие не из дешевых. Средняя цена подержанной модели около 50 тысяч рублей. Купить б.у. велосипед «Старт-Шоссе» можно менее чем за 10 тысяч рублей.

Недостатки

Основным недостатком является то, что велосипед давно снят с конвейера. Запчасти для технического обслуживания найти не так просто. Конечно, задача становится не такой сложной при условии использования интернет-пространства (есть клубы любителей модели, есть онлайн доски объявлений), однако здесь придется приложить определенные усилия.

Стоит упомянуть, что жителям больших городов проблема вряд ли будет знакома: есть специализированные магазины запчастей ХВЗ. Однако при попытке улучшить модель современным оборудованием, владелец обязательно столкнется с несовпадением размеров деталей. Так, основной проблемой модели является необходимость изменения геометрии трубок при замене заднего колеса.

Модельный ряд

При сравнении моделей «Старт-Шоссе» с «Туристом» или «Спутником» основным преимуществом «Старт-Шоссе» будет значительный выигрыш в скорости. Он является облегчённой моделью сравниваемых велосипедов и даёт преимущество в скорости на 6-10 км/ч.

Характеристики между велосипедами данной модельной линейки имеют лишь несущественные отличия. Рассмотрим основные модели:

ХВЗ В-552 “Чемпион Шоссе”

Назначение данной модели — шоссейные соревнования. Модель заказывала к выпуску сама Федерация велоспорта советского союза. Велосипед изготавливался из труб советского или импортного производства.

Назначение данной модели — шоссейные соревнования

При этом каждая модель подгонялась индивидуально под каждого спортсмена. Лучшие велосипедные спортсмены тренировались именно на этой модели.

  • Год выпуска: между 1962 и 1964;
  • Передняя вилка сделана из легированных стальных труб с овальным сечением;
  • Рама имеет улучшенную геометрию. Трубы также тонкостенные, сделанные из легированной стали;
  • База 1060 мм;
  • Высота – 520 – 600 мм (через каждые 5 мм);
  • Руль спортивной геометрии;
  • Тормоза спереди и сзади тросовые, с прижимом к ободам, клещевые
  • Втулки на колесах – дюралюминиевые, сделанные из сплава В 95, цельноточенные, имеют увеличенные фланцы;
  • Обода сделаны из дюралюминия (используется спецсплав);
  • Редуцированные спицы, специально утончённые в середине;
  • Размер резины: 600 х 24 мм (27″ х 1,1/8″) или 600 х 27мм;
  • Шатуны из дюралюминиевого сплава В95, имеют квадратное крепление на кареточном валу;
  • Стальные челночные педали с туклипсами;
  • Переключатели (как передний, так и задний) имеют параллелограммный тип;
  • Передние звезды изготовлены из дюралюминия, сплав В 95, имеют 48/51 зубьев;
  • Задние звёзды модели имеют по 13, 15, 17, 19, 21 зубьев;
  • Цепь размера 12,7 х 2,4 мм;
  • Модель оснащена 10 передачами;
  • Имеет удобное седло из пластика;
  • Покраска велосипеда сделана из эмалей различных цветов. Концы вилок (цепной и передней), а также стойки рамы обладают хромированным покрытием.
  • Вес модели от 10,5 до 11,0 кг.

ХВЗ «Старт-Шоссе» В-553

  • рама и вилка сделаны из стали 30ХГСА;
  • стальные ( 30Л) комплектующие и узлы;
  • наконечники сделаны из стали 10-й марки;
  • колесная база с расстоянием 104/106 см;
  • для рамы предусмотрена ростовка 56/58/60 см;
  • модель отличает «лежачий» руль;
  • ободьях снабжены клещевыми тормозами;
  • втулочная база сделана из дюрали В95 марки;
  • втулки сделаны с помощью цельной проточки с большого фланца;
  • велосипед имеет утолщенные на концах баттированные спицы;
  • ободья сделаны из алюминиевого сплава;
  • покрышки «слик», трубного типа;
  • педали имеют шатуны, изготовленные из алюминия;
  • имеется возможность закрепления туклипсов;
  • трещотка на 5 скоростей (звёздочки с от 13-21 зубьями) без тормоза на задней втулке;
  • кассета на 2 скорости на педальной втулке (2 звёздочки на 47/50 зубьев, или 48/51);
  • пластмассовое седло на стальной основе;
  • вес модели – 10 кг+

«Старт-шоссе» В-555

Велосипед имеет схожие основные характеристики, однако отличается по следующим параметрам:

  • колёсная база с расстоянием 102/104 см;
  • ростовка для рамы предусмотрена только одна – 54 см;
  • вынос руля с высотой 7,5/13 см;
  • двойные ободья;
  • вес модели – 11 кг+

«Старт-шоссе Москва-80»

Выпуск данного уникального велосипеда был приурочен к проведению олимпиады 1980 года  в Москве. Модель сменила материал вилки и рамы со стали на алюминий и титан. Трубы стали баттированными, имели непостоянную толщину стенок. Расстояние выноса руля увеличилось на несколько сантиметров, а сама вилка поменяла форму. Модель была снабжена однотрубными покрышками.

Выпуск данного уникального велосипеда был приурочен к проведению олимпиады

Камера была покрыта износостойкой мало весящей тонкостенной покрышкой. Вся конструкция была приклеена к ободам. Полая титановая ось существенно уменьшала вес велосипеда. Шатуны педалей в модели также были облегчены. Звездочки и трещотка сделаны из титана. Модель имела великолепный накат и весила всего 8, 25 кг! Мало кто из современных моделей велосипеда может похвастаться таким весом!

На сегодняшний день модель является раритетом, завод выпускал ее только 2 года, до 1981-го. На олимпиаде эти велосипеды, к сожалению, не были использованы. После олимпиады завод вернулся к выпуску стандартных моделей.

Отзывы

Не смотря на иронию, исходящую от приверженцев современных моделей, можно смело отметить, что велосипед «Старт-Шоссе» не теряет своей актуальности. Отзывы владельцев моделей, в основном, крайне положительные.

Часто модель называют «вечной», «эталоном качества». Владельцы отмечают легкий ход, высокую скорость, хорошую проходимость, надежность конструкции. Таким отзывам действительно можно доверять! Какая другая модель настолько проверена временем и может похвастаться 20- или даже 30-летним стажем катания?!

Велосипед сегодня

Мы уже упоминали, что существуют целые клубы любителей данной модели, занимающихся восстановлением и тюнингом данной модели. Однако модель существенно изменилась с годами.

Единственное, что напоминает старый «Старт-шоссе» сегодня –  это рама, вилка и рулевая колонка советского образца. Почти всех сегодняшние модификации модели имеют двойные коробчатые ободья, современную резину Schwalbe с мощным защитным слоем от проколов.

Место устаревшей педальной каретки заняла втулка, имеющая крепление типа квадрат. Фирменный «лежачий» руль многие любители сменили на обычный. «Старт-шоссе» в современный варианте больше похож на велогибрид. Это — универсальные велосипед на раме ХВЗ.

Несмотря на просьбы многих любителей велоспорта, выпуск «Старт-шоссе» пока что так и не возродили. Шоссейных велосипедов из стали сейчас почти не встретишь. Поэтому интерес к линейке моделей «Старт-шоссе» у спортсменов, знающих толк в велосипедных гонках, не пропадает. Модель актуальна и сегодня.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий