Популярные модели советских велосипедов

Популярные модели советских велосипедовСоветские велосипеды славились своей надежностью. Даже сейчас нередки случаи, когда найденный на даче «Орленок» или «Турист» сохраняет свою работоспособность и требует только замены расходников. В чем секрет успеха техники СССР? Давайте разберемся вместе. В сегодняшней статье мы рассмотрим популярные модели советских велосипедов.

История производства велосипедов в СССР. Велосипеды приобрели популярность еще до революции 1917 года. Однако в то время двухколесный транспорт был доступен далеко не всем. Модели стоили довольно дорого.

После Октябрьской революции спрос на велосипеды повысился. Было принято решение наладить серийное производство недорогих моделей, отвечающих нуждам рабочего класса. Первые образцы байков были продемонстрированы в 1923 году заводом в Харькове. Позднее производство было налажено и в других крупных городах СССР: в Минске, Москве, Пензе и т.д.

Популярные модели советских велосипедов

Обзор заводов того времени

Харьковский велосипедный завод (ХВЗ)

Предприятие было основано в 1923 году. В 1924 году несмотря на довольно низкий уровень оборудования заводом было выпущено около 1000 велосипедов.

В годы Великой Отечественной войны предприятие было переориентировано. Работа по производству велосипедов возобновилась в 1945 году.

Интересно, что завод занимается производством велосипедов и по сей день. Всего за годы его существования было выпущено около 80 моделей байков.

Московский велозавод

Завод «Мосприбор» был основан в 1929 году. Он имел отдельный статус до 1973 года. После завод присоединился к ЦНИИ «Комета».

Рабочие станки и другое необходимое оборудование было доставлено из Англии. Работа завода началась в 1933 году. К тому времени неофициально были выпущены 180 экземпляров велосипедов.

Предприятие работает и сегодня.

Минский мотоциклетно-велосипедный завод

ММВЗ начал свою работу в 1945 году. В его основу легло оборудование, доставленное из Германии. Первые 10 велосипедов были выпущены в 1947 году. Модели прошли все необходимые тестирования, после которых были внесены некоторые корректировки. После этого начался массовый выпуск велосипедов.

Первым байком, сошедшим с конвейера завода был В-16. В 50-е годы двадцатого века были разработаны подростковые модели, такие как «Орленок» и «Ласточка». Об этих велосипедах мечтал практически каждый советский ребенок. Чуть позднее было запущено производство мужского велосипеда «Минск».

С 1951 года предприятие было перепрофилировано. На заводе стали выпускать мотоциклы «Москва». Техника была долго востребована потребителями, однако с 2000 года завод стал сдавать позиции. В 2018 году предприятие прекратило свою работу.

Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции

Завод был основан в 1939 году. В 1991 году предприятие получило новое название — ОАО «Велта».

Наиболее известными моделями среди линейки продукции завода являются:

  • «Кама».
  • «Салют».
  • «Прогресс».
  • «Урал».

Все эти модели выпускались рекордно крупными партиями. Всего за годы существования предприятием было разработано около 25 моделей. Завод прекратил свою работу в 2005 году.

Особенности советских моделей велосипедов

Итак, что же особенного имели советские модели? Для их изготовления использовались материалы, рассчитанные на длительный срок эксплуатации. Байки прекрасно работали и не имели коррозии.

Рама могла быть как открытого, так и закрытого или выпуклого типа. Шоссейные модели отличались малым весом и зачастую превосходили по показателям заграничные аналоги.

Велосипеды с односкоростной трансмиссией почти всегда имели раму открытого типа. В некоторых случаях они комплектовались выпуклой рамой. Все байки имели малый вес. В комплектацию входили защитные крылья. Модели поставлялись с колесами от 20 до 28 дюймов.

Почти все советские велосипеды имели барабанный тормоз простой конструкции. Торможение осуществлялось при помощи педалей. Тормоза V-brake устанавливались крайне редко: только на гоночные велосипеды.

Выпущенные в СССР модели отличались от современных вариантов размером задней звезды.

Среди дополнительных аксессуаров устанавливались подножка, звонок, сумочка для инструментов, зеркала заднего вида, багажник, передняя или задняя корзина, светоотражатели.

Обзор трехколесных моделей

Предприятия СССР уделяли особое внимание технике для самых маленьких. Было выпущено около 50 моделей.

Все они отличались ярким дизайном. На велосипеды устанавливались детали из дефицитного в то время пластика.

Трехколесные варианты имели большую устойчивость. Практически все модели повторяли одну и ту же геометрию рамы. Педали велосипедов располагались на переднем колесе. Резина на колесах была цельной. Многие модели обладали опцией регулировки высоты седла и руля.

Детские двухколесные модели часто оснащались боковыми страховочными колесами.

«Малыш»

Велосипед «Малыш» представляет собой модель для детей от 1 года до 3 лет. Именно этот байк стал первым для многих советских ребятишек. Модель характеризовалась лаконичной геометрией. Рама в виде дуги соединялась сзади с колесной осью. На переднем колесе размещались педали. Сиденье устанавливалось на раму. Модель предназначалась для катания по ровному асфальту. Интересно, что «Малыш» выпускается и в наши дни. Однако вид его немного поменялся.

«Стрекоза»

Модель выпускалась с 1974 года в Латвийской СССР. Велосипед был довольно раритетным. Корпус был окрашен в красный цвет. Колесные диски имели золотистый оттенок.

Модель отличалась от аналогов наличием цепной передачи. Велосипед развивал более высокую скорость по сравнению с аналогами. Высота руля и сиденья имели опцию регулировки.

Байк был ориентирован на возраст от 3 до 5 лет. Модель можно найти в продаже и по сей день.

«Ветерок»

Модель представляла собой трансформер. Выпуск велосипеда начался в 1950-годы. Двухколесную модель можно было превращать в трехколесный велосипед. Сиденье и руль имели широкий диапазон настроек.

Байк имел ножной тормоз барабанного типа. Велосипед был ориентирован на райдеров от 3 лет.

Обзор детских и подростковых моделей

Всего на предприятиях СССР было выпущено около 100 детских велосипедов. Практически все модели имели опцию регулировки высоты руля и сиденья.

«Мишка»

Велосипед «Мишка» подходил для детей от 5 до 7 лет. Производством модели занималось предприятие в Саранске. Рама имела изогнутую геометрию. На байк устанавливалась цепная передача. Торможение осуществлялось при помощи педалей. Велосипед имел 12-дюймовые колеса, стальные обода, шины пневматического типа, мягкое седло. Основа сиденья изготавливалась из поролона. Верх обивался дермантином.

«Зайка-Люкс»

Велосипед выпускался предприятием во Львове. Байк предназначался для детей от 4 до 7 лет. Сиденье имело спинку и изготавливалось из пластика. Байк имел стальные обода и ножной тормоз. Задняя втулка позволяла свободный ход. На модель устанавливались защитные крылья. В комплектацию входили съемные колесики, защита цепи, крепкий багажник, сигнальный рожок, декоративная фара.

«Дружок»

Этот двухколесный детский байк имел стальную раму складного типа. Рулевая колонка отличалась большой высотой. Колеса имели размер в 14 дюймов. Шины были изготовлены из резины. В комплектацию входили защитные крылья.

На модель устанавливался клещевой тормоз заднего колеса. Имелся звонок. Байк был ориентирован на детей от 3 до 5 лет. Имелась опция монтажа дополнительных боковых колес.

«Рябинка»

Велосипед производился на Атигском заводе и был ориентирован на подростков. Модель имела стальную вилку, открытую раму, барабанный тормоз, стальные тормоза. Байк весил 12.3 килограмм. Сиденье отличалось полужестким каркасом. Мягкий поролон покрывался дермантином.

В комплектацию входили багажник, подседельная сумка, набор дорожных инструментов, звонок. Заднее крыло оснащалось красным светоотражателем, переднее — белым. На цепь устанавливалась защита. В комплекте к велосипеду шел насос.

«Бабочка»

Модель была рассчитана на детей от 4 до 7 лет. Байки выпускались под Тулой. Рама и вилка изготавливались из труб. Колеса имели 12-дюймовый диаметр. Обода делались из стали, пневматические шины — из резины.

Модель была рассчитана на детей от 4 до 7 лет

Байки имели задний тормоз барабанного типа, а также передний ручной тормоз. На оба колеса были установлены защитные крылья. Байк имел цепную передачу. В комплектацию входили дополнительные съемные колесики, звонок, багажник и защита цепи.

«Дубиса»

Модель на открытой раме выпускалась в Литве на заводе «Вайрас». Велосипед был ориентирован на возраст от 10 лет. Передняя вилка и обода изготавливались из стали. Модель имела барабанный и передний клещевой тормоза. Седло отличалось эргономичной формой. Каркас полужесткого типа покрывался довольно толстым слоем поролона. Верх седла был изготовлен из дермантина. На колесах присутствовали крылья. Цепь имела защиту. Велосипед комплектовался багажником, зеркалом заднего вида, фонариком с генератором, насосом, подседельной сумкой. Вес модели составлял 12.3 кг.

«Кросс»

Велосипед выпускался на предприятии Саранска. Модель была ориентирована на детей от 7 до 11 лет. Байк поставлялся в нескольких модификациях и имел тормоза барабанного или клещевого типа. Мягкое седло обивалось дермантином. Верхняя труба рамы имела мягкую защитную накладку. Байк продавался вместе с защитными крыльями и светоотражателями. Багажник отсутствовал. Велосипед весил 12 килограмм.

«Вента»

Складной велосипед «Вента» позиционировался как дорожная модель, ориентированная на райдеров от 8 до 15 лет. Велосипед производился в Шяуляе. Рама имела удобный механизм складывания. Передняя вилка была изготовлена стали и отличалась круглым сечением. На модель устанавливались кантилеверные тормоза и ножной тормоз. Седло имело каркас на пружинах. Поролоновый слой покрывался кожзаменителем.

«Школьник»

Данная подростковая модель имела две модификации: для мальчиков и для девочек. Она предназначалась для райдеров старше 10 лет. Транспорт выпускался Горьковским велосипедным заводом. Торможение осуществлялось при помощи педалей. Сиденье изготавливалось из пластика. Колеса имели защитные крылья. Велосипед весил 9.5 килограмм.

Обзор спортивных моделей

Все советские велосипеды спортивного типа отличались небольшим весом и хорошими ездовыми показателями. Ниже представлен список лучших моделей.

«Чемпион»

Велосипед выпускался харьковским заводом. Модель разрабатывалась специально для участия в гонках. Велосипед имел жесткую раму уникальной геометрии. Перья передней вилки имели повышенный изгиб, что придавало конструкции большую упругость.

Велосипед оснащался новейшей для того времени трансмиссией с параллельным переключением передач. Задняя втулка не имела тормоза. Байк комплектовался пятиступенчатой трещоткой. Сиденье отличалось продуманной эргономикой. Руль имел вынос. Вес модели составлял 10.5 килограмм.

«Москва 80»

Шоссейный гоночный велосипед в 52 экземплярах был изготовлен специально для участия в олимпиаде. К сожалению советские велосипедисты не выступили на соревновании. Однако байк стал культовым среди любителей велоспорта.

Руль изготавливался из алюминия и имел вынос удлиненного типа. Рама модели  была выполнена из легированной стали. Спицы, каретка и шатуны изготавливались из титана. Оснащенная трещоткой втулка имела свободный тип хода. Седло модели изготавливалось на стальном каркасе. Покрытие было сделано из пластика.

Велосипед имел уникально низкий вес — всего 8.5 килограмм.

«Рекорд»

Трековая модель производилась харьковским заводом. Байк поставлялся в различных вариантах. Велосипед предназначался для участия в профессиональных гоночных заездах. Среди отличительных особенностей можно назвать уникальную геометрию рамы, а также использование тонкостенных труб из стали.

На модель устанавливался традиционный руль-баран с длинным выносом.

Обода колес отличались небольшим весом. Для их изготовления использовались алюминиевый сплав или дюраль. Средняя часть спиц отличалась сниженным диаметром. Это делалось для уменьшения общей массы модели. В комплектацию входили педали челночного типа. Сиденье имело жесткий стальной каркас. Сверху ставилось покрытие из пластмассы.

Велосипед имел небольшой вес даже по современным меркам: всего 8.5 килограмм.

«Спринт»

Модель предназначалась для трековых соревнований. Байк выпускался на харьковском заводе. Велосипед подгонялся под индивидуальные параметры каждого спортсмена. Рама имела продуманную геометрию. Ее основа изготавливалась из тонкостенных труб. Пластиковое сиденье имело стальной каркас. Велосипед весил 8.6 килограмм.

«Метеор В-68И»

Байк выпускался в Харькове и предназначался для профессионального спорта. Обода модели сделаны из дюралюминия. Спицы имели облегченный вес благодаря уменьшенному диаметру. На модель устанавливались стальные челночные педали, алюминиевый руль. Вес велосипеда в базовой комплектации составлял 8.7 килограмм.

«Тахион»

Велосипед производился харьковским заводом. Байк был разработан для подготовки профессиональных спортсменов к соревнованиям. Модель выпускалась с 1981 по 1992 годы. На велосипеде использовались японские или итальянские рамы. Обода изготавливались из алюминиевого сплава. Колеса имели титановые спицы. На модели использовалась французская цепь. Шины имели размеры 600Х24 мм. Руль был выполнен их алюминия.

Байк был разработан для подготовки профессиональных спортсменов к соревнованиям

Велосипед отличался малым весом — всего 8.7 килограмм.

«Спорт»

Трековый велосипед выпускался харьковским заводом. Модель имела стальную раму закрытого типа. Руль велосипеда изготавливался из алюминия. На байк ставилась цепь втулочно-роликового типа. Звезды изготавливались из алюминия. Байк комплектовался челночными педалями. Велосипед не имел колесных крыльев или защиты цепи и отличался рекордно низким весом — 7.8 килограмм.

«Тандем»

Велосипеды производились по спецзаказу. Модели создавались для подготовки профессиональных спортсменов к парным трековым соревнованиям. Рама изготавливалась из стали и имела жесткую конструкцию. Подседельная труба отличалась изогнутой формой. Колеса имели стальные спицы. Педали также были изготовлены из стали.

Велосипед имел узкое спортивное сиденье, основной и вспомогательный рули.

«Чемпион В 551»

Модель велосипеда выпускалась харьковским заводом с 1957 по 1963 годы. Рама отличалась большой жесткостью. Эффект был достигнут применением нестандартной геометрии. Байк имел мягкое продуманное сиденье, пятиступенчатую трещотку, трансмиссию с переключателями параллельного типа. Колеса байка оснащались удобными эксцентриковыми креплениями. Руль велосипеда имел удобные манетки.

«Золотые колеса»

Велосипед является призовым и выдавался победителям заезда, организованного харьковским велозаводом. Рама байка имела желтый цвет. На колесах были установлены золотистые шины. Руль велосипеда был выполнен из алюминия. Байк не имел крыльев и защиты цепи.

Обзор городских и дорожных моделей

Дорожные советские модели отличались высокой надежностью. Они выпускались в мужских, женских и подростковых вариантах.

«Орленок» и «Ласточка»

Модели ориентировались на мальчиков и девочек старше 7 лет. Они были разработаны на базе немецких довоенных велосипедов. Первоначально байки выпускались в Минске. Однако после производство было перенесено в Шяуляй.

Выпуск моделей продолжался до 1978 года. Варианты для мальчиков и девочек отличались по геометрии рамы. Передняя втулка и руль изготавливались из стали. На велосипеды устанавливалась односкоростная трансмиссия и барабанный тормоз. Колеса на стальных ободах имели диаметр в 24 дюйма. Модели характеризовались укороченной защитой цепи. В комплектацию входили насос, набор дорожных инструментов и удобная подседельная сумочка. «Орленок» имел багажник.

«Турист»

Велосипед позиционировался как мужской туристический байк, подходящий для катания по умеренно пересеченной местности. В продаже имелось несколько вариантов модели. Массовое производство было запущено в 1949 году в Харькове. Байк отличался рамой закрытого типа, форма руля зависела от предназначения велосипеда и могла быть как спортивной, так и дорожной.

Практически все модели имели ножной педальный тормоз. Иногда на байки устанавливались ручные тормоза клещевого типа. Самые последние модификации байка имели трехскоростную трансмиссию.

«Харьков»/«Прогресс»

Байк выпускался с 1948 по 1950 годы. Изначально модель именовалась «Харьков», однако позднее стала называться «Прогресс». Байк отличался рамой закрытого типа и имел багажник, дорожные инструменты и подседельную сумку. Вес велосипеда достигал 16.5 килограмм.

«Спутник»

Велосипед представлял собой туристическую модель на закрытой стальной раме. Байк имел дюралюминиевые обода, трехступенчатую трещотку, клещевые тормоза, трехскоростную трансмиссию. В комплекцию входили насос, светоотражатели и подседельная сумочка. Модели ориентировались на широкую непрофессиональную аудиторию.

Заключение

Мы рассмотрели с вами основные модели советской велосипедной промышленности. Как видите, список довольно большой. Однако и он не является полным. Всего за годы существования советских предприятий было разработано множество удобных и практичных моделей. Старые советские велосипеды до сих пор являются эталоном качества. Модели делались «на века» и работали долгие годы. Несмотря на то что на сегодняшний день такие велосипеды являются устаревшими, современным производителям определенно есть чему поучиться у советских инженеров и техников. Их наследие внесло огромный вклад в отечественную и мировую велоиндустрию.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий