Как выбрать ВМХ велосипед: обзор лучших производителей

Как выбрать ВМХ велосипед: обзор лучших производителейBMX велосипед идеально подходит для выполнения трюков. Ему под силу то, что практически невозможно освоить на других маунтинбайках. На модели можно прыгать с трамплинов, совершать зрелищные виражи, выполнять эффектные финты. В сегодняшней статье мы подробно рассмотрим отличия BMX велосипеда от обычного горного байка. Поговорим о его технических характеристиках, приведем список лучших моделей.

Что такое BMX велосипед. Для начала давайте разберемся с названием дисциплины. Аббревиатура BMX означает bicycle motocross и переводится как «велосипедный мотокросс». Велосипеды представляют собой узкоспециализированные модели, имеющие очень жесткую конструкцию рамы и вилки. Такая геометрия позволяет байкам эффективно выдерживать большие нагрузки во время экстремального катания.

Велосипеды отличаются колесами маленького размера и наличием всего одной скорости. Многоскоростная трансмиссия в данном направлении спорта ни к чему. Сиденье низкое, расположено близко к раме. Часто райдеры вовсе не пользуются сиденьем. На некоторых моделях седло и вовсе отсутствует.

Как выбрать ВМХ велосипед

История создания

Байки такого типа начали производиться с 60-70 годов 20-го века. Изначально модели задумывались как детские и подростковые, предназначенные для мотокроссовых тренировок. Вскоре преимущество некрупных моделей стало понятным всем продвинутым райдерам.

С 2008 года дисциплина BMX входит в программу Олимпийских игр.

Конструкция велосипеда

Как мы уже упомянули, байки такого типа не имеют скоростей. Велосипед довольно легкий и максимально жесткий. Рама по конструкции длинная и низкая. Для того, чтобы понять все детали и отличия моделей от обычных велосипедов, стоит подробнее рассмотреть их технические характеристики.

Рама

Агрессивное катание предполагает наличие рамы повышенной прочности. В BMX дисциплине к велосипедам предъявляются следующие требования:

  • Для создания рамы используются титан с хромомолибденом, сплавы из стали и алюминий.
  • Геометрия рамы напоминает два треугольника, имеющих общее основание.
  • Трубы рамы утолщены в местах повышенных нагрузок.
  • По сравнению с другими моделями, BMX байки имеют утолщенное крепление втулки.
  • Рама низкая, вытянутого типа. Длина элемента зависит от вида катания.

Руль

Руль велосипеда имеет гироротатор — механизм, позволяющий свободное вращение вокруг своей оси. Прочность руля обеспечивается при наличии кроссбара — дополнительной перекладины.

Грипсы имеют на концах заглушки. Райдер должен в обязательном порядке иметь максимальное сцепление с рулем во время хвата.

Колеса

Колеса моделей по диаметру составляют от 16 до 24 дюймов. Золотым стандартом являются 20-дюймовые варианты.

В зависимости от стиля тренировок выбираются или агрессивные покрышки с высоким рельефом, или гладкая сликовая резина. Зубастые варианты подходят для катания по пересеченной местности. Слики ориентированы на катание по асфальту.

Популярным вариантом являются и полуслики, сочетающие в себе гладкую середину и рельефные боковые части.

Давление в колесах выбирается в диапазоне от 3 до 7 Бар.

Обода в обязательном порядке усиленные: или двухкамерные, или трехкамерные.

Вилка

Вилка как правило изготовлена из стали с добавлением молибдена или хрома. Она имеет довольно большие объемы и обеспечивает высокую прочность конструкции.

Пеги

На колесных втулках устанавливаются так называемые пеги. Они представляют собой карбоновые или пластиковые трубки длиной в 10-11 см., используемые для опоры во время исполнения трюков. Благодаря им байк прекрасно скользит на перилах или других элементах. Пеги также используются райдерами для опоры ногами при исполнении ключевых элементов.

Геометрия рамы напоминает два треугольника

Скорость и торможение

Переключателей скоростей нет. Трансмиссия однаоскоростная. Конструкция велосипеда максимально простая. Внешние тросики и выступающие части на байках отсутствуют. Тормозная проводка спрятана внутрь вилки. Для обеспечения работы заднего тормоза применяется гироротатор, размещенный в рулевой колонке.

В стремлении снизить вес велосипеда многие спортсмены и вовсе обходятся без тормозов.

Сиденье и педали

Седло велосипеда расположено максимально низко, почти вровень с задним колесом байка. В процессе исполнения трюков сиденье практически всегда не используется.

Педалям в данном направлении велоспорта уделяется особое внимание. Элементы должны выдерживать максимальные нагрузки. Для их изготовления используется алюминий или магниевый сплав. Иногда встречаются и пластиковые варианты, однако металлические аналоги предпочтительнее.

Педали для BMX отличаются наличием шипов. Райдер не только толкает педали, но и «тянет» их.

Направления BMX

Велосипедный мотокросс делится на несколько отдельных дисциплин.

Street (Стрит)

Данный вид наиболее популярен среди спортсменов. Для тренировок не требуется наличия специальных площадок или трасс. Катание осуществляется в естественных городских условиях. Трюки можно тренировать в скверах и парках: перепрыгивать через бордюры, съезжать по лестницам и перилам, запрыгивать на парапеты.

Стрит — это не только тренировка. Это — стиль жизни со своей музыкой, одеждой и атрибутикой.

Байк для стрита легкий и прочный, часто не имеет тормозов. В некоторых случаях отсутствуют и сиденья. Резина сликовая или широкая. Колеса как правило небольших размеров. В обязательном порядке имеются пеги.

Модели оборудуются втулками-фрикостерами, дающими возможность кручения колес в обратном направлении.

Байки такого типа не предназначены для прыжков с трамплинов. Вертикальная вилка моделей практически наверняка создаст трудности при приземлении.

Racing (гонки или рейс)

История BMX началась именно с этого стиля катания. Направление предполагает прохождение райдером специальной трассы. На велосипедах преодолеваются крутые повороты и другие препятствия.

Модели характеризуются:

  • Наличием легкой алюминиевой рамы повышенной прочности.
  • Удлиненной геометрией базы, повышающей устойчивость велосипеда.
  • Установкой резины с крупным протектором.
  • Наличием заднего тормоза.
  • Установкой контактных педалей высокого качества.

Байки такого типа прекрасно показывают себя в условиях скользкой или сыпучей грунтовой дороги.

Dirt (Дёрт или дёрт-джампинг)

Направление представляет собой дисциплину, предполагающую большое количество прыжков по трамплинам и грунтовым холмам. Это могут быть как отдельные трамплины, так и расположенные друг за другом элементы.

Задача райдера состоит в том, чтобы взлететь как можно сильнее и совершить в воздухе цепочку из трюков. Оцениваются сложность комбинации, зрелищность, точность приземления.

Велосипеды отличаются большим весом по сравнению с другими направлениями данного вида спорта. Рама моделей, руль и вилка выполнены из стали.

Велосипеды оборудованы передним и задним тормозами. Рама усиленная, прочная. Для комфортного приземления предусмотрен значительный угол наклона вилки.

Байк имеет удлиненную базу, благодаря чему стабилен в полете. Центр тяжести заниженный. Велосипед обладает хорошей устойчивостью на грунте.

Резина широкая, с агрессивным рельефом и крупным протектором. Сцепление колес максимальное.

Педали прочные, широкие по форме.

Дёрт является одним из самых зрелищных направлений в велоспорте, однако и довольно травмоопасным. От райдера требуются максимальная концентрация и полная отточенность движений. Спортсмены используют самую надежную защитную экипировку.

BMX парк

Данное направление возникло случайно в 1976 году в Калифорнии, США. Тогда необыкновенно засушливое лето привело к высыханию частных бассейнов. Интересную геометрию полученных конструкций облюбовали скейтеры.

Вскоре стали строиться отдельные скейт-парки, состоящие из металлических рамп. Строения привлекли и райдеров. Довольно быстро рампы, представляющие собой длинные металлически трубы, разрезанные вдоль, стали применяться в велоспорте.

Сегодня парки для данного направления используются для соревнований. Спортсмен стартует с одного края рампы и вылетает на другом ее конце. Находясь в воздухе райдер выполняет несколько эффектных трюков, после чего снова приземляется и набирает новый разгон. Судьи оценивают высоту вылета, точность исполнения элементов, зрелищность, количество трюков в связке.

Велосипед для парка напоминает байк для дёрта. Он такой же прочный и устойчивый. При этом он более юркий и легкий и напоминает бимиксы для рейса. Тормоза на конструкции отсутствуют. Шины тонкие. Велосипед обладает хорошим накатом.

Flatland (Флэтленд)

Это — довольно спокойный вид экстремального катания. Здесь нет прыжков или опасных элементов. Тренировка скорее напоминает танец на велосипеде. Райдеры катаются на одном колесе, выполняют акробатические элементы, вращают байк вокруг своей оси, перескакивают через руль.

Байки для флэтлэнда отличаются максимально короткой базой и почти вертикальным расположением вилки. Пеги прочные, присутствуют на каждом колесе. Спицовка плотная, обода усиленные. Тормоза отличаются повышенной чувствительностью.

Как выбрать BMX велосипед

Байк выбирается исходя из направления дисциплины. Перед тем, как купить модель, важно определиться с тем, для каких целей вы будете использовать велосипед. Не существует универсальных моделей. Профессиональные занятия BMX предполагают наличие узкоспециализированного транспорта.

Материал

От выбора материала в значительной степени зависят прочность и вес велосипеда. Стандартная хай-тен сталь отличается невысокой ценой, однако материал не достаточно прочный. Легированная хромомолибденовая сталь в два раза прочнее обычной. Цена на такой байк намного выше, чем на стандартные варианты.

Недорогую и качественную модель можно приобрести путем выбора комбинированных вариантов, где несущие детали сделаны из хромомолибденовой стали, а второстепенные — из Hi-Ten. Стоит в обязательном порядке удостовериться в том, что для рамы используются легированные трубы.

Рамы из алюминия подойдут только для BMX Racing. Годятся они также для детских и подростковых моделей велосипедов. Они не способны выдержать серьезной нагрузки.

Титановые варианты довольно дорогие. Если финансы позволяют, можно выбрать их.

Рулевая колонка

Колонка руля должна быть мощной. Диаметр детали минимум 1.1/8 дюймов.

Идеально, если конструкция будет представлять собой интегрированный стакан с промподшипниками закрытого вида. Элементы такого вида не смогут нарушить целостность трубы.

Кареточный стакан

Прекрасным вариантом является стакан с запрессованной втулкой. Подшипники лучше предпочесть Mid или более легкий вариант —  Spanish или «испанку». Euro варианты представляет собой резьбовые стаканы, имеющие внешние подшипники. Они довольно тяжелы и не очень надежны. Другие варианты стаканов для дисциплины не применяются.

Втулки

Втулка велосипеда подвергается повышенной нагрузке. Идеальным вариантом будет втулка, имеющая драйвер. Она имеет большой срок службы, обусловленный наличием храпового механизма. Альтернативным типом является фрикостер. Он стоит довольно много. Перед покупкой следует подробно проанализировать необходимость его наличия в выбранном вами направлении спорта.

Третьем вариантом является фривил. Он стоит довольно недорого. Основным его недостатком является весьма крупная и увесистая звезда.

Колеса

Обода стоит выбирать как минимум двойные, толщиной от 1.8 до 2.25 дюймов. Более частая спицовка увеличивает прочность колеса. Резину покупают, исходя из параметров площадки или трассы для тренировок. Это могут быть как слики, так и полуслики или агрессивные шины.

Педали

Специалисты называют магниевые варианты самыми прочным и легкими. Весят они меньше алюминиевых. Последние, впрочем, являются достойным и недорогим вариантом. Пластик выбирать не стоит, хотя такие модели и встречаются. В крайнем случае, если байк нравится, а педали — нет, можно просто купить более крепкие элементы.

Размер

Так как BMX дисциплина практически всегда предполагает катание в положение стоя, размер рамы не имеет значения. Длину верхней трубы стоит выбирать путем примерки. Однако параметр, все же, второстепенен. Все байки направления довольно мелкие и разница в размерах крайне невелика.

Лучшие BMX велосипеды

Ниже мы составили список лучших производителей BMX моделей.

Haro Bikes

Бренд был основан профессиональным райдером Бобом Харо. Он самостоятельно разрабатывал модели и выполнял на них невероятные трюки. Такая удачная живая реклама вскоре принесла свои плоды. Бренд продвинулся в топ производителей байков для BMX. Компания специализируется не только на бимиксах. В линейке товаров также присутствуют горные модели и пляжные велосипеды.

Sunday

Разработчики компании — активные райдеры-экстремалы. Бренд дает пожизненную гарантию на всю свою продукцию. Рамы сделаны их хромомолибдена. Узлы подвергаются дополнительной термической обработке, повышающей прочность конструкции.

Subrosa

Трубы рамы утолщены

Байки компании отличаются высоким качеством и относительно низкой стоимостью. В линейке компании достаточно много моделей, отвечающих самым разным требованиями райдеров.

Stolen Bike

Велосипеды компании изготавливаются из прочного и легкого хрома. Тормоза съемного типа. Они устанавливаются или демонтируются по желанию самого райдера.

Redline

Фирма имеет многолетний опыт производства бимиксов. Товары компании предпочитают самые именитые спортсмены. Именно на байках Redline выигрываются топовые соревнования. Велосипеды компании по праву считаются эталонами моделей для рейсинга.

BSD

Представляет собой британского производителя. Линейка моделей и запчастей поражает своим разнообразием.

Federal

Еще один представитель британской велоиндустрии. Производит довольно неплохие модели.

Stereo bikes

Относительно новая немецкая компания. Выпускает очень эффектные и запоминающиеся по дизайну байки.

Duo

Бренд из США. Отличается высоким качеством велосипедов и их компонентов.

Verde

Еще один представитель американских производителей качественных велосипедов.

Наряду с вышеописанными компаниями достойные MTB модели выпускают такие всемирно известные производители широкого профиля, как:

  • Они поставляют модели высокого класса.
  • Giant — производят качественные и недорогие байки.
  • Отечественная компания Stels. Велосипеды подойдут новичкам.

Цена

По цене модели можно условно разделить на три категории:

  1. Модели до 15000 рублей. Базовые велосипеды для новичков. Гироротор в них обычно заменен простыми тросами.
  2. Модели от 15000 до 30000 рублей. Байки начального и среднего сегмента. Подойдут как новичкам, так и продолжающим.
  3. Профессиональные модели. Минимальная стоимость от 30000 рублей. Максимальная составляет несколько сотен тысяч рублей. Здесь есть все для спорта высоких достижений.

Заключение

ВМХ спорт делится на несколько подвидов. Велосипеды для ВМХ должны отвечать самым высоким требованиям по качеству, безопасности и надежности.  Модель выбирается, исходя из направления спорта. Особое внимание уделяется   прочности рамы, весовым показателям, строению рулевого механизма и втулок.

Михаил Ерофеев

Привет, являюсь профессиональным механиком велосипедов со стажем более 10 лет, произвожу ремонт и обслуживание профессиональных велосипедов! Выполняю ремонт практически любой сложности. За плечами огромный опыт работы в профессиональных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга. Также огромный опыт эксплуатации велосипедов в профессиональном спортивном прошлом. Произвожу обслуживание вилок, сборку колёс и подбор спиц, гидравлику, трансмиссию и т.д. На этом сайте делюсь опытом и веду блог в интересной для меня теме, сохраняйте в закладки сайт, пишите комментарий, будем общаться!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий