Главный велосипед для путешествий всех советских граждан

Главный велосипед для путешествий всех советских гражданВелосипед «Турист» ХВЗ. Характеристики и тюнинг.

Велосипед «Турист» — самое популярное произведение Харьковского велосипедного завода. Под этим названием выпускался целый ряд байков для дорожно-спортивных путешествий.

Он привлекал будущих веловладельцев не только приятным внешним видом, но и своими техническими характеристиками.  А отличное соотношение цены и качества окончательно развеивало все сомнения даже у самого пристрастного покупателя.

В настоящее время Харьковский Велосипедный завод продолжает выпускать «Туриста», оснащая его современными технологиями. Но стоит узнать, как началась история популярного туристического велосипеда в СССР.

История

ХВЗ (Харьковский велосипедный завод) был учрежден в 20-х годах прошлого столетия. В 1923 году появился первый образец байка.

Факт! два студента факультета физической культуры Государственного университета – А.Князев и И. Фрейдберг —  были первыми, кто решили испытать творение ХВЗ. И уже в 1924 году молодые люди решили отправиться в кругосветное путешествие на этих двухколесных транспортных средствах. Студенты пересекли всю Сибирь, добравшись до Китая, затем посетили Японию и несколько стран Латинской Америки. И, спустя три года, вновь вернулись в Москву.

С 1949 (год начала выпуска) по 1961

До Великой Отечественной войны, велозавод выпустил более одного миллиона байков. В военное время предприятие было эвакуировано в Бухару, а ХВЗ был переориентирован на производство военной техники.

В 1945 году предприятие вернулось в родные стены и изготовление велосипедов небольшими шагами стало налаживаться. А уже спустя четыре года с конвейера сошла модель байка под названием «Турист».

Интересно! В истории велосипеда «Турист» принято выделять два периода:

  1. С 1949 (год начала выпуска) по 1961
  2. С 1978 и до настоящего времени.

За время первого периода было выпущено три вариации велобайка «Турист». Первый тип – В-31. Это был первый и последний велосипед завода с одной скоростью.

В-32 приобрел бОльшую популярность, чем его предшественник. Все благодаря трехскоростной трансмиссии. Кстати, механизм переключения скоростей в то время получил очень неординарное имя – «костяная нога». К последним моделям, этот переключатель стал телескопическим.

В-33 конструктивно практически не имел существенных различий с предыдущими версиями. Главным преобразованием стало изменение материала велосипедной рамы: с алюминия на сталь. Этот переход сделал «Туриста» более прочным, что позволяло преодолевать еще большие расстояния и трудные дистанции.

Факт! Именно эта модификация стала основой классической конструкции дорожно-туристического велобайка.

косая рама на Туристе

В 1961 году, благодаря космическим достижениям СССР, было принято сменить название «Турист» на символичное «Спутник». И первая модель В-34 под космическим названием стала проникать на рынок с небольшими преобразованиями: руль стал алюминиевым, был трансформирован задний переключатель, конструкция выноса тоже претерпела незначительные изменения.

Название «Турист» вернулось только спустя 17 лет. Модель под серийным номером 153-411 появилась в совершенно новом, ярком дизайне. Добавилась защита как до передней, так и до задней звезды. Однако, эта версия «Туриста» слишком напоминала модель «Спорт» того же Харьковского велосипедного завода.

К следующей версии «Туриста» под номером 153-421 был добавлен багажник. Но даже это нововведение не спасло велосипед от краха. Дело в том, что было принято решение велосипедную раму, втулки, вынос производить не из хромированной стали, а из алюминия, как было с первыми модификациями «Туриста». Это изменение сыграл злую шутку и существенно испортило качество «Туриста». Поэтому модель признали браком.

Интересно! Чем был так привлекателен «Турист»? По сравнению с другими велосипедами этого завода, конструкция «Туриста» была облегчена.

Главный велосипед для путешествий всех советских граждан

Технические характеристики «Туриста»

Велосипед «Турист» имел ряд характеристик, которыми обладали все три модели, независимо от имеющимися между ними отличиями.

  1. Вес велосипеда составлял всего 14 кг.
  2. Длина рамы – 1090 мм.
  3. Диаметр колес – 28 дюймов или 622 мм
  4. Втулочно-роликовая цепь
  5. Литые облегченного формата педали
  6. Сидения были как мягкие, так и жесткие

В комплектацию велосипеда входил также звонок на рулевом штурвале, фонарь, насос для подкачки шин, а на раме имелась небольшая сумка для инструментов.

Тюнинг велосипедов

Многие коллекционеры и любители раритетной техники с удовольствием скупают «Туриста», чтобы вдохнуть в него новую жизнь или немного осовременить его.

И первым делом, при покупке советского велосипеда, многие смотрят на его состояние. Фактически, этот велосипед не только несколько лет простоял в гараже, без должного ухода и обслуживания, но и в свое время мог провести в дороге не одну сотню километров. Поэтому естественно, что многие детали подлежат замене.

И первое, на что обращают внимание: это шатуны, цепь, переключатели и обода. Несмотря на то, что многие составляющие можно приобрести и в Харьковском автомобильном заводе, многие мастера предпочитают использовать при реконструкции зарубежные детали.

А вот покраска – одно из любимых занятий веломехаников. Благодаря простой конструкции, процесс окраски проходит весьма просто. Выбрав нужный цвет, можно изменить велосипед и в домашних условиях.

Многие умельцы трансформируют велосипед «Турист» и под вид современных дорожных байков, прикрепляя более удобное сидение, и меняя всю тормозную систему.

А для путешествий в ночное время суток, многие дополняют велосипед и различные световые источники: от фонарей до подсветки всего велосипеда. Источники питания также могут быть разными: как обычные батареи, так и динамо-машины. Такого рода тюнинг делает поездку не только более привлекательной, но и безопасной.

Велосипед «Турист» — это настоящая легенда среди всех велосипедных марок советского времени. Благодаря своей конструкции, характеристикам и привлекательной цене, он моментально завоевал любовь всех советских граждан. И даже в настоящее время найдутся любители байков Харьковского велосипедного завода.

Михаил Ерофеев

Привет, являюсь профессиональным механиком велосипедов со стажем более 10 лет, произвожу ремонт и обслуживание профессиональных велосипедов! Выполняю ремонт практически любой сложности. За плечами огромный опыт работы в профессиональных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга. Также огромный опыт эксплуатации велосипедов в профессиональном спортивном прошлом. Произвожу обслуживание вилок, сборку колёс и подбор спиц, гидравлику, трансмиссию и т.д. На этом сайте делюсь опытом и веду блог в интересной для меня теме, сохраняйте в закладки сайт, пишите комментарий, будем общаться!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий

  1. сергей

    У моего старшего брата был турист. Я часто просил покататься. Мне запомнился. что на нем легко и устойчиво переключались скорости /их было 3/. Запомнилось, что тросики было трудно найти. Велосипед был прочным и не тяжелым. Сейчас у меня бюджетный велосипед типа «стелс»/но не стелс/. 7 скоростей плохо переключаются -попал под дождь, жди проблем, уронил велосипед -тоже. Как-то все малонадежно. Люди давайте все делать хорошо, а не ради денег.

    Ответить