Велосипед на толстых колесах. Характеристики фэтбайка. Рейтинг лучших моделей

Велосипед на толстых колесах. Характеристики фэтбайка. Рейтинг лучших моделейВелосипед на толстых шинах неизменно привлекает к себе внимание окружающих. Обыватели часто думают, что байк такого типа покупается именно из-за его эффектного вида. Однако у модели есть и свои технические преимущества. Итак, давайте поговорим о том, что такое фэтбайк. Рассмотрим плюсы и минусы моделей, а также составим рейтинг лучших производителей.

Особенности фэтбайка. Велосипед с толстыми покрышками является разновидностью горного транспорта. Модель была изобретена на Аляске и ориентирована на катание в суровых дорожных условиях. Название байка можно перевести как «толстый велосипед». Его шины намного более массивнее классических вариантов.

Байк предназначен для преодоление бездорожья. При хорошо накаченных шинах модель чувствует себя уверенно и на шоссе. При пониженном давлении в шинах велосипед имеет высокую амортизацию и прекрасно показывает себя на трудных дорогах.

Велосипед на толстых колесах. Характеристики фэтбайка. Рейтинг лучших моделей

Модель является своего рода вездеходом. Она проедет там, где обычный байк придется нести на себе. Фэтбайки легко преодолевают снег, грязь, песок и скользкую дорогу.

По техническим характеристикам модель представляет собой горный байк, оснащенный более жесткой вилкой. Давление в шинах модели имеет довольно широкий диапазон: от 0,2 до 2 атмосфер.

Ширина колесной резины составляет 3,5-5″. Обода имеют ширину от 65 до 100 мм.

История создания

Так как модели появились на рынке недавно, многие думают, что фэтбайк является новейшей разработкой инженеров. Однако прототип модели появился еще в 30-е годы 20-го века. Велосипед на широких колесах использовался в рекламной компании британского бренда Currys. Изображение часто публиковалось в велосипедных журналах того времени.

Создателем современного фэтбайка называют Марка Грюнвальда, проживающего на Аляске. Именно ему пришла в голову идея установки широких ободов на модель горного байка. Умелец использовал колеса с 80-миллиметровой шириной.

Массовое производство моделей началось на фабрике Surley из Миннесоты. На сегодняшний день компания остается одним из ведущих производителей фэтбайков.

На сегодняшний день компания остается одним из ведущих производителей фэтбайков

В 2005 году была выпущена модель Pugsley, ставшая ярким образцом новой концепции. Байк с шириной покрышек до 5 дюймов и одинаковыми параметрами ступицы заднего и переднего колеса совершил революцию в экстремальном направлении велоспорта.

С 2014 года на модели фэтбайков стали устанавливать облегченную раму. Современные варианты часто используют карбоновые элементы для снижения веса байка. Минимальный вес фэтбайков сегодня доходит до 10 кг. По управляемости велосипеды можно сравнить с обычными горными моделями.

С 2015 года соревнования на фэтбайках входят в программу чемпионата США. Заезды проводятся на заснеженных трассах Айовы.

Поклонники модели даже придумали собственный праздник — день фэтбайка. Он отмечается в первый выходной декабря.

Устройство и управление

Велосипед на крупных колесах нуждается в крепкой раме подходящей геометрии. Модели для бездорожья выпускаются на усиленной раме.

Фэтбайк характеризуется:

  • Увеличенной шириной руля. Параметр достигает 720 мм.
  • Изогнутой геометрией вилки и перьев.
  • Дисковыми тормозами механического или гидравлического типа.
  • Массой от 10 до 20, а в некоторых случаях до 22-23 кг. Как правило, чем выше цена модели, тем меньше ее вес.
  • Шириной покрышек от 3.5 до 4.8 дюймов. Диаметр колес фэтбайка практически всегда составляет классические 26 дюймов. Иногда встречаются модели с колесами 27.5 и 29 дюймов. Топовые модели от бренда Hanebink имеют бескамерные шины. Выпускаются также детские варианты на 20- и 24-дюймовых колесах.
  • Давлением в шинах от 5 PSI до 30 PSI (0,2-2 атмосфер). Низкое давление выбирается для катания по сложному бездорожью. Высокое — для езды по асфальтовым трассам.
  • Передача трансмиссии может быть как стандартной, так и планетарной. Планетарные втулки особенно удобны для моделей, ориентированных на бездорожье. Они просты в эксплуатации и устойчивы к загрязнениям.
  • Встречаются модели фэтбайков как на вилке типа ригид, так и на амовилках. Некоторые модели представлены в виде двухподвесов.
  • Трансмиссия может быть как односкоростная, так и с несколькими режимами работы.
  • Модель отличается наличием ободов коробчатой конструкции, ширина которых достигает 100 мм. Элементы изготавливаются из стали, алюминиевых сплавов или карбона.
  • Велосипеды имеют стандартные спицы. В редких случаях — дисковые колеса.

Втулки отличаются удлиненными размерами. Среди вариантов присутствуют:

  • 135 мм;
  • 142 мм;
  • 150 мм;
  • 170 мм;
  • 190 мм.

Модели фэтбайков рассчитаны на вес райдера более 100 кг. Варианты на жесткой вилке обладают большей грузоподъемностью. Встречаются мужские, женские, детские и подростковые модели, а также электровелосипеды.

Плюсы и минусы моделей

Велосипеды имеют множество преимуществ по сравнению с классическими моделями. Среди них можно назвать:

  • Универсальность. Модели не имеют сезонных или погодных ограничений и могут использоваться для круглогодичных тренировок.
  • Оригинальный дизайн. Байки выглядят мощно и эффектно.
  • Высокую проходимость. При правильной настройке давления в шинах модели уверенно преодолевают любой дорожный рельеф.
  • Универсальность втулок. Большинство моделей позволяет менять местами переднюю и заднюю втулки.
  • Хорошую управляемость. Фэтбайк имеет высокий уровень сцепления с дорогой и характеризуется устойчивостью даже в экстремальных условиях.
  • Возможность длительного катания по ровному асфальту. При хорошо накаченных шинах байк прекрасно чувствует себя даже в долгих поездках по шоссе. Велосипед имеет хороший накат и подходит для туризма.

Как видите, модели имеют множество неоспоримых плюсов. Однако есть и недостатки:

  • Высокая цена моделей. На велосипедном рынке встречаются недорогие китайские и отечественные аналоги. Однако оригинальная американская техника высокого качества стоит довольно дорого.
  • Большой вес. Несмотря на то, что качественные модели из карбона могут весить около 10 килограмм, большинство фэтбайков начального уровня имеет достаточно высокий вес, до 22 кг.
  • Имеются трудности и с поиском запчастей. Найти в продаже обода или покрышки нужной ширины довольно непросто. Иногда приходится заказывать необходимый товар за рубежом.
  • Трудности в ремонте. Не каждый механик возьмется за работу с фэтбайком. Если проблему довольно просто решить в крупных городах, то в регионах надежда найти качественное обслуживание практически улетучивается.
  • Сложности при катании в гору. Даже при небольшом уклоне дороги катание на фэтбайке требует повышенных усилий, по сравнению с классическими моделями.
  • Невозможность совершать типичные для горного байка прыжки. Запрыгнуть на бордюр на фэтбайке не так-то просто.

Что лучше: горный велосипед или фэтбайк

При желании купить велосипед многие райдеры, предпочитающие активное катание, сталкиваются с проблемой выбора между классическим горным велосипедом и современным фэтбайком.

Давайте рассмотрим несколько важных параметров, которые помогут определиться с выбором.

  • Проходимость. Горный велосипед на самой крутой резине уступает фэтбайку в вопросе преодоления сложных участков. Фэтбайк имеет невероятную устойчивость благодаря высокому уровню сцепления с дорогой.
  • Вес. В данном вопросе выигрывает классика. Горный велосипед весит около 10 кг., в то время как вес большинства фэтбайков гораздо больше, до 22 кг. Данный параметр может сравняться только при выборе топового карбонового фэтбайка облегченной конструкции.
  • Амортизация. Классический горный велосипед имеет по сравнению с фэтбайком более сильную вибрацию на неровных дорогах. Байк на толстых колесах отличается мягким ходом даже при вилке типа ригид. Впрочем практически всегда фэтбайк все же имеет дополнительную амортизацию в виде амовилки. Также встречаются двухподвесы.
  • Внешний вид. Вопрос довольно субъективный, однако многие отмечают, что фэтбайк выглядит гораздо более эффектно и «профессионально» по сравнению с горной классикой. Модели маунтинбайков выигрывают, разве что, в разнообразии оформления.
  • Комфорт. Многие пользователи считают катание на фэтбайке гораздо более комфортным по сравнению с горными моделями.
  • Скорость. Для быстрого катания подходит классика. Модели фэтбайков, приводимые в движение педалями, не рассчитаны на скорость выше 30 км/ч. Фэтбайк делает акцент не на скорость, а на проходимость. Однако при повышенном давлении в шинах велосипед уверенно едет по шоссе и подходит для длительного катания, например, в туристических походах.
  • Выполнение трюков. В данном вопросе более универсальной является классика. На горном велосипеде, конечно же, невозможно выполнить весь спектр BMX трюков, но вполне реально освоить начальные финты. Фэтбайк рассчитан на преодоление экстремального бездорожья. Выполнять на нем трюки неудобно.
  • Обслуживание. Здесь несомненным лидером является классический горный велосипед. Запчасти к нему можно найти в каждом веломагазине. За работу с байком возьмется техник любой мастерской. Ремонт фэтбайка обойдется дороже. К тому же практически наверняка возникнут трудности с поиском знающего механика, имеющего опыт работы с фэтбайками.

Если сравнивать велосипеды по количеству плюсов и минусов, получаются примерно равные результаты. Оба вида техники имеют свои области применения. Вопрос лишь в том, какой стиль катания предпочитает сам райдер и с какими минусами он готов мириться для достижения спортивных целей.

Виды фэтбайков

модели появились на рынке недавно

Современные модели делятся на следующие категории:

  • Односкоростные. Представлены простыми базовыми вариантами на жесткой вилке.
  • Классические. Оснащены несколькими скоростями. Имеют стандартный вариант переключения или при помощи планетарной втулки. Представлены офсетными или безофсетными конструкциями.
  • Электрические. Подходят для городского катания и преодоления бездорожья. Существует также класс моделей мини-фэтбайков на колесах уменьшенного диаметра, например, 20 дюймов.
  • Складные. Варианты компактны и удобны для транспортировки и хранения. Складная рама по геометрии как правило может рассматриваться как женский вариант фэтбайка. Складной фэтбайк пользуется популярностью в городской среде. Его удобно перевозить в общественном транспорте.
  • Двухподвесные. Идеальны для бездорожья, но не подходят для длительного катания по асфальту из-за раскачки и потери в скорости. Данные модели выбираются для активного катания по снегу, песку и грязи.
  • Полноприводные. Являются полноценными вездеходами. Привод такого типа встречается только на электрических моделях. В модификации конструкция предусматривает два мотор-колеса.
  • Трехколесные. Представляют собой грузовые версии и имеют крупный багажник позади сиденья. Встречаются также модели с двумя колесами спереди. Они ориентированы на катание по самому рыхлому покрытию, например, песку.

Помимо описанной выше классификации существуют еще несколько типов моделей. Почти все они изготавливаются на заказ и не поступают в серийную продажу.

Список лучших производителей

Ни один рейтинг топовых производителей фэтбайков не обходится без представителей индустрии США. Американские компании являются лидером производства фэтбайков. Именно им принадлежат культовые универсальные модели, являющиеся эталоном качества данного направления.

В список лучших производителей также можно добавить компании из Азии и России. Отечественные фэтбайки хотя и уступают по изысканности зарубежным аналогам, вполне походят для ежедневного катания и отличаются низкой стоимостью. Они ориентированы на российские реалии как в вопросе бюджета, так и в техническом плане.

Surly Bikes

Компания является разработчиком первой серийной версии фэтбайка. Бренд существует с 1998 года. Головной офис базируется в США, в Блумингтоне. Заводы размещены в Тайване. Компания считает именно фэтбайки перспективным направлением и фокусируется на выпуске качественных и функциональных моделей. В линейке товаров три фэтбайка. На первых взгляд кажется, что выбор небольшой. Однако модели универсальны и отвечают самым высоким требованиям по удобству, безопасности и управляемости.

  • Модель представляет собой экстремальный фэтбайк, ориентированный на преодоление самого сложного рельефа. Велосипед имеет колесную базу увеличенного типа. Офсетная вилка, имеющая втулку 135 мм., хорошо подходит для катания по любому рельефу. Велосипед предусматривает множество удобных креплений, позволяющих монтаж сумок и аксессуаров. Рама модели изготовлена из хромированной стали. Трансмиссия имеет 11 скоростей. Покрышки бескамерные, 26×4.3 дюймов.
  • Модель отличается универсальностью. Подходит она как для городского катания, так и для туристических путешествий и прогулок на природе. На выбор имеются две модификации: 80- и 100-миллиметровые обода. Размер колес составляет 26×3,8 или 26×4,6 дюймов. При создании моделей использовались особо удачные наработки из серий Trail и Turing. Результатом такой работы явился сбалансированный байк широкого применения.
  • Ice Cream Truck. Модель ориентирована на туристические путешествия и отличается повышенной проходимостью. Байк уверенно преодолевает снежные заносы, песчаные и грязевые участки. Обода 100-миллиметровые. Размер колес 26×5 дюймов. Модель имеет длинную верхнюю трубу рамы, сиденье укороченного типа на креплении с углом в 68 градусов.

Байк считается экспертами одной из самых быстрых моделей. Велосипед характеризуется высокими маневренностью, надежностью и безопасностью.

Love Freedom

Бренд является примером китайской компании, вышедшей на мировой рынок. На отечественном сегменте продукция компании пользуется спросом благодаря умеренным ценам и довольно высокому качеству.

Рамы моделей изготовлены из алюминиевого сплава и высокоуглеродных типов стали. Велосипеды комплектуются удобными сидениями эргономичной формы.

Среди наиболее успешных моделей можно назвать две:

  • 20.4. Байк имеет 21 скорость. Трансмиссия представлена брендом Shimano. Колеса стандартного, 26-дюймового размера. Рама 17-дюймовая. Есть амортизационная вилка. В комплектацию входят фонарик, клаксон и удобная подседельная сумка.
  • Простой и качественный внедорожник. Байк является бюджетной моделью. Рама выполнена из алюминия. Тормоза дискового типа. Вес велосипеда 22 кг. Цепь имеет защиту от дорожной грязи.

Land Rover

Автомобильный производитель славится своими байками с намеком на класс люкс. Фэтбайки компании доступны по цене и имеют качественную сборку. Среди наиболее успешных моделей можно отметить:

  • White Bafang 750W. Байк имеет электрический мотор. Рама выполнена из алюминия. Колеса отличаются наличием литых дисков. Многие эксперты ставят под сомнение идею замены стандартной спицовки на моделях для бездорожья дисками, однако такой вариант нашел своих приверженцев. На модель установлены тормоза дискового типа.
  • Land Rover Khaki. Велосипед имеет классические колеса со спицами. Модель является бюджетным вариантом фэтбайка. Колеса размером 26×4″ рассчитаны на нагрузку до 130 кг. Рама стальная. Вес велосипеда 17 кг.

Benshi

Еще один бренд из Китая, выпускающий успешные фэтбайки. Модели ориентированы как на городские прогулки, так и на езду по бездорожью.

Среди продукции отсутствуют какие-то ноу-хау. Велосипеды можно отнести к базовому сегменту. Модели прекрасно подойдут для новичков. Часто данные байки выбирают подростки. Велосипеды характеризуются низкой стоимостью и довольно хорошей сборкой.

Все модели похожи друг на друга. Отличаются они практически только расцветкой. Байки рассчитаны на рост от 155 см.

Все модификации оснащаются колесами 26×4″ и рассчитаны на вес до 150 кг.

Велосипеды имеют дисковые тормоза механического типа. Вес моделей составляет 22 кг.

Petava

Компания занимается производством спортивных велосипедов. В линейке ее продукции не только фэтбайки, но и варианты для других направлений. Фирма функционирует на территории Китая. Поставка продукции производится в страны Азии и на отечественный велосипедных рынок.

Среди успешных моделей можно выделить:

  • Petava 26-21. Велосипед имеет раму из высокоуглеродной стали. Байк рассчитан на рост райдера от 140 до 190 см. Данный вариант идеален для подростков. Трансмиссия представлена брендом Shimano. Имеется 21 скорость. Тормоза дисковые, механические.
  • Petava 24-52. Модель характеризуется рамой нестандартной геометрии. Байк оснащен шинами 24×4′. Данный вариант подходит для юных райдеров возрастом от 10 лет. В комплектацию входит удобная подножка для парковки. Шины имеют грунтозацепы. На модель установлена вилка перевернутого типа.

Forward

Отечественный производитель велосипедов не остался в стороне от модного веяния и выпустил несколько моделей удобных фэтбайков. Производитель из Перми базируется на бывшем заводе «Кама».

  • Bizon Mini является моделью для женщин и подростков. Байк имеет колеса 24×3″. Рама изготовлена из алюминия. Вилка амортизационного типа. Тормоза дисковые, механические.
  • Bizon 26. Рама модели имеет размер в 18 дюймов. Байк ориентирован на райдеров ростом до 180 см. Рама и вилка изготовлены из алюминия. Амортизация отсутствует. Тормоза дисковые, механического типа. Колеса 26×4 дюймов. Байк прекрасно подходит для преодоления бездорожья. Обода колес двойные, усиленные, изготовлены из алюминия.

Производители электробайков

Среди производителей качественных электрических фэтбайков можно упомянуть отечественные бренды Eltreco и «Медведь», а также китайские компании Wellness и Hummer.

Заключение

Велосипеды на мощных колесах ориентированы на катание в самых суровых дорожных условиях. Они преодолевают участки, недоступные классическим горным моделям и по праву считаются двухколесными вездеходами. Приобретение фэтбайка поможет райдеру открыть новые профессиональные горизонты. Байк подходит для покорения самых трудных маршрутов. По достоинству оценят велосипед и любители эффектного внешнего вида техники. Фэтбайк гарантировано не останется без внимания окружающих.

Михаил Ерофеев

Привет, являюсь профессиональным механиком велосипедов со стажем более 10 лет, произвожу ремонт и обслуживание профессиональных велосипедов! Выполняю ремонт практически любой сложности. За плечами огромный опыт работы в профессиональных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга. Также огромный опыт эксплуатации велосипедов в профессиональном спортивном прошлом. Произвожу обслуживание вилок, сборку колёс и подбор спиц, гидравлику, трансмиссию и т.д. На этом сайте делюсь опытом и веду блог в интересной для меня теме, сохраняйте в закладки сайт, пишите комментарий, будем общаться!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий