Как выбрать гидравлические тормоза для велосипеда: обзор лучших моделей

Как выбрать гидравлические тормоза для велосипеда: обзор лучших моделейЧасто райдеры приходят к необходимости обновления тормозов на велосипеде. Многие выбирают гидравлику за ее безупречную работу в самых тяжелых условиях. Там, где другие тормоза перегреются и перестанут работать, гидравлические варианты показывают удивительную устойчивость. В сегодняшней статье мы поговорим о том, как выбрать гидравлические тормоза велосипеда.

Как выбрать гидравлические тормоза для велосипеда

Особенности конструкции

Гидравлические тормоза отличаются от обычных тем, что механизм приводится в движение не тросовой подводкой, а при помощи гидролинии. От ручки тормоза, расположенной на руле, до калипера (самой тормозной машинки) усилие передается через герметичный канал, наполненный тормозной жидкостью.

Виды тормозов. По типу строения тормоза такого типа делятся на:

  1. Ободные. Они встречаются не так часто. Их устанавливают преимущественно на шоссейные велосипеды и байки смежных дисциплин. При визуальном осмотре они напоминают обычные клещевые системы. Ободную гидравлику выпускает Sram и Magura.
  2. Дисковые. Такой тип является наиболее популярным. Устанавливается механизм на большинство моделей горных велосипедов среднего и продвинутого уровней. На рынке дисковые гидравлические тормоза представлены многими брендами. Наиболее часто встречаются они среди продукции компаний Sram, Shimano, Tektro, Hope, Magura и др.

Строение гидравлических тормозов

Модели состоят из основных деталей, соединенных в единый контур. В конструкции присутствуют:

  • Тормозная ручка. Она имеет рычаг и поршень, способствующий перемещению жидкости.
  • Гидролиния. Элемент представляет собой трубку, заполненную тормозной жидкостью. Он передает усилие от ручки тормоза к калиперу.
  • Калипер или тормозная машинка. Деталь принимает на себя усилие, переданное по гидродлинии. Калипер оснащен цилиндрами с поршнями. Поршни сжимают колодки.

Колодки сжимают ротор (при тормозах дискового типа), или обод (при ободных тормозах).

Плюсы и минусы гидравлики

Схема работы

Гидравлические тормоза имеют герметичный контур. Нарушение герметичности может привести к некачественной работе тормозов.

По своим физическим свойствам жидкость не способна сжиматься или растягиваться. Именно на основе этой особенности работает вся гидравлика.

Сила давления обратно пропорциональна площади поршней. Чем больший размер они имеют, тем сильнее сжимаются колодки.

Плюсы и минусы гидравлики

Тормоза такого типа имеют множество преимуществ по сравнению с тросиковыми механическими аналогами. Однако они не лишены и недостатков. Перед тем, как принять решение о покупке гидравлических тормозов, рекомендуется подробно ознакомиться со всеми возможными нюансами.

Среди преимуществ гидравлики можно выделить:

  • Большую тормозную силу, легкость нажатия и высокую чувствительность механизма. Не прикладывая особых усилий райдер может достичь высокой скорости торможения. Для управления рычагом достаточно легкого нажатия на ручку тормоза. Нет необходимости прилагать силу и, тем более, втапливать рычаг.
  • Тормозное усилие имеет высокую модуляцию. Простыми словами, тормоза легки в управлении и позволяют легко дозировать усилие от чуть легкого касания и плавного притормаживания, до резкого торможения и практически мгновенной остановки путем быстрого нажатия на ручку.
  • Тормоза такого типа обладают высокой надежностью. Закрытая конструкция прекрасно защищена от воздействия внешних факторов: осадков и дорожной пыли. Механизм намного более износоустойчив по сравнению с обычными механическими тормозами.

Минусы гидравлики:

  • Необходимость в тщательном уходе. Контур с жидкостью внутри иногда набирает в себя пузырьки воздуха. Для того, чтобы сохранить высокое качество торможения, их необходимо своевременно удалять. Это делается путем прокачивания системы. Так из гидролинии вытесняеся воздух, а на его место наливается новая тормозная жидкость.
  • Довольно затруднительное обслуживание тормозов в дороге. Если для ремонта и настройки обычной механики достаточно лишь иметь с собой в велоаптечке пару шестигранников, то для прокачки гидравлики придется брать с собой тормозную жидкость наряду со всеми необходимыми трубочками и шприцами. При этом на работу с гидравлической системой требуется больше сил и времени.
  • Высокая стоимость. Цена гидравлических тормозов довольно высока, а в некоторых случаях — запредельно высока.

Несмотря на все возможные минусы таких тормозов, во многих случаях механика не способна составить им никакой конкуренции. Речь идет об агрессивном катании, спорте высоких достижений, экстремально высоких нагрузках. Там, где механика просто перегреется и выйдет из строя, гидравлика продолжит свою работу в стандартном режиме. Незаменима гидравлика в даунхилле, эндуро, фрирайде.

В заботливых руках гидравлические тормоза прослужат долгие годы. Используйте для работы с механизмом только фирменные составы.

Различия гидравлических систем

Есть несколько типов гидравлики. Отличаются они:

  1. По виду тормозной жидкости

Они различаются по составу. Это может быть:

  • Минеральное масло. Mineral Oil. Такой вариант является наиболее распространенным. Он безвреден для деталей из пластмассы, а также для краски байка. Минеральное масло выпускается такими велосипедными брендами, как Formula, Magura, Shimano, TRP.
  • Дот (DOT 5.1 или DOT 4.1). Данный вариант выпускают компании Sram и Hope, а также другие бренды. От минерального масла он отличается по составу и свойствам. Вещество является довольно едким, поэтому при работе с ним необходимо тщательно следить за тем, чтобы состав не попадал поверхности, не предназначенные для обработки. Если же это все же случилось, требуется как можно быстрее удалить дот с деталей велосипеда при помощи газеты или ветоши.
  1. По монтажной системе и месту крепления калипера

Деталь может крепиться или к вилке велосипеда, или к раме. Для монтажа существуют несколько вариантов стандартов. На форму крепления оказывает влияние место монтажа, а также размер самого ротора. В зависимости от его диаметра выбирается необходимая удаленность места монтажа от центра колесной втулки. Для соединения деталей различных стандартов используются специальные переходники и адаптеры.

Существует несколько стандартов:

  • Post Mount или PM. На сегодняшний день данный вариант является самым распространенным. Крепеж осуществляется к вилке и раме байка.
  • International Standart или IS. Данный тип крепления практически невозможно встретить на современных моделях. Устанавливается сегодня он лишь на самые дешевые велосипеды низкого качества — так называемые ашанбайки. Крепление такого типа является устаревшим.
  • Flat Mount или FM. Вариант довольно редкий. Его можно встретить на циклокроссовых моделях или велосипедах для шоссейного спорта.
  1. По стандарту крепления ротора

Ротор не является частью гидравлики, однако его параметры учитываются при выборе модели. Существует несколько типов стандартов установки ротора на колесную втулку:

  • Центрлок. Его английское название — Centerlock. Крепление представляет собой стандарт бренда Shimano. Роторы и втулки рассчитаны под 6 отверстий.
  • Крепление «шесть отверстий» или 6-hole. Представляет собой внутренний стандарт велосипедного бренда Sram. Компания также выпускает детали с креплением центрлок.
  • Крепление 4,5 отверстий. Встречается довольно редко.
  1. По уровню торможения

Все вышеописанные варианты не имеют непосредственного влияния на качество и уровень торможения. Они отличаются только по конструкции и не оказывают прямого влияния на параметры торможения.

Строение гидравлических тормозов

Ниже мы рассмотрим технические параметры, непосредственно влияющие на качество гидравлических тормозов. Среди них различия:

4.1 По конструкции роторов

Элементы могут быть:

  • Однослойными. Такой тип считается самым бюджетным. Деталь выполнена из обычной стали и напоминает по форме простой диск.
  • На пауке. Ротор такого вида состоит из нескольких частей, соединенных между собой. Паук (или внутренняя часть) изготовлен из алюминия, хорошо отводящего и рассеивающего тепло.
  • Плавающий ротор так же имеет крепление на пауке. Разница лишь в типе крепежных элементов. Установка на тормозную площадку предусмотрена путем использования особой заклепки. Из-за наличия просвета между слоями диска, такая конструкция обеспечивает хорошую отводку тепла.

4.2 По размеру ротора

От данного параметра зависит скорость торможения велосипеда.

Наиболее распространенными размерами являются:

  • 14 см.
  • 16 см.
  • 18 см.
  • 20,3 см.

Чем большим диаметром обладает ротор, тем выше его стоимость и вес. Тем большей является нагрузка на скручивание. Ставить самый крупный ротор для большинства моделей не за чем. Стоит придерживаться рекомендаций производителей относительно вилок и рам велосипедов. Крупные роторы хоть и выглядят эффектно, не оправдывают своей высокой цены для использования на непрофессиональных моделях.

4.3 По виду колодок

Существует большое количество вариантов колодок велосипеда. На тормозную силу оказывает непосредственное влияние лишь материал трущегося об ротор участка колодки.

Для удобства мы расположили виды колодок по возрастающей мощности. От слабого торможения к более сильному и эффективному.

  • Органические типы имеют довольно высокую модуляцию. Их минусом является слабое трение.
  • Полуметаллические варианты обладают достаточной модуляцией и имеют более высокую мощность при торможении.
  • Металлические варианты характеризуются средним уровнем модуляции и высокими фрикционными параметрами.
  • Керамические варианты обладают самыми высокими фрикционными свойствами, но являются самими дорогостоящими и используются райдерами крайне редко.

4.4. По количеству поршней

Для гидравлики применяются следующие конструкции:

  • Два поршня. Они устанавливаются по обоим сторонам от ротора. Данный вариант является классикой. Встречается он повсеместно как на базовых моделях, так и на байках среднего и профессионального уровней. Для большинства райдеров, даже самых продвинутых, двух поршней вполне достаточно.
  • Четыре поршня. С каждой стороны от ротора устанавливается по два поршня. Вариант выбирают те, кому необходима исключительно высокая мощность торможения. Встретить его можно во фрирайде, эндуро и даунхилле. В данной модификации преимуществом является и то, что тепло отводится более эффективно. Тормоза такого типа работают безотказно даже при запредельных нагрузках.
  • Шесть поршней. Вариант встречается крайне редко и несет скорее визуальные эффекты, чем практически преимущества.

Как выбрать

Для обычных тренировок в стиле кросс-кантри или для других дисциплин схожего характера райдеру будет достаточно следующей компоновки гидравлики:

  • Тормозные ручки среднего ценового сегмента.
  • Двухпоршневые калиперы.
  • Однослойные роторы, без паука. Передний ротор размером 16 см., задний — 14-16 см.
  • Колодки органического типа.

В том случае, если вы занимаетесь агрессивным стилем катания, таким как трейл, All mountain или 4X, стоит отдать предпочтение модификациям, более качественно отводящим тепло, а также более производительным:

  • Тормозные ручки среднего ценового сегмента.
  • Двухпоршневые или четырехпоршневые калиперы.
  • Роторы с пауком. Спереди диаметром 18 см., сзади — 16-18 см.
  • Колодки полуметаллического типа.

В случае, если вы выбираете катание самой высокой интенсивности, стоит предпочесть топовые и профессиональные конфигурации:

  • Тормозные ручки среднего и высокого ценового сегмента. Как правило, они изготавливаются из дорогих сплавов и отличаются более прочной конструкцией.
  • Четырехпоршневые калиперы.
  • Плавающие или обычные роторы с пауком. Спереди 20.3-сантиметровый вариант, сзади — 18-20.3 см.
  • Колодки металлического типа.

Цена

Отдельно поговорим о стоимости гидравлики. Можно условно разделить наборы тормозов на базовые, средние и профессиональные. Цена полного комплекта будет следующая:

  • Базовые варианты — от 80 до 110 долларов. Вот некоторые примеры недорогих, но достойных по качеству комплектов: Magura MT SPORT, SRAM Level T, Hayes Radar, Shimano Deore.
  • Модели среднего ценового сегмента: от 150 до 220 долларов. К вариантам такого типа относятся: Magura MT5, SRAM Code R, Magura MT Trail Sport, Shimano XT, SRAM Guide RS, Shimano SLX, Shimano ZEE, SRAM Level TLM.
  • Топовые варианты. Их стоимость составляет от 350 до 400 долларов. Среди них модели: Formula Cura 4, Hope Tech 3 V4, SRAM Code RSC, Magura MT7 Pro, SRAM Guide Ultimate, Shimano XTR, TRP Slate T4.

Если рассматривать дорожные дисциплины, то здесь вряд ли хватит 300 долларов. Ценник зачастую доходит до 500 долларов, а иногда и превышает эту отметку. Материалы изготовления деталей — титан и карбон. Лучшие модели такого уровня: Campagnolo Super Record, SRAM Red 22, Shimano Dura Ace, SRAM Rival 22 FM HDR, Shimano Ultegra.

Само собой, между этими категориями можно выделить промежуточные варианты. Имеются также модели дешевле базовых. Но мы не советуем их приобретать из-за низкого качества систем.

Обзор лучших моделей

Shimano Deore

Любой рейтинг лучших гидравлических тормозов не обходится без этой модели. Она принадлежит японскому бренду и имеет зубчатое или резьбовое крепление ротора. В комплектацию входят два типа колодок.

Тормозной цилиндр работает безотказно. Система молниеносно реагирует на нажатие тормозной ручки.

Минусом модели можно нажать клацанье ручки. Специфический звук может раздражать чувствительных людей, о чем упоминается в отзывах.

В целом модель прекрасно оправдывает свою цену.

Clim 8 Clark`s

Вариант представляет собой недорогую базовую модель, подходящую для катания при любой погоде. Гидрошланги оборудованы дополнительной защитой. В калипере имеются шесть цилиндров.

Недостатком модели является чуть больший вес, чем у аналогов. Часто для монтажа требуется небольшая подгонка крепежей.

Советы по уходу

Гидравлика довольно чувствительна: за ней требуется тщательный уход. При внимательном отношении тормоза такого типа будут служить владельцу верой и правдой долгие годы. Регулярно производите техническое обслуживание тормозной системы:

  • Следите за чистотой механизмов. Грязь для гидравлики — враг номер 1. После активного катания по бездорожью или под дождем очищайте тормоза от грязи и насухо протирайте элементы гидравлической системы.
  • Очищайте ротор при помощи специального средства.
  • Своевременно затягивайте расшатанные крепления и болты.
  • Внимательно следите за состоянием линии гидравлики и соединений и проверяйте их на предмет присутствия подтеков. Устраняйте дефекты вовремя.
  • Своевременно удаляйте воздух из гидравлики путем прокачки системы.

Если вы не можете произвести вышеописанные работы самостоятельно, доверьтесь профессионалам из мастерской. Гидравлика не терпит пренебрежения. Проводите ТО хотя бы раз в сезон.

Заключение

Гидравлические тормоза являются качественными и надежными. На сегодняшний день рынок предлагает множество модификаций, способных покрыть потребности любой велосипедной дисциплины. На выбор представлены как недорогие базовые наборы, так и гидравлика среднего и топового уровней.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий