Устройство велосипеда от А до Я: все детали байка и их особенности

перечень деталейУстройство велосипеда довольно простое, по сравнению с другими видами транспорта. Однако для грамотного ремонта и технического обслуживания следует хорошо знать назначение механизмов и принципы их работы.

В сегодняшней статье мы составили для вас перечень деталей, навесного оборудования и узлов байка. Для удобства названия расположены в алфавитном порядке.

Устройство велосипеда от А до Я: все детали байка и их особенности

Амортизатор

Может быть гидравлическим или механическим, передним и задним. Устройство предназначено для сглаживания вибраций от неровностей дороги или ударов при выполнении прыжков и других трюков. Передний амортизатор располагается на вилке, задний — под сиденьем. Модели с двойной амортизацией называются двухподвесами. Байки с передними амовилками — хардтейлами. Велосипеды без амортизации носят название ригидов.

Брызговик

Элемент выполняется из гибких материалов — резины или пластика. Брызговик располагается на конце щитка (крыла) и защищает райдера, багаж и детали байка от дорожной грязи.

Верхнее перо

Представляет собой парный элемент. Является частью велосипедной рамы. Перо — это труба малого диаметра, которая соединяет место крепления задней колесной втулки с подседельной трубой. Два верхних пера проходят вдоль заднего колеса, по обе стороны от него.

Верхняя рама

Является частью велосипедной рамы. Представляет собой трубу, соединяющую рулевую и подседельную трубы. Она может иметь вариации по наклону и форме, от нее в большой степени зависит общая геометрия рамы байка. Верхняя часть рамы детского велосипеда часто имеет мягкую защитную накладку. Верхняя труба рамы может быть заниженной геометрии или вовсе отсутствовать на прогулочных и женских моделях.

Вилка

К верхней части вилки крепится рулевой вынос. К нижней — переднее колесо. Для изготовления детали могут использоваться различные материалы. Вилки разных моделей отличаются по форме. Вилка может быть жесткого типа или с амортизатором.

Втулка

Является центральной частью колеса велосипеда. Она состоит из корпуса, оси и подшипников. С корпусом втулки соединяются велосипедные спицы. Задняя колесная втулка предполагает посадочное место, к которому крепятся задние звезды в многоскоростной трансмиссии.

Вынос руля

Элемент монтируется к верхнему концу вилки. Вынос руля может регулироваться, что положительно влияет на подбор оптимальной посадки.

Грипсы

Грипсы располагаются на конце руля, слева и справа. Они изготавливаются из резины, мягкого пластика или других эластичных материалов. Грипсы обеспечивают комфортный и физиологичный хват, а также увеличивают сцепление с рулем.

Держатель заднего переключателя

Народное название элемента — петух. Деталь является съемной и устанавливается между задним переключателем скоростей и концом нижнего пера. Петух принимает на себя удар в случае падения байка. Деталь также называется серьгой на раму или сменным крюком.

Дропаут

Представляет собой место монтажа колеса. Детали имеют форму открытых петель. Незакрепленное колесо буквально выпадает из дропаутов, именно этим обусловлено название элементов, которое можно перевести как «выпад». Дропауты были разработаны для легкого монтажа и демонтажа колес.

Задний переключатель

Механизм, ответственный за перемещение цепи с одной звезды на другую. Почти всегда имеется тросовый привод. Новейшие топовые модели представлены электронной системой переключателей. Задний переключатель позволяет управлять скоростями трансмиссии.

Задний тормоз

Механизм управления скоростью велосипеда. Тормоз используется для замедления или остановки байка. Устройство расположено в задней колесной втулке или на задней части рамы. Тормоз может быть ножным или ручным. Ручное управление размещено на руле велосипеда. Ножное торможение обеспечивается нажатием на педали в направлении, обратном кручению.

Защита цепи

Представляет собой защитный щиток, который устанавливается над цепью и звездами. Защита исключает попадание одежды между цепью и звездами, а также предотвращает пачканье экипировки смазкой. Защита может быть металлической или пластиковой. Элемент обязателен для детских моделей велосипедов.

Звезда

Деталь является частью кассеты или системы и представляет собой плоский металлический диск круглой формы, оснащенный зубьями. С помощью звезд осуществляется переключение скоростей трансмиссии.

Каретка

Является частью трансмиссии велосипеда. Она состоит из подшипников и оси. Каретка размещается в кареточном стакане. К ней крепятся шатуны, вращение которых осуществляется благодаря подшипникам.

Кареточный стакан

Используется для установки каретки. Расположен в месте соединения нижней и подседельной труб, а также нижних перьев.

Кассета

Кассета является деталью трансмиссии. Она состоит из нескольких звезд и соединяется со втулкой заднего колеса. Звезды кассеты отвечают за скорости байка. При помощи заднего переключателя цепь велосипеда перебрасывается с одной звезды на другую.

Катафот

Светоотражатель. Элемент, повышающий заметность велосипеда на дороге. Классический байк оснащен передним белым и задним красным катафотами, а также боковыми элементами, размещенными на колесных спицах.

Колесо

Ключевая деталь велосипеда, без которой невозможно катание. Велосипед может иметь одно, два, три и даже четыре колеса. Одноколесные байки носят название уницикла. Трех- и четырехколесные модели могут быть грузовыми, туристическими, рикшами, тандемами, лежачими байками, моделями для пожилых и т. д. Колесо имеет втулку, распложенную в центре, а также обода, ниппель, спицы, покрышки и камеру. Английское название комплектов колес —  wheelset или wheel set.

Нижнее перо

Деталь парная. Представляет собой часть велосипедной рамы. Это — труба, которая соединяет место крепления задней колесной втулки со стаканом каретки. Рама имеет два нижних пера, расположенных вдоль заднего колеса, по обеим сторонам от него.

Нижняя труба

Это — нижняя часть рамы байка. Она соединяет рулевую трубу с кареточным стаканом.

Ниппель

Мелкая деталь, размещенная на ободе колеса велосипеда. Представляет собой клапан, используемый для накачивания камеры или бескамерной покрышки. Современные ниппели имеют автоматическое устройство и могут быть герметичными даже при отсутствии колпачков.

Обод

Является частью колеса. К центральной части обода прикреплены спицы. Обод может входить в тормозной механизм велосипеда при использовании ободных моделей тормозов. В таком случае снижение скорости осуществляется путем прижатия к ободам особых элементов — колодок.

Ось колеса

Представляет собой деталь, посредством которой колесо закрепляется в дропаутах. Современные байки почти всегда используют эксцентрики, позволяющие быстрый монтаж и демонтаж колеса. Ось колеса должна быть установлена ровно, без перекосов. Даже небольшой крен способен нарушить работу трансмиссии и негативно повлиять на состояние деталей велосипеда и управляемость модели.

Педаль

Педали могут быть как классическими, так и контактными. Классический элемент состоит из оси с подшипником. Деталь соединяется с шатуном и имеет платформу для размещения стопы райдера. Плоские опорные части могут быть изготовлены из пластика или металла. Контактные модели ориентированы на специальную обувь, имеющую крепления. Такие варианты помогают достичь плавного кругового педалирования, положительно влияющего на скорость и снимающего нагрузку с суставов.

Передний переключатель

Является частью трансмиссии велосипеда. Деталь почти всегда обладает тросовым приводом. Переключатель переносит цепь велосипеда с одной звезды на другую. Современные модели в некоторых случаях могут быть представлены электронными переключателями.

Передний тормоз

Механизм, расположенный на переднем колесе велосипеда. Управление осуществляется при помощи тормозных ручек, монтированных на руль велосипеда. Конструкция системы варьируется. Далеко не все велосипеды комплектуются передним тормозом. Простые базовые модели, а также детские велосипеды или байки с одной передачей могут не иметь устройства.

Планетарная втулка

Также называется планетарной коробкой передач

Также называется планетарной коробкой передач. Деталь представляет собой втулку заднего колеса, имеющую внутреннюю систему переключения скоростей. Она состоит из закрытого корпуса с шестернями внутри. Система устанавливается на прогулочные и городские модели. Минусом механизма можно назвать ограниченный набор передач, как правило, от трех до семи. Плюсом — малый вес и отсутствие сложного ухода.

Подседельная труба

Представляет собой часть велосипедной рамы. Деталь проходит от кареточного стакана до сиденья. В нее вставляется подседельный штырь, удерживающий седло.

Подседельный штырь

Штырь, к верхней части которого закреплено сиденье велосипеда. Нижняя часть подседельного штыря вставляется в подседельную трубу. Элемент используется для выставления нужной высоты седла. Штырь может быть как обычным, так и с амортизатором.

Рама

Является основой конструкции байка. Рама состоит из нескольких труб, соединенных вместе в треугольной форме. Для изготовления детали используются сталь, алюминий, карбон и сплавы в различных пропорциях. К раме велосипеда крепятся руль, колеса, сиденье. Геометрия рамы напрямую влияет на ездовые показатели модели. Рама с заниженной верхней трубой или только с нижней ориентирована на прогулочное катание и использование в женских моделях велосипедов. Тяжелые и прочные рамы используются на городских моделях. Легковесные рамы удлиненной геометрии применяются на шоссейниках. Короткие прочные рамы используются для трюковых байков. Топовые карбоновые модели устанавливаются на спортивные велосипеды для соревнований.

Ремень

Деталь является альтернативой велосипедной цепи. Ременные передачи не требуют смазки, поэтому широко применяются на складных городских моделях, предназначенных для перевозки в общественном транспорте. Такое устройство не может запачкать одежду или багаж смазочными составами. Ремень изготавливается из углепластика или карбона.

Рубашка

Представляет собой съемный элемент, в котором перемещается трос. Конструкция состоит из гладкой оболочки, пучка проволоки или спиральной обмотки, наружного покрытия. Рубашка является съемным кожухом троса.

Рулевая колонка

Набор деталей, обеспечивающих вращение вилки в рулевой трубе. Рулевая колонка состоит из чашек (верхней и нижней), упорных колец и подшипников.

Рулевая труба

Второе название — рулевой стакан. Деталь является частью велосипедной рамы и находится на стыке нижней и верхней труб рамы. В нее устанавливаются вилка и рулевая колонка.

Руль

Деталь, при помощи которой обеспечивается управление велосипедом. Рычаг крепится к вилке, часто имеет вынос. Руль велосипеда может быть прямой формы или изогнутым. Шоссейные модели имеют руль-баран. Горные — прямой руль. Прогулочные — высокий руль. Круизеры отличаются широким рулем, напоминающим мотоциклетный. На руль велосипеда устанавливаются велокомпьютер, навигатор, фонарик, тормозные ручки, переключатели скоростей и другие аксессуары. Руль может иметь боковые насадки в виде прямых или чуть изогнутых рожек — выступающие детали, помогающие менять хват при длительном катании. Детские модели руля часто оснащаются мягкими защитными накладками на центральной части.

Седло

Элемент позволяет райдеру осуществлять педалирование в сидячем положении. Сиденье закрепляется к верхней части подседельного штыря. Седло может быть изготовлено из различных материалов. Модели отличаются по форме, размерам и уровню жесткости. Широкие и мягкие модели ориентированы на фитнес катание в городской среде. Узкие спортивные сиденья предполагают наличие велосипедной экипировки — штанов со вшитым памперсом. Сиденье выбирается по ширине расстояния между седалищными костями райдера. Имеются физиологичные варианты с прорезями посередине, а также женские эргономичные модели.

Система

Представляет собой набор передних звезд велосипеда. Система является частью трансмиссии. Она состоит из звезд и шатунов.

Спица

Металлическая деталь колеса, соединяющая втулку с ободами. Концы спиц имеют головку с одной стороны и резьбу с другой. Резьба используется для настройки натяжения элемента в колесе. Облегченные модели спиц имеют зауженную центральную часть. Классическое колесо имеет 36 спиц, однако существует множество вариаций спицовки. Безспицевые колеса представлены дисковыми литыми моделями.

Тормоза

Могут быть барабанно-втулочными, дисковыми и ободными. Последние представлены моделями v-brake и клещевыми типами. Проводка тормозов может быть механической или гидравлической. Дисковые варианты не зависят от геометрии ободов. Они представлены моделями с различным размером роторов.

Тормозная колодка

Является расходником и представляет собой элемент, трущийся об обод колеса. Как правило, деталь является парной. Колодки плотно обхватывают колесный обод или тормозной диск, благодаря чему снижается скорость велосипеда и осуществляется остановка.

Тормозная ручка

Деталь, обеспечивающая управление тормозами байка. Почти всегда левая тормозная ручка отвечает за передний тормоз, правая — за задний. Элемент может носить название тормозного рычага.

Почти всегда левая тормозная ручка отвечает за передний тормоз, правая — за задний. Элемент может носить название тормозного рычага.

Трансмиссия

Механизм, включающий систему, каретку, цепь, кассету, переключатели. Устройство отвечает за передачу усилия от педалирования к заднему колесу байка, то есть приводит велосипед в движение.

Трос

Является гибким кабелем, используемым для передачи механической силы. Тросовая проводка применяется в тормозных механизмах и переключателях скоростей. Элемент является расходником и при износе заменяется на новый. Запасные тросики рекомендовано включить в ремнабор для велосипеда.

Флип-флоп втулка

Также называется двухсторонней втулкой. Оба конца детали имеют резьбу и предполагают установку фиксированной звездочки или звезды со свободным ходом. Использование подобной втулки помогает менять соотношение передач и тип привода путем поворота колеса.

Цепь велосипеда

Элемент представляет собой систему взаимосвязанных металлических звеньев. Цепи могут быть как сплошными, так и иметь замок. Дорогие модели предполагают наличие защитного слоя, препятствующего появлению ржавчины. Облегченные модели имеют полые пины и пластины с отверстиями для уменьшения веса цепи. От состояния элемента зависит качество работы трансмиссии. Цепь является расходником. При ее деформации и износе элемент заменяется на новый. Альтернативой цепи служит ременная передача.

Шатун

Шатуны велосипеда являются частью системы. Они представляют собой рычаги, передающие усилия от педалирования к кареточному валу. К шатунам монтируются педали. Детали изготавливаются из металла.

Шифтер

Элемент, расположенный на руле велосипеда, предназначенный для переключения передач трансмиссии. Второе название — манетка. Механические варианты шифтеров предполагают наличие тросикового привода. Современные модели электронных шифтеров используют электрические кабели. Шифтерами управляются передачи системы и каретки.

Шины

Шины велосипеда включают камеру и покрышку. Качественные модели проверенных производителей отличаются высокими антипрокольными свойствами и существенно повышают ездовые показатели байка и его управляемость.

Покрышка представляет собой внешнее покрытие. Она может быть как гладкой, так и рельефной, иметь или не иметь шипы. Рельефная часть называется протектором. От высоты протектора зависит уровень сцепления с дорогой. Гладкие варианты называются сликами. Они подходят для скоростного велосипеда и ориентированы на катание по ровному асфальту. Полуслики представляют собой гладкие покрышки с рельефной боковой частью. Чем более выражено бездорожье, тем большую высоту протектора рекомендуется выбрать. Агрессивные модели покрышек с высоким протектором подходят для горного велосипеда.

Современные колеса могут быть камерными и бескамерными. Оба варианта используют ниппель. Бескамерные покрышки предполагают наличие внутри специального герметика. Такие варианты позволяют накачать колеса до высокого давления, а также кататься на подспущенных колесах. Бескамерные модели имеют самую высокую защиту от проколов, однако представлены не так широко, как камерные шины.

Классические камеры не так устойчивы к проколам. Для их защиты можно использовать специальные антипрокольные ленты.

Щиток

Металлическая или пластиковая деталь, расположенная над колесами байка. Элемент также носит название крыла. Щитки бывают стационарными и съемными. Они защищают райдера, его багаж и детали велосипеда от грязи, отлетающей с колес. Металлические полноразмерные щитки имеют дополнительные боковые крепления в виде металлических усиков.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий