Переключатели скоростей на велосипеде: особенности механизмов

Переключатели скоростей на велосипеде: особенности механизмовДля грамотного обслуживания велосипеда и его комфортной эксплуатации владельцу транспорта следует знать основные технические характеристики байка и принципы работы его узлов.

В сегодняшней статье мы поговорим о том, как работает переключатель скоростей на велосипеде. Рассмотрим виды механизмов, их плюсы и минусы, а также затронем тему технического обслуживания.

Преимущества многоскоростной трансмиссии. Тренировки на ровной дороге отличаются от катания в гору или под гору. Изменение рельефа требует корректировки усилий педалирования.

Для возможности поддерживать оптимальный уровень нагрузки были разработаны многоскоростные трансмиссии, позволяющие подобрать оптимальный каденс, т. е. частоту педалирования.

Переключатели скоростей на велосипеде

Особенности механизмов

Каденс имеет непосредственное влияние на скорость велосипеда. Опытные райдеры советуют стремиться к поддержке определенной частоты вращения педалей. Это поможет снять нагрузку с суставов, особенно с колен. При подъеме в гору следует выбрать самую легкую передачу, позволяющую райдеру экономить силы и избежать опасных нагрузок на суставы.

Профессиональные спортсмены выбирают каденс в 90-100 оборотов. Для новичком комфортным может быть более низкий темп — около 70-80.

Устройство механизма переключения скоростей

Трансмиссия велосипеда включает в себя все узлы и детали, обеспечивающие передачу энергии от педалирования, а также механизмы переключения.

Трансмиссия состоит из шатунов, каретки, передних и задних звезд, цепи, переключателей, манеток и шифтеров. Передние звезды называются системой, задние — кассетой.

Смена передач трансмиссии велосипеда осуществляется за счет перебрасывания цепи с одной звезды на другую.

Классические системы имеют три звезды. В последние годы прослеживается тенденция минимизации количества звезд системы и расширения возможностей кассет. Все чаще встречаются варианты с одной или двумя звездами в системе и  9, 10 или 11 в кассете.

Переключение скоростей трансмиссии классического вида осуществляется путем использования шифтеров, расположенных на руле велосипеда. Задние звезды управляются правым переключателем, передние — левым.

Передние звезды принято нумеровать от меньшей к большой, а задние — наоборот.

Виды переключателей скоростей

Классическая трансмиссия имеет внешние переключатели. Скорости могут также сменяться посредством внутренних переключателей в виде втулок.

Устройство внутренних переключателей

Такой вариант носит название планетарной втулки. Механизм устанавливается на прогулочные модели велосипедов, например, на сити-байки. В трансмиссии отсутствует кассета со звездами, все устройство переключения содержится внутри втулки.

Количество передач ограничено и составляет от 3 до 7.

Преимуществами планетарных втулок являются:

  • Большая устойчивость к плохим погодным и дорожным условиям. Все чувствительные детали скрыты в надежном корпусе втулки.
  • Наличие опции переключения скорости в состоянии покоя.
  • Снижение веса велосипеда, по сравнению с классической трансмиссией.

Основной недостаток заключается в сложности ремонта механизма и невозможности устранения поломок в полевых условиях.

Устройство внешних переключателей

Данный вариант является классикой и распространен практически повсеместно. Большинство городских, шоссейных и горных моделей имеют именно такую трансмиссию.

Задний и передний переключатели находятся на руле.

Правый переключатель управляет цепью на задних звездах. Конструкция предусматривает наличие особой рамки, перебрасывающей цепь на необходимую звезду. Левый переключатель отвечает за положение цепи в звездах системы.

Преимуществами внешних переключателей являются:

  • Невысокая цена.
  • Широкий диапазон выбора скоростей.
  • Простота конструкции.

Недостатками внешних переключателей являются:

  • Большая подверженность воздействию неблагоприятных погодных условий.
  • Необходимость настройки и регулярного технического обслуживания механизма.
  • Риск возникновения поломки при падении байка.
  • Отсутствие возможности переключения скоростей в состоянии покоя.
  • Необходимость подбора подходящих сочетаний звезд в системе с тремя звездами.

Правильные комбинации звезд

Многоскоростные трансмиссии имеют более узкую цепь. Чем больше количество звезд, тем уже сам элемент. При использовании подобного механизма следует обращать особое внимание на положение цепи. Необходимо избегать использования противоположных звезд, ведущих к сильной деформации элемента.

На начальном этапе потребуется определять состояние цепи визуально. Она должна быть максимально параллельна раме велосипеда. Перекос возникает при одновременном использовании двух крупных или маленьких звезд. С опытом использование правильных сочетаний войдет в привычку.

Давайте возьмем для примера классическую передачу с 3 звездочками системы и 8 задними.

Самая крупная звезда системы будет хорошо сочетаться с 4-8 звездами кассеты

Самая крупная звезда системы будет хорошо сочетаться с 4-8 звездами кассеты. Такая комбинация прекрасно подходит для катания по плоской дороге, например, по асфальтовому шоссе без уклона.

Средняя звездочка системы предполагает использование 3-6 звезд заднего колеса. Сочетание позволяет комфортно преодолевать умеренно пересеченную местность. Также его можно использовать для повышения нагрузки при катании по ровным дорогам.

Малая звездочка системы комбинируется с 1-3 звездами кассеты. Сочетание идеально для подъема в гору. Оно позволяет минимизировать энергетические затраты райдера при педалировании и снять нагрузку с колен.

Неправильное сочетание звезд приводит к сильному искривлению цепи, что отрицательно сказывается не только на сроке службы элемента, но и на состоянии близлежащих деталей.

Сокращение количества звезд системы снимает вопрос подбора комбинации звезд. Однако существенно уменьшает диапазон регулировки режимов педалирования. В настоящее время вопрос решается путем разработки кассет с широким диапазоном скоростей.

Советы по переключению скоростей

***

  • Внешние механизмы предполагают только переключение скоростей во время педалирования. Ни в коем случае не меняйте режимы в состоянии покоя или на слишком маленькой скорости.
  • Избегайте переключения под нагрузкой. Перед перемещением цепи следует ослабить давление на педали и перейти на легкое и плавное кручение.
  • Переключайте звезды последовательно, не перескакивая через них.
  • При подъеме в гору избегайте переключения звезд в системе. Следует заранее перейти на самую маленькую звезду спереди и пользоваться только задними звездами, если уклон дороги позволяет осуществить переключение.
  • При возникновении щелчков или стрекота следует дожать переключатель. Это приведет к окончательному перебросу цепи на необходимую звезду.
  • При прохождении грязевых участков следует перейти на повышенную передачу. Это повысит возможности велосипеда по преодолению сложного элемента.
  • На песке рекомендуется выставить более низкую передачу. Исключение составляют только краткие участки, которые можно проскочить на высокой скорости, по инерции.
  • На сложном рельефе планируйте маршрут заранее и своевременно осуществляйте переключение скоростей.
  • Старайтесь поддерживать комфортный уровень каденса. Не перегружайте колени.

Как настроить переключатели

Трансмиссия велосипеда нуждается в регулярном техническом обслуживании. При отсутствии должного ухода переключение скоростей осуществляется нечетко. Возникают посторонние звуки, цепь проскакивает на звездах под нагрузкой или при попытке сменить скорость.

Негативные эффекты могут быть связаны как с растяжением или искривлением цепи, вызванными ее износом, так и с отсутствием грамотной настройки.

Регулировка переключателей производится или самостоятельно, или в условиях сервис центра. Процесс включает в себя комплексную настройку обоих элементов. Для осуществления работы рекомендуется воспользоваться видео инструкциями, например, в YouTube. В поисковой строке укажите модель ваших переключателей.

Замена троса

Тросики велосипеда являются расходниками и подлежат замене в случае выхода из строя. Рекомендуется брать в дальние путешествия запасные тросы, а также инструменты для их замены.

Работа не представляет каких-либо трудностей. Если тросик порвался, следует покрутить педали. Так цепь сама найдет оптимальное для себя положение.

Для замены троса следует ослабить анкерный болт и освободить тросик после снятия рубашки. Наиболее сложно трос высвобождается из грипшифтов бренда SRAM. Они имеют сложное устройство и почти всегда требуют разбора.

Работа не представляет каких-либо трудностей

После замены троса в обязательном порядке необходимо отрегулировать его натяжение. Для этого подкручивается барабан, расположенный на рычаге переключателя.

Для замены тросика переднего переключателя элемент протягивается через все рубашки. При этом рекомендуется проверить состояние деталей, особенно в их конечных точках. Оцените степень износа и, при необходимости, замените элементы на новые.

Затем рычаг ставится в крайнее положение, соответствующее размещению цепи на меньшей звезде.

Трос следует вставить в крепление, размещенное на переключателе. Элемент фиксируется при помощи анкерного болта. Если система имеет три звезды, потребуется дополнительная настройка натяжения троса. Для этой цели используется регулировочный барабан.

Для замены тросика заднего переключателя элемент следует протянуть через все рубашки. Последние также проверяются на износ и заменяются в случае необходимости. Рычаг переключается в крайнее положение, отвечающее за размещение цепи на самой маленькой звезде.

Технические обслуживание

Детали трансмиссии требуют регулярного ухода и своевременной замены в случае износа или поломки. Особое внимание следует уделять состоянию цепи.

Необходимо контролировать растяжение элемента и вовремя заменять цепь на новую. Катание на деформированной цепи может привести к повреждению звезд системы и кассеты велосипеда.

Цепь и звезды следует регулярно чистить. Велосипедную цепь необходимо обрабатывать подходящими смазочными составами.

Смазка для цепи и других узлов выбирается с учетом особенностей механизма, температурных условий, наличия или отсутствия осадков. Для катания зимой выбираются незатвердевающие смазки. Для тренировок в сырую погоду — максимально устойчивые к смыванию варианты.

Заключение

Трансмиссия велосипеда имеет сложное устройство. Знание принципов работы поможет владельцу велосипеда грамотно обслуживать механизмы, что позволит продлить срок их службы. Следование правилам правильного переключения позволит подобрать оптимальный каденс и исключит использование противоположных звезд, приводящих к быстрому износу цепи велосипеда.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий